17 декабря 1997 года в США прошел первый показ фильма «Хвост крутит собакой» (Wag the Dog). 31 марта 1999 года состоялась премьера «Матрицы».
Для того чтобы качественно проанализировать избирательную кампанию в Украине, нужно сначала внимательно посмотреть оба этих фильма и только после этого уже переходить к разбору полетов президентской гонки-2019.
Фактически украинцам, базируясь на достижениях политтехнологий и достижениях киноискусства прошлого, удалось написать новый сюжет для подобных сюрреалистических драм или гротесковых комедий. Отличие только одно — в этом вымышленном мире придется жить в действительности.
Сейчас, когда избирательная борьба еще продолжается, слишком рано анализировать успехи и неудачи кандидатов и их команд. Попытаемся лишь исследовать, почему именно здесь и в настоящий момент стало возможным сотворение фантастического виртуального мира.
ТОЛПА
...люди, которые составляют толпу, ведомы безграничным воображением, возбуждены сильными эмоциями, не имеющими отношения к ясной цели. Они имеют удивительную склонность верить тому, что им говорят. Единственный язык, который они понимают, — это язык, обходящий ум и обращенный к чувству.
Серж Московичи. «Век толп»
Верный способ лишить поведение человека рациональности — поместить человека в толпу. Большое количество людей, которые собрались вместе, как свидетельствуют исследователи, начинают мыслить синхронно, действовать автоматически и легко поддаются влиянию (внушению).
Эта технология работала еще в домедийную эпоху. А уже Великая французская революция проходила с помощью медиа — сотен газет, которые идеологически обрабатывали и мобилизовали на борьбу тысячи людей. Фактически именно тогда медиа впервые стали играть роль творца и главного «кормчего» виртуальной толпы.
В эпоху телевидения такие толпы перестали ограничиваться границами, стали транснациональными, а количество участников групп, на которых можно осуществлять влияние, которыми можно руководить, увеличились на сотни миллионов.
Эра интернета, а особенно социальных сетей, создала условия для появления эффективных и простых в использовании технологий создания и управления виртуальными толпами. (Вспомним Cambridge Analytica как она вмешивалась в выборы по всему миру, воруя в соцсетях (Facebook) персональные данные потенциальных избирателей и манипулируя их мнением с помощью информационных технологий).
УПРАВЛЕНИЕ ТОЛПОЙ
Важно, что главное базовое условие эффективности управления толпой не изменилось со времен допотопных правил управления большими группами людей: на первом этапе нужно объединить людей на основе общих интересов и общей цели, на втором — с помощью эмоционального внушения побуждать их двигаться в нужном направлении. Такая себе «мягкая» «Матрица» — когда человек остается физически свободным, но его мысли формируются с помощью целенаправленного внешнего влияния.
Роль собирателей толпы и «внушителей» специально собранным сообществам нужных мыслей в Украине — как и везде в мире — сыграли традиционные и новые медиа. В первую очередь социальные сети.
Если с соцсетями все сложно, то, теоретически, хотя бы средства массовой информации должны были не включаться в эту деятельность по сотворению виртуального мира. Задача СМИ — информировать людей о реальности максимально объективно и полно. Но в украинских реалиях самые рейтинговые медиа — в первую очередь ведущие телеканалы и популярные интернет-ресурсы — «заточены» главным образом на формирование картины мира, а не на информирование аудитории об окружающей действительности.
Это происходит по различным причинам и не всегда имеет целью обязательно «что-то плохое». Но правда в том, что искажение реальности само по себе является деструктивным явлением.
ПРОШЛОЕ УКРАИНСКИХ МЕДИА
Два года назад я проводила экспертный опрос «Будущее украинских медиа» (см. «День» от №125—126 от 2017 года). Тогда эксперты из разных сфер практически единодушно отметили, что самой популярной в украинских СМИ является коррупционная тема — ее постоянно освещает большое количество медиа. Но по поводу других общественно важных существует нехватка информации.
В частности, недостаточным считала экспертная среда присутствие в информационном поле крымской проблематики. Свыше 2/3 экспертов, которые приняли участие в исследовании, отметили, что СМИ практически не освещают тему поисков решения проблемы Крыма.
Ситуация с публикациями о Донбассе была несколько лучше — приблизительно равное количество экспертов считали, что в СМИ «практически нет» материалов на эту тему и что «в некоторых СМИ» есть материалы на эту тему. Но совсем небольшая часть респондентов была уверена, что у подавляющего большинства украинских медиа есть статьи и сюжеты, посвященные решению проблемы Донбасса. То есть тема присутствует в статьях и сюжетах, но является не такой же популярной, как коррупция.
Тогда большинство экспертов, которые приняли участие в исследовании, пришли к выводу, что приоритеты украинских СМИ должны быть скорректированы. Главные изменения должны касаться тем «Решения проблем Крыма» (СМИ нужно кардинально увеличить количество материалов на эту тему) и «Решения проблемы Донбасса» (СМИ нужно увеличить количество материалов на эту тему). А темой №1 вместо сегодняшней «Борьбы с коррупцией» должна стать «Безопасность государства».
Впрочем, этого не произошло.
МИР БЕЗ ВОЙНЫ
У «Матрицы», созданной украинскими средствами массовой информации, война и оккупация территории была окончательно отодвинута на периферию информационного пространства, а темы защиты государства — маргинализированы. Одновременно тема коррупции стала еще более популярной.
Вместо вымышленной войны с Албанией из «Хвоста, который вертит собакой», мы получили искаженный мир без РЕАЛЬНОЙ войны. Вместо жесткой «Матрицы» — мягкий «тоннель виртуальной реальности», где главными опасностями для Украины и украинцев стали социально-экономические проблемы, а не российская гибридная агрессия.
В начале текущего года социологи составили перечень основных угроз, которые являются наиболее актуальными сегодня для Украины. По данным общего опроса Центра «Социальный мониторинг», «Украинского института социальных исследований им. О. Яременко», компании «Инфо Сапиенс» и Социологической группы «Рейтинг», проведенного 19 — 30 января 2019 года, больше всего беспокоили людей массовый выезд украинцев за границу (55%), экономический упадок (52%) обнищание населения (47%), девальвация гривни (39%). На пятом месте — уже среди второстепенных угроз — оказалась полномасштабная война с Россией.
(Выборка: 10 000 респондентов во всех областях Украины (без учета населения АР Крым и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей). Выборка репрезентативна для населения Украины в возрасте от 18 лет по таким показателям как пол, возраст, тип поселения и регион проживания. Статистическая погрешность выборки: не более 1,0%.)
То есть люди не очень ожидают усиления существующего военного конфликта и не сильно боятся последующей российской агрессии. Медийная матрица игнорирования войны и фокусировки на «деньгах» сработала эффективно и результативно.
ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Нужно отметить, что дополнительно за два последних года благодаря усилиям политиков обрели популярность «обнищание» и «тарифный геноцид» — реальные проблемы ухудшения жизни людей, но которые благодаря популистам мутировали в виртуальных «бабаек». Бороться с ними, соответственно, можно только такими же сказочными, как эти персонажи, средствами — чудесами. Раз махнешь рукавом — и газ в два раза дешевле, например. А качественного экономического анализа реальности в рейтинговых медиа у нас как не было, так и не появилось. Поэтому и сказки такие популярные.
В целом все популярные рецепты решения важных для украинцев проблем имеют признаки влияния «сказковизации» реальности. Это следствие того, что ни в одном популярном медиа не был представлен людям полный и объективный анализ того, как кандидаты будут решать задачи, которые стоят в настоящий момент перед страной. Зато чемпионский титул выиграл абсолютно виртуальный план действий виртуального персонажа в виртуальном государстве, «очень похожем на современную Украину», но в котором нет войны с Россией.
Нюанс в том, что этот вымышленный мир удивительным образом совпал с той искаженной картиной реальности, которую предлагают нам СМИ реального мира. Две «матрицы» — полностью виртуальная и «гибридная» — совпали, поэтому мы и увидели именно такой результат 31 марта, в день, когда выдающемуся фильму о Нео исполнилось ровно 20 лет.
Раздела «кто виноват и что делать» в этом тексте не будет. Дождемся вечера 21 апреля. Кстати, в этот день исполнится ровно 40 лет Киевскому Театру драмы и комедии.