Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чего ожидают от Украины?

Соглашение об ассоциации могут подписать через 6—12 месяцев
3 апреля, 2012 - 12:24
ФОТО РЕЙТЕР

В прошлую пятницу Украина и Европейский Союз парафировали соглашение об ассоциации, включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли. Подписи на этом документе поставили соответственно руководитель украинской переговорной группы, заместитель министра иностранных дел Павел Климкин и руководитель переговорной группы ЕС, исполнительный директор европейской дипломатической службы по вопросам России, восточных соседей ЕС и Западных Балкан Мирослав Лайчак. Таким образом, состоялось техническое утверждение текста соглашения, которое готовилось почти пять лет.

Министр иностранных дел Украины Константин Грищенко высказал убеждение, что парафированное 30 марта соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС может быть подписано через 6—12 месяцев. «Даже с чисто технической точки зрения это потребует нескольких месяцев. Речь идет (в самом оптимистичном варианте) о периоде от шести до двенадцати месяцев, как мы видим на примере соглашений, подписанных до нас не в таком далеком прошлом», — цитирует слова Грищенко УНИАН. Министр сообщил, что украинская сторона договорилась с ЕС о продолжении технической работы, направленной на подготовку Соглашения об ассоциации к подписанию. Мы будем со своей стороны ускорять этот процесс с тем, чтобы как можно быстрее выйти на конечный результат», — добавил он.

Между тем руководитель украинской переговорной группы Климкин в прямом эфире «5 канала» в ток-шоу «РесПублика» с Анной Безулик» высказал предположение, что соглашение может быть подписано в первой половине 2013 года во время председательства Литовской Республики. Более того, он также добавил, что после подписания возможно временное применение соглашения еще до ее ратификации. «У меня было очень много переговоров с представителями разных стран-членов ЕС, и в целом мысль на сегодня сводится к следующему: нам нужно где-то полгода (возможно, немного больше) для технической подготовки соглашения, и после этого, безусловно, политические факторы будут приниматься во внимание. Я считаю (и это мое впечатление от очень многих разговоров), что соглашение имеет хороший шанс быть подписанным в первой половине следующего года во время литовского председательства в ЕС. Технически и политически это вполне возможно в такие сроки», — сказал Климкин.

«Ранее ЕС мог временно задействовать только экономическую часть, а после Лиссабонского договора он может задействовать все соглашение, включая политику» — объяснил свою позицию украинский дипломат.

Свой комментарий по поводу парафирования соглашения сделал министр экономического развития и торговли Петр Порошенко. В эфире программы «Шустер Live» в пятницу вечером он в частности отметил: «Ни с одной страной Евросоюз не имеет соглашения такого масштаба, парафированного с Украиной». Порошенко также отметил поразительное количество направлений сотрудничества, а также глубину политической и экономической ассоциации, которую предусматривает парафированный сторонами 30 марта документ.

«Сегодня мы имеем уникальные возможности, которые после соблюдения всех условий и процедуры подписания принесут огромные объемы потенциальных инвестиций в Украину», — подчеркнул министр. Но при этом он отметил, что Украина должна придерживаться европейских ценностей и стандартов, принципов демократии, обеспечить проведение честных и свободных выборов. Вместе с тем министр продемонстрировал понимание того, что нужно делать его ведомству. Он в частности сказал, что среди основных задач, которые необходимо решить и по линии его министерства, — создание соответствующего инвестиционного климата в стране, осуществление шагов в сторону гармонизации украинского законодательства с европейским, что создаст в Украине европейскую систему ведения бизнеса.

Напомним, что в декабре 2011 года Украина и ЕС завершили переговоры относительно соглашения об ассоциации, которые вели с 2007 года. Для вступления в силу соглашения необходимо его подписание президентами и ратификация Верховной Радой, Европейским парламентом и национальными парламентами всех стран-членов ЕС (это 27 стран).

Сейчас известно, что ратификация соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом в немецком Бундестаге (нижняя палата парламента страны) на данном этапе невозможна. Об этом в интервью Deutsche Welle заявил депутат от правящего Христианско-демократического союза, который возглавляет Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, Гунтер Крихбаум.

КОММЕНТАРИЙ

«День» обратился к директору программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике Александеру РАРУ с просьбой рассказать, что думают в Берлине о парафировании соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также при каких условиях бундестаг будет готов ратифицировать это соглашение.

— Парафирование соглашения является первым шагом к признанию, что договор об ассоциированном статусе Украины в Европейском Союзе будет. Меня волнует другое. В Брюсселе действует своеобразная бюрократия: с одной стороны — бюрократия, а с другой — демократия. Бюрократия вложила туда — в это соглашение — немало сил, более чем 15 лет работы с Украиной. А в Европе труд очень ценится. Сколько зарплат заплачено людям, сколько поездок было осуществлено в саму Украину, сколько гостиниц было проплачено, чтобы провести все эти переговоры. И теперь, когда мы, в принципе, все решили, из-за одного случая с Тимошенко отказываться от работы, которая была проделана за последние 15—18 лет? Нет, конечно.

Думаю, что сейчас каждая из обеих сторон будет искать движение друг к другу. После парафирования Украине будет дан сигнал: если выборы в октябре пройдут демократично и появится (для Запада это очень важно) в украинском парламенте дееспособная оппозиция, тогда найдутся страны, в том числе Германия и другие ведущие европейские страны, которые проголосуют уже в собственном парламенте за ратификацию этого соглашения.

Но я думаю, что чешский парламент будет до конца не ратифицировать этот договор. Как известно, Чешская Республика сегодня является той страной, которая наиболее критично относится ко всему, что происходит в Украине с Тимошенко. Поэтому этот процесс — ратификации — будет еще дольше длиться, и ратификация может затянуться на пять лет. Но, с другой стороны, сейчас можно говорить, что движение сейчас больше является позитивом, чем негативом.

— Народный депутат Олег Зарубинский, находясь в Варшаве, назвал главным препятствием для подписания соглашения позицию Германии, которая отстаивает в Евросоюзе интересы России. Что вы скажете на это?

— Ну, это полная ерунда. У Германии на самом деле очень сложные отношения с Россией. В этом можно убедиться, следя за критикой, которая в Германии раздается в адрес России, о том, что там нарушаются права человека, также звучит критика в адрес Путина. Наоборот, Германия выступает за то, чтобы Украина стала на путь европейских западных ценностей. Кстати, и Россия тоже. Там нет никакого заигрывания за кулисами. Возможно, в начале 1990-х годов кому-то так казалось. Нужно было привыкнуть к тому, что действительно развалился Советский Союз. Кроме России, на постсоветском пространстве появились другие государства — независимые, сильные и европейские. Да, процесс длился, пока все это помнили. Но сегодня это — абсолютно исторический факт, и никто его менять не хочет.

— Министр иностранных дел Константин Грищенко заявил, что соглашение может быть ратифицировано в течение 6—12 месяцев. Что должно быть сделано в Украине, чтобы действительно такой прогноз свершился?

— На этот вопрос я могу очень просто ответить: объявить амнистию Юлии Тимошенко и выпустить ее за границу, чтобы она поехала на лечение. Не нужно с нее снимать судимость. Она будет за границей, не будет участвовать в политической борьбе, но зато ее присутствие в тюрьме не будет мусолить глаза западным политикам и западным организациям, которые защищают права человека. Я думаю, что тогда господин Грищенко прав, тогда открываются совсем другие возможности. Потому что Запад не хочет, чтобы Украина входила в Россию. Запад будет дальше манить Украину, другой вопрос, что Запад на самом деле может предложить конкретно Украине кроме ратификации договора. Потом предстоит много совместной работы по сращиванию экономик, правовых систем.

Я считаю, что путинская Россия будет идти на ассоциированный статус с Европейским Союзом. Она ж не пойдет в Китай — это же смешно. Есть люди, которые не хотят работать с Европой, хотят великодержавный статус, которые считают, что Россия сильнее Европейского Союза, но это ж не реально. Поэтому в ближайшие годы необходимо находить новые пути и Восточной Европе, и Западной и Центральной Европе, чтобы создать общую экономическую свободную зону торговли. Я думаю, что это тоже реальность, и этого тоже можно достичь.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ