Ведь в этот день исполняется 50 лет со дня основания самого известного отечественного музыкального коллектива — Национального академического оркестра народных инструментов Украины. За эти годы оркестр НАОНИ дал более 5000 концертов во многих странах, а это почти 50 концертов в год! Не каждый оркестр может похвастаться такой продуктивностью. Именно НАОНИ было доверено сыграть на открытии песенного конкурса Евровидение в 2017 году, и это всего лишь один эпизод в многолетней славной истории коллектива, который собрал множество наград и получил мировое признание. Теперь оркестр является мощнейшим популяризатором аутентичной украинской музыки, на его концертах можно услышать народные мелодии из всех уголков нашей страны — от Крыма до Черниговщины и от Луганщины до Закарпатья. Однако не только национальный фольклор присутствует в репертуаре НАОНИ, который не отмежевывается от современных трендов и виртуозно исполняет популярные композиции от рока до неоклассики. С 1984 года бессменным руководителем оркестра является лауреат Национальной премии им. Т.Шевченко, народный артист Украины, профессор Виктор Емельянович ГУЦАЛ. Мы пообщались с маэстро об истории коллектива, особенностях профессии дирижера и будущем народной музыки в нашей стране.
«НЕЛЬЗЯ СТАТЬ МУЗЫКАНТОМ, ЕСЛИ ТЫ НАЧИНАЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ В 18-20 ЛЕТ»
— Виктор Емельянович, расскажите, когда вы впервые познакомились с музыкой? И какая в этом роль ваших родителей?
— Роль родителей всегда самая главная, иначе я бы не появился этот на свет. Моя семья имела свои традиции, среди них и общечеловеческие, что каждое поколение старается помочь следующему. Безусловно, родители были заинтересованы, проявляли интерес к детям и их желаниям, что очень важно. Занимаюсь музыкой с семи лет. Представляете, сколько это?! В то же время считаю, что еще не познал всего на этом пути.
— Вы начинали с народных инструментов или с классических?
— Тогда моя семья не могла себе позволить купить фортепиано или другой инструмент. А народные инструменты были более-менее доступны по демократическим ценам. Но это вовсе не означает, что они были второстепенными.
Профессионально заниматься музыкой означает, что хоть на каком инструменте играешь, ты должен знать сольфеджио, гармонию. Потом, уже в высших учебных заведениях — полифонию, музыкальную литературу. Без этого не обходится ни один музыкант, это дает очень важные общие знания.
Мой первый инструмент, на котором начал играть, — домра. Закончил на ней Львовскую десятилетку (современное название — Львовская средняя специальная музыкальная школа-интернат им. С. Крушельницкой). Таких десятилеток в Украине было, кажется, четыре — в Киеве, Львове, Одессе и Харькове. Если ребенок заканчивает эту десятилетку, он обязательно попадает в консерваторию, а из консерватории выходит профессиональным музыкантом.
— Когда вы впервые задумались о карьере дирижера?
— Еще в Киевской консерватории. Я поступил, когда мне было 18 лет. На нашем факультете обязательным было изучение дирижирования, это была моя вторая специальность. Вот с того времени и понял, что для меня это очень привлекательная профессия — в итоге стал дирижером.
— Насколько сложно руководить оркестром?
— Это работа не просто с людьми, а с высокими профессионалами. Музыкант — это необычный человек. Нельзя стать музыкантом, если ты начинаешь заниматься музыкой в 18-20 лет. Это невозможно! Сколько нужно пройти и знать, чтобы стать музыкантом, а дирижеру нужно знать еще больше.
Дирижер — это прежде всего педагог, руководитель. Это и человек, который объединяет людей, чтобы воплотить музыкальную мысль композитора. Дирижеру нужно проникнуться тем, что тот написал, и донести до слушателя.
Кроме того, дирижер должен иметь огромный авторитет, чтобы люди, которые сидят в оркестре, в него поверили (ведь они, как и он, закончили весь курс обучения, который длится 15-20 лет!). А еще именно он должен свести звучание отдельных инструментов в единое целое. Это чрезвычайно сложно. Руководить страной легче, чем руководить оркестром.
«МЫ В УКРАИНЕ НАСЧИТЫВАЕМ БОЛЕЕ 50 НАИМЕНОВАНИЙ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
— Когда был создан коллектив? Где состоялся первый концерт? Какие впечатления он оставил по себе?
— Коллектив был создан в 1969 году после огромных, как теперь говорят, дебатов. А мы тогда это называли выявлением общественного (музыкального) мнения. На то время в Советском Союзе все союзные республики имели оркестры народных инструментов, кроме Украины. Это было даже унижение, поскольку наша страна богаче всех относительно народной музыки. Мы насчитываем более 50 наименований народных инструментов, которые звучали, были признанными. Только власть не хотела создать оркестр, потому что уже тогда продвигалась идея «русского мира».
Поэтому создание оркестра — это была и борьба за свою независимость. Недаром, когда мы начали за нее бороться в конце 1980-х, все время звучал «Запорожский марш». Поэтому формирование оркестра на многие годы вперед способствовало нашей национально-освободительной борьбе.
Помню наш первый концерт, который состоялся в Национальной опере 12 апреля. Мы были счастливы, что нас восприняли как высокопрофессиональный оркестр. Пришло много людей, среди которых интеллигенция, немало музыкантов и писателей, которые выражали свои мнения и пожелания. Потому что за оркестр боролись люди, которые были музыкальными авторитетами страны. Я считаю, что это была победа для всех, кто заботился об украинской культуре, ее идентичности, уважении к ней. В то же время это была и большая ответственность.
ДУХ И СИЛА
— «Запорожский марш» является визиткой оркестра. Как родилась эта музыка?
— Я занимался и фольклором, и народной музыкой. В студенческие годы интересовался кобзарями, слушал их, потому что это духовное достояние нашего народа. Однажды услышал, как кобзарь Евгений Адамцевич играл «Запорожский марш». И понял, что он у бандуры звучит не так мощно. Он имел дух, но не имел силы, которая нужна была именно для него. Тогда я создал новый Запорожский марш на основе народной мелодии для оркестра. Это было главным нашим достижением, и с того времени он стал визитной карточкой не только нашего оркестра, но и всей Украины.
— Чем оркестр народных инструментов отличается от других музыкальных коллективов? Какие произведения есть в вашем репертуаре?
— Тем, что в своем составе он имеет украинские народные инструменты. А симфонический оркестр имеет свой устоявшийся и известный всем состав инструментов.
Что касается произведений, у нас их огромная палитра и библиотека. Мы работали и работаем с известными солистами — Анатолием Соловьяненко, Дмитрием Гнатюком, Евгенией Мирошниченко, Марией Стефьюк и с другими солистами Национальной оперы Украины. Это та когорта, которую знает весь мир.
С современными певцами — солистами Национальной оперы — мы тоже очень плодотворно сотрудничаем. У нас проходят успешные программы и с группами, например, ВВ («Вопли Видоплясова»), «Друга рика», ТИК («Трезвость и Культура»), ONUKA и т. д. Имеем с ними взаимную потребность в этом, и я считаю, что такие группы на правильном пути. Мы очень довольны, что они к нам обращаются. Потому что без народного колорита и почвы настоящей музыки не бывает.
— Вы много гастролируете. Где принимают лучше всего?
— Мы побывали на всех континентах. Сейчас мы гастролируем меньше, потому что в непростой финансовой ситуации. Кроме того, города имеют разную возможность к проведению таких концертов. Но хоть гастролируем реже, все равно стараемся. Даже сейчас мы на гастролях — в Виннице, Хмельницком, Тернополе, Луцке, Ровно (там выступали с Олегом Скрипкой — группа «ВВ»). Это те концерты, которые греют душу слушателю.
Еще очень любим быть в Одессе. Нас любят, ждут. Для нас это как глоток морского воздуха. Также нас хорошо принимают во Львове, Харькове, Киеве. Впрочем, такой оркестр и такую музыку невозможно не воспринимать и не приветствовать.
Нашу украинскую культуру очень положительно встречают в мире. Недавно мы выступали в Азербайджане, Армении, Польше.
Хотелось бы, чтобы наше искусство больше звучало за рубежом, чтобы показать возможности украинской культуры. Для этого нужна помощь государства. И это касается не только нашего оркестра, но и других творческих коллективов, украинской культуры в целом. Культура — это не только лицо нашего государства, но и его сущность.
— У каждой нации есть свои музыкальные особенности. Что, по-вашему, отличает украинскую народную музыку?
— В первую очередь — богатство нашей песенной культуры, народного инструментария, сохранившихся издавна. Вы знаете, что на фресках Софийского собора еще в ХІ столетии были нарисованы музыкальные инструменты, которые в ХХІ столетии звучат во всем мире? Не каждый народ может похвастаться такой историей. А у нас это знает мало людей. Также немногие знают, что мы имеем около 300 тыс. украинских народных песен.
Украинская народная инструментальная музыка — интересна и разнообразна. У нас столько национальностей живет, и каждый имеет свою культуру. Украина олицетворяет в себе слиток этих культур. Поэтому я думаю, что этим украинская культура как раз и отличается.
«ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ НАША БАНДУРА ГЛОБАЛИСТИЧНО ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ»
— Какие, по вашему мнению, перспективы развития этнической музыки в современном мире и в Украине в частности? Ведь сейчас музыкальная культура глобализируется и возникают мультикультурные жанры. Сохранится ли народная музыка в Украине в своем классическом виде или будет поглощена более современными и популярными жанрами наподобие поп-фолка или фолк-рока?
— Этнической музыкой мы называем народную музыку, сохранение традиций. Это очень важный момент в каждой стране. Те страны, которые утратили ее, сейчас начинают искать, обращаться в глубину своей истории и выискивать все капли древней этнической музыки. Даже сейчас в высокопрофессиональную музыку уже проникают этнические мотивы с точки зрения мелодики, исполнения музыки и распространения народного инструментария. Такой процесс, поиск еще продолжается.
Выдающийся композитор Малер в своей симфонии использовал гитару и мандолину. Другой известный композитор Стравинский — цимбалы. Важно, чтобы люди, которые занимаются этим делом, популяризировали такое виденье. Народная музыка в Украине, безусловно, сохранится, если мы будем ее хранить и не будем поддаваться глобалистическому влиянию.
В то же время его отрицать тоже нельзя, ведь мы же используем африканские ударные инструменты. Разве от этого нам плохо? Нет. Напротив, хотелось бы, чтобы и наша бандура тоже глобалистично использовалась в других мультикультурах. Для этого ее нужно популяризировать. Еще Тарас Григорьевич сказал гениальную истину: «І чужого научайтесь, і свого не цурайтесь». Поэтому все у нас должно идти по правильному пути.
— За время существования коллектива все ли вами запланированное сбылось? Какие планы на ближайшее будущее?
— В 1984 году я стал художественным руководителем. Наша миссия, которую мы очертили для себя 50 лет назад, полностью реализуется. Я не могу сказать, что воплотилась. Это непрерывный процесс, и мы делаем дело, которое задумали, и будем его делать последующие 50 лет, не считаясь ни с чем. Потому что миссия нашего оркестра заключается в том, чтобы нести в душу людей радость. Это мы выполняли, выполняем и будем выполнять.
— Что особенного будет на вашем юбилейном концерте?
— Кто придет на концерт — получит большое удовольствие от разнообразия музыки и исполнителей. У нас будет шесть солистов Национальной оперы Украины, которые будут петь украинские песни. Мы будем играть украинскую народную инструментальную музыку и музыку современных украинских композиторов.
Во втором отделении мы пригласили известных певцов — Валерия Харчишина, Джамалу, Олега Скрипку. Возможно, еще будет кое-кто из певцов, не буду раскрывать все карты. Главнее, что мы, вместе с артистами академического пения и нашими эстрадными звездами создадим (я думаю, это будет сюрпризом) отдельный номер. Такого еще никто не слышал и не видел, а если пойдет на концерт — все увидит. Это будет чрезвычайно интересно!
— Интригуете!
— Думаю, что моя задача как дирижера и руководителя — показывать свое искусство на сцене. Мы это успешно делаем. В нынешнее время не всегда выходит быть счастливым, но наше искусство помогает людям найти его каплю, или кто сколько может взять (ведь каждый человек по-своему воспринимает свою долю счастья, радости и оптимизма в жизни). Людям стоит видеть и слышать, что мы делаем именно со сцены, а мы будем и дальше дарить людям радость.