Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Внушение...

В Украине активно обсуждают последние социологические данные президентского рейтинга
1 февраля, 2019 - 11:59
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

В четверг были обнародованы сразу два социологических опроса электоральных симпатий относительно будущего президента. В обоих рейтингах в тройку лидеров входят: действующий президент Петр Порошенко, лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко и шоумен Владимир Зеленский. Однако впервые за долгое время, согласно обнародованным опросам, изменился лидер. Если раньше первую ступеньку постоянно занимала Юлия Тимошенко, то теперь в лидеры вырвался Владимир Зеленский. А вот относительно второго места данные отличаются.

Итак, по результатам опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» с 16 по 24 января 2019 года, Зеленского поддерживают 19,0% тех, кто определился и намеревается голосовать, за Тимошенко готовы отдать голоса — 18,2%, у Порошенко — 15,1%. Дальше рейтинг выглядит так: Юрий Бойко — 10,0%, Анатолий Гриценко — 8,5%, Олег Ляшко — 7,0%, Евгений Мураев — 3,6%, Александр Шевченко — 2,9%, Андрей Садовый — 2,7%, Александр Вилкул — 2,6%.

Согласно данным, обнародованным тремя другими социологическими компаниями (Центр социальных и маркетинговых исследований «Социс», Киевский международный институт социологии и Центр Разумкова), расклад такой (исследование длилось с 16 по 29 января 2019 года). Среди тех, кто примет участие в голосовании и определился со своим выбором, Зеленский получил бы 23%, Порошенко — 16,4%, Тимошенко — 15,7% голосов респондентов. За Юрия Бойко намереваются отдать свой голос 9,3% опрошенных, Анатолия Гриценко — 8,1%, Олега Ляшко — 6,7%, Александра Шевченко — 3,5%, Андрея Садового — 3,4%, Евгения Мураева — 2,7%, Александра Вилкула — 2,4% респондентов, Игоря Смешко — 2,2%, Руслана Кошулинского — 1,3%.

Первое. Из этих данных видно, что проценты относительно конкретных кандидатов в двух опросах отличаются. Поэтому никакие социологические данные кандидатов — это не повод для восприятия их как данность, а необходимость задуматься над правильной оценкой избирательного и политического процесса. Ведь часто предание огласке социологических рейтингов тех или иных кандидатов в президенты или парламентских партий используется избирательными штабами как политические технологии.

«К сожалению, за последний год доверие к социологам, которое было более-менее стабильно в течение 10 лет, статистически значимо снизилось, — пишет у себя в ФБ директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто. — Скорее всего, это связано с выборами, со все более широким использованием в избирательной кампании грязных технологий, с использованием фейкових данных и псевдосоциологических компаний».

Второе. Оценивая все-таки тройку лидеров, согласно имеющимся данным, высокий рейтинг Владимира Зеленского можно объяснить тем, что он позиционирует себя отдельно от действующего политикума. Да и его самого оценивать как политика еще рано, ведь он никогда им не был. Однако данный выбор части общества — это результат десятилетия попсового ТВ и постоянного разочарования избирателей. С другой стороны, в обществе всегда был низким запрос на профессионалов. Все это породило то, что мы имеем сегодня, — отложенную месть избирателей, когда голосование «по приколу» может привести к опасным последствиям. Когда-то — во время президентских выборов 1999 года был плакат с изображением Леонида Кучмы с ирокезом и подписью «Все будет чотко». Кучму переизбрали, чем закончилось — известно.

«ЭФФЕКТОВ ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ МНОГО»

Евгений ГОЛОВАХА, заместитель директора Института социологии НАН Украины:

— Социология — это большая наука и когда говорят о результатах социологического опроса и их влиянии на мнение и решение граждан, то здесь нужно обращаться к широкому объему научных знаний и методологии. Есть избиратели, которые уже четко определились со своим кандидатом и будут голосовать за него и защищать свою позицию. Исследований поведения избирателя очень много, и в конечном итоге выбор все равно отражает состояние общества. Эффектов влияния на общественное мненик также много. Конформисты будут голосовать за так называемых проходных кандидатов. Кто-то, наоборот, способен находить альтернативу в менее раскрученных кандидатах и голосует за них, ведь не может представить себе другое поведение и понимает, что если не голосовать, то этот кандидат точно проигрывает.

Что касается того, что, согласно социологическим опросам лидерство занимают конкретные три кандидата, то здесь нет ничего странного. Порошенко при власти, а власть всегда имела влияние на выборы и электорат. У Порошенко есть много сторонников, которые считают, что он удержал страну за эти пять лет. Существуют просто зависимые от него люди. А есть еще и те, кто просто боится любых изменений. У Тимошенко же есть стойкое ядро тех людей, для которых она привлекательна. Всегда было определенное количество избирателей, которое голосовало за нее. У нее есть своя харизма.

Относительно поддержки кандидатуры Зеленского, то здесь тоже все понятно. Всегда находятся те, кто скажет — пусть будет  хуже,  но чтобы другое. То, что у него нет политического опыта, среди упомянутого электората выглядит лишь как позитивный момент. В наших реалиях политический опыт часто вызывает негативное отношение, ведь видят во что превращает людей политика. Еще один фактор — это то, что у электората юга и востока Украины нет единственного кандидата, который бы был с одной стороны русскоязычным, а  с другой — не имел бы соответствующего шлейфа. При этом, этот электорат не хочет в Россию. С Бойко, Вилкулом они себя не отождествляют и потому, ориентируются на Зеленского. На западе Украины Зеленского поддерживают именно те, кто хочет новые лица. Для них был важен сам факт выдвижения Зеленского. Видим, что тот же Вакарчук не пошел на выборы, а следовательно не предпринял необходимый шаг, по которыму  его потенциальный электорат мог бы тоже принимать решение о своем голосе на выборах. Зеленский, наоборот заявил и сделал, поэтому имеет свой процент сторонников.

«ОТНОСИТЕЛЬНО ЗЕЛЕНСКОГО СУЩЕСТВУЕТ ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ И ЭФФЕКТ ПРОТЕСТНОГО ГОЛОСОВАНИЯ»

Петр ОЛЕЩУК, политолог:

— Безусловно, предание огласке рейтингов кандидатов на пост главы государства влияют на общественность. Прежде всего, они влияют на тех, кто еще не определился. Общественная мысль от этого, в известной мере, зависит. Поэтому здесь нужно очень осторожно подходить к источникам подобных опросов. То, что Зеленский фигурирует в лидерах опросов, есть несколько факторов. Существует эффект новизны. Существует эффект протестного голосования. И само протестное голосование в его рейтингах всегда играло достаточно серьезное влияние. До Нового года значительная часть избирателей не говорила, что будут поддерживать Зеленского, потому что еще не было известно на самом ли деле он пойдет на эти выборы. Многие элементарно не верили в то, что он будет баллотироваться. Теперь, когда он выдвинулся, подал документы и уже официально зарегистрирован как кандидат в президенты, то полностью логично, что у него количество сторонников растет.

 Еще одним важным моментом является то, что ему очень активно помогла дискредитационная кампания, которая велась против него в последнее время. Эта кампания повысила его статус и заставила относиться к Зеленскому более серьезно, ведь  и его оппоненты к нему относятся серьезно. Более того, это навеяло мысль о том, что он является олицетворением новых сил, а старая система упирается. И обычно еще весомый процент Зеленскому добавляют голоса тех ,кто до того утверждал, что принимать участие в выборах не будут. Теперь мы видим тенденцию, что количество людей, которые желают принять участие в выборах растет. И в частности, она достаточно серьезно растет среди молодежи.

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ