Для миллионного Днипра, как и для других крупных украинских городов, необходимые гарантии необратимости децентрализации и четкие перспективы долгосрочного планирования. Об этом мэр Днипра Борис Филатов заявил в своем выступлении во время заседания Совета регионального развития Днепропетровской области, которое состоялось с участием Президента Петра Порошенко. По словам мэра, благодаря децентрализации Днипро продолжает возрождать муниципальный электротранспорт, продолжается масштабная достройка метрополитена. Днипро стал единственным городом в Украине, который за средства муниципального бюджета капитально ремонтирует Центральный мост.
В то же время есть ряд проектов, в которых не обойтись без поддержки центральной власти. Ведь украинские города сталкиваются с инфраструктурными проблемами, накапливавшимися десятилетиями. Так, почти вся левобережная часть города была построена без ливневой канализации. Есть проблема обеспечения питьевой водой — в городе остается до 30 станций водоснабжения и водоотвода, которым необходимая модернизация, а это — сотни миллионов гривен. Огромной проблемой Днипра является транспортное сообщение с внешним миром. Такая ситуация негативно влияет на инвестиционный и туристический климат. Но главным вопросом для города остается аэропорт. Мэр призвал руководство правительства еще раз обратить внимание на перспективу строительства аэродрома в самом Днипре, а не в отдаленном райцентре Соленом, как это планирует министерство инфраструктуры. «Город готов присоединяться к крупным проектам. На условиях софинансирования и по мере своих возможностей. Но для этого необходимо четкое понимание собственных полномочий и материальных перспектив», — сказал Борис Филатов.
Крупным городам необходимо иметь больше полномочий — независимо от настроений киевских чиновников. По словам мэра, сейчас реформа децентрализации, которую в Украине инициировал Президент, коснулась преимущественно финансовой сферы. Глава города отметил, что сейчас идет немало дискуссий относительно увеличения процента возвращения части налогов на доходы физических лиц в центральный бюджет. Кроме того, существует вероятность перекладывания на местное самоуправление расходов на все льготы и субсидии. Муниципальные бюджеты могут обязать погашать долги за среднесрочные ссуды, за которые отвечает Министерство финансов. При этом, заметил Борис Филатов, Днипро недополучает субвенцию на образование и медицину, в то же время город компенсирует льготы по транспорту и связи. Неоднозначной остается ситуация с Антимонопольным комитетом и правоохранительными органами. «Точку в дискуссии должен поставить Кодекс о местном самоуправлении — свод гарантий, при котором децентрализация заработает в полную мощность, а города перестанут зависеть от настроений столичных чиновников. Если мы примем кодекс, будем понимать наши перспективы. Чтобы планировать свои возможности, а не зависеть от прихотей министерств и чиновников», — сказал Борис Филатов.