С 1 июля 2019 года вступают в силу изменения к Налоговому кодексу в части регулирования производства и оборота алкогольных напитков (ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов»). В частности, изменения касаются алкогольного напитка — виски. Так, по обновленному определению, «виски — алкогольный напиток крепостью от 35 до 45% объемных единиц с характерным ароматом, изготовленный по коньячной технологии из выдержанного в обугленных внутри дубовых бочках (емкостях с обугленной дубовой клепкой) зернового дистиллята.
Однако у бизнес-сообщества есть опасение, что обновленное определение не будет способствовать урегулированию вопроса налогообложения подакцизных товаров, как это было запланировано. А наоборот, создаст дополнительные пробелы в законодательстве и искусственные барьеры для международной торговли.
В первую очередь, ведь оно противоречит международному законодательству — нормам ЕС, которые Украина должна имплементировать, а следовательно — и Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС.
Так, согласно соответствующему Регламенту ЕС, в Европе установлен всего лишь минимальный предел концентрации спирта в объемном проценте в размере 40% — без верхнего порога. Также там нет ни слова о коньячной технологии, ведь виски изготавливают путем дистилляции сусла. То есть международные производители имеют возможность выпускать продукцию с содержимым спирта более 45%, что предлагается запретить в Украине.
«По предварительным оценкам компаний-членов Европейской Бизнес Ассоциации, это более 1000 видов продукции, которая официально ввозится и за которую платят все налоги. Так, например, только в прошлом году было импортировано 68 995 литров виски с содержимым спирта свыше 45%, что в денежном эквиваленте составляет 170,96 млн грн», — объяснила менеджер Комитета по вопросам импорта и торговли алкогольными напитками Европейской Бизнес Ассоциации, Кристина Линиченко.
Существует объективная угроза того, что виски, крепость которого будет превышать установленный законодательством Украины порог — 45%, будет считаться некачественной и опасной продукцией. Поскольку надпись на бутылке иностранного виски хоть и будет отвечать международным стандартам, не будет отвечать законодательству Украины и будет подлежать утилизации (в соответствии с ЗУ «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных» и ЗУ «Об исключении из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или последующем использовании некачественной и опасной продукции»).
Уже менее чем через полгода это может привести к тому, что с украинских прилавков исчезнет львиная доля известных марок виски. Ведь за реализацию напитка с содержимым более 45% алкоголя будут налагаться штрафы и другие санкции.
В то же время в международных обязательствах указано, что члены ВТО, среди которых есть и Украина, должны обеспечить, чтобы технические регламенты не разрабатывались, не принимались и не применялись способом, целью или следствием которого является создание неоправданных преград для международной торговли.
Поэтому бизнес-сообщество Европейской Бизнес Ассоциации призывает привести определение «виски» в соответствие с нормами ЕС и убрать верхний предел содержимого спирта или увеличить его до 70%. Странно создавать искусственные барьеры, которые будут мешать легальному бизнесу импортировать и реализовывать продукцию в то время, когда существует нелегальный рынок крепкого алкоголя. И по оценкам Госслужбы статистики, он составляет более 50%.
Бизнес обращается к Верховной Раде и профильному комитету ВР по вопросам налоговой и таможенной политики и отмечает необходимость внести изменения в закон и установить определение, которое соответствует международным требованиям и убрать верхний предел, — до 1 июля 2019 года.