Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

L’Humanite на грани исчезновения

Классических коммунистических газет в мире остается все меньше. Нет спроса
1 февраля, 2019 - 13:13

Видный деятель французского социалистического движения Жан Жорес в апреле 1904 года начал издавать газету L’Humanite. Страстный последователь единства рабочего движения, с которым он связывал надежды на светлое будущее и единство людей труда. Они и подсказали ему название печатного органа — «Человечество».

С момента основания Французской коммунистической партии (ФКП) L’Humanite становится ее органом. Не удивительно, что политическая позиция газеты колебалась вместе с линией партии. При этом она всегда поддерживала советскую внешнюю политику.

В номере от 25 августа 1939 года L’Humanite писала, что «Меры, принятые Советским Союзом путем заключения договора о ненападении с Германией, способствуют укреплению всеобщего мира». Действительно кто бы сомневался. За поддержку пакта Молотова-Риббентропа 27 августа 1939 года правительство премьер-министра Эдуарда Даладье запрещает выход L’Humanite.

Когда советские войска вторгаются в Венгрию 4 ноября 1956 года, газета выходит с заголовком: «Будапешт снова с улыбкой». Ситуация как для ФКП, так и для L’Humanite после подавления Пражской весны существенно усложнилась. Наученные горьким опытом безудержной поддержки советских интервенций руководители ФКП проявили чудеса изворотливости. Они не стали в ряды так называемых нормализаторов. К тому же категорически против интервенции выступили итальянские коммунисты и их центральный орган L’Unita. С другой стороны, терять финансовую поддержку Москвы тоже не хотелось. Дело свелось к осуждению некоторых перегибов, причем с каждым годом их становилось все меньше.

С августа 1945 года после освобождения Парижа L’Humanite снова выходит легально. Тираж доходит до 400 тыс. экземпляров, что для послевоенной Франции очень много. Газета соперничает с такими гигантами французской прессы как Le Monde (Мир) и Le Figaro.

С газетой сотрудничают выдающиеся писатели и журналисты. Во многом благодаря им L’Humanite становится образцом печатной прессы и приобретает большой авторитет.

Однако, все это продолжалось не слишком долго. Откровенный сталинизм и угодничество перед СССР оттолкнули свободных писателей и художников. Литературный уровень газеты резко снижается, и соответственно падают тиражи. В 1972 году 150 тыс. экз., 107 тыс. в 1986 и 46 тыс. в 2002. Позже он вырос до 50 тыс.

В 1994 году после XXVIII съезда ФКП ссылка на «центральный орган» заменена на «газета ФКП». В 1999 году указание на связь с партией удалено.

Интересно, что в СССР L’Humanite в киосках Союзпечати продавалась практически все время. Итальянской L’Unita в этом отношении повезло меньше. После событий в Чехословакии в 1968 году в СССР ее уже не продавали. В отличие от тусклых и невзрачных коммунистических английской Morning Star и американской Daily Worker ( с1968 года The Daily World, с 1991 года не выходит) L’Humanite была красочной, особенно воскресный выпуск L’Humanite Dimanche, и часто просто интересной для советского читателя, не имевшего представления о западной прессе. На страницах французской газеты он увидел популярного детского персонажа песика Пифа, героя забавных детских комиксов. К тому же французский язык L’Humanite все-таки был достаточно красивым и литературным, если отвлечься от политической основы. По ней его и учили.

И вот настал скорбный час. Старейшая коммунистическая газета может закрыться. Сложные времена начались давно. В 2000 году пришлось продать 20% акций газеты классовым врагам, в частности телеканалу TF-1. Это не спасло положения. Пришлось выставить на продажу здание редакции, построенного по проекту великого бразильского архитектора Оскара Нимейера в конце 1980-х гг. в парижском пригороде Сен-Дени. Довелось видеть это монументальное здание, в котором тогда практически на всех этажах располагались разного рода арендаторы. Ничего не помогло. Пришлось все здание выставить на продажу за €18 млн. Однако покупателей не нашлось. То ли цена показалась слишком высокой, то ли в шумный пригород не захотели переезжать. В 2010 году здание приобрело государство и разместило в нем городское управление полиции. Какая ирония судьбы.  

Как сообщил директор газеты депутат европарламента, коммунист Патрик Ле Ярик, против газеты начато судебное дело из-за невыполнения финансовых обязательств. По его словам, L’Humanite «столкнулась с тяжелыми финансовыми трудностями, как и многие другие газеты». Насчет других не знаем, но с коммунистической прессой на Западе просто беда.

Редакция L’Humanite задолжала зарплату журналистам и техническим работникам. Под угрозой выход новых печатных номеров.

Интересно, что газета с самого начала поддержала движение желтых жилетов. Тем не менее, они как-то это не заметили. Ни профсоюзы, ни левая партия Жан-Люка Меланшона «Непокоренная Франция» никак не поддерживают L’Humanite. Весьма вероятное закрытие газеты их совершенно не волнует. Один из читателей написал по этому поводу, «И эти люди всегда учили нас жить! Вот вам результат».

Газета итальянских коммунистов L’Unita, основанная в 1924 году Антонио Грамши, долгое время была одной из самых влиятельных в стране. С августа 2014 года издание прекратило свое существование. В июне 2015 года директором газеты становится сторонник левоцентристской Демократической партии Эразмо д’Анджелис. Он восстановил выпуск в бумажном и электронном вариантах с измененным логотипом. Связь с коммунистическим прошлым оборвана полностью.

Классических коммунистических газет в мире остается все меньше. Не будем считать китайскую Женьминь жибао (Народная ежедневная газета) или северокорейскую Нодон синмун (Рабочая газета). Если газета не пользуется финансовой и организационной поддержкой государства, то она либо прекращает выход, либо влачит жалкое существование.

В силу традиции L’Humanite продержалась почти 115 лет. Навряд ли ее основатель Жан Жорес предвидел ее такой конец.

Если хорошая журналистика заменяется политической целесообразностью в угоду конъюнктурным требованиям, читатели отворачиваются и тем самым мстят на беспринципность.

Это закон рынка и судьба L’Humanite, L’Unita и других коммунистических изданий в Испании, Португалии, США тому наглядное подтверждение. 

 

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ