Более 50 участников антиправительственных протестов в Албании задержаны, 84 лицам предъявлены обвинения, в том числе нескольким оппозиционным депутатам и членам руководства оппозиционной «Демократической партии». Об этом сообщают региональные СМИ со ссылкой на албанскую полицию.
Такой была реакция власти этой балканской страны на вспышку насилия во время протестной акции в субботу, 11 мая. Протестующие и раньше пытались прорваться в правительственные учреждения, но в этот день они делали это более жестко и целеустремленно. Многотысячная демонстрация оппозиции в албанской столице, Тиране, превратилась в попытку штурма офиса премьер-министра Эдди Рамы, здания парламента и на столкновение со стражами правопорядка. Демонстранты разрушали полицейские ограждения, бросали в сотрудников полиции и в правительственные здания камни, петарды, коктейли Молотова, в ответ стражи правопорядка использовали слезоточивый газ и водометы. В результате столкновений пострадали 15 человек.
Теперь наиболее активным участникам протестов и организаторам акции выдвинуто обвинение в нападении на должностных лиц во время исполнения ими своих обязанностей, уничтожении имущества и владении легковоспламеняющимися веществами.
Глава «Демократической партии» Лулзим Баша обвинил власти в насилии, заявив, что они начали войну против собственного народа. Лидер оппозиции пообещал продолжать борьбу, пока нынешнее правительство, которое протестующие называют «криминальной хунтой», не уйдет в отставку.
Оппозиционеры не только организуют уличные акции — значительное количество депутатов от оппозиции некоторое время назад демонстративно составили свои мандаты. Но у правящей коалиции в парламенте все равно осталось достаточно «штыков» для проведения результативных голосований, и потому этот шаг в основном имел символическое значение.
Основными требованиями оппозиции является немедленная отставка правительства Эди Рамы, введение временной власти, которая сможет обеспечить проведение свободных выборов, переизбрание парламента, после чего будет избран и новый состав Кабинета министров. Правящую ныне «Социалистическую партию» и лично премьера оппозиционеры обвиняют в связях с организованной преступностью и в фальсификации — с помощью криминальных денег — последних парламентских выборов.
Правительственные чиновники и провластные политики опровергают все обвинения и не собираются оставлять свои должности.
Премьер-министр Эдди Рама после столкновений в Тиране протестующих с полицией написал в социальных сетях, что очень огорчен действиями оппозиции. Он отметил, что коктейли Молотова не могут причинить вред правительству, но они причиныют вред стране.
Мэр Тираны Эрион Велиай, комментируя фото с протестов, написал иронический пост: «Это происходит, когда вы смотрите много эпизодов «Игры престолов» — единственным инструментом власти кажется огонь дракона!», тем самым демонстрируя скептическое отношение к активности оппозиции.
Президент Албании Илир Мета делает более нейтральные заявления — с акцентом на воздержание от насилия с двух сторон. Он призвал и протестующих, и полицейских воздержаться от столкновений и насильственных действий.
Европейский Союз категорически осудил насилие, спровоцированное протестующими. Представительство ЕС в Тиране заявило: «Мирный протест — это основная ценность современной европейской демократии. ...делегация Европейского Союза призывает протестующих и их политических лидеров показать ответственность и сдержанность. Необходимо решать разные политические точки зрения через дебаты и диалог».
Впрочем, оппозиционные лидеры убеждены — Албанию делают неевропейской страной не картинки с акций протеста, а «криминальная» и «неевропейская» власть. Они убеждены — именно руководители страны с сомнительной репутацией и отсутствие реального прогресса в демократических реформах являются главными преградами для начала процесса официального вступления страны в Европейский Союз.
Албания была признана в качестве «потенциального кандидата» на присоединение к Евросоюзу еще в 2000 году (кстати, у Украины такого статуса нет). 12 июня 2006 года было подписано Соглашение о стабилизации и ассоциации. 1 апреля 2009 года Албания присоединилась к НАТО, и практически сразу — 28 апреля 2009 года — подала заявку на вступление в ЕС.
Статус страны-кандидата страна получила в июне 2014 года, но начать собственно официальные переговоры о вступлении в Евросоюз Албания до сих пор не смогла. (В отличие от Черногории и Сербии, которые уже несколько лет находятся в активном и формализованном евроинтеграционном процессе и под руководством ЕС выполняют «кандидатскую» программу).
Ожидалось, что «зеленый свет» старта присоединения Албании к Евросоюзу будет «включен» в июне прошлого года. Но решение было отложено из-за того, что некоторые страны — члены ЕС, прежде всего Франция и Нидерланды, считали, что страна не сделала достаточно для утверждения принципов верховенства права и борьбы с организованной преступностью. В июне 2018 года большинство фракций нижней палаты парламента Нидерландов даже напрямую запретили правительству вести переговоры с Албанией о вступлении в Европейский союз.
В мае этого года — еще до выборов в Европарламент — Тирана снова ждала позитивных новостей из Брюсселя. Албанские власти рассчитывали начать официальные переговоры с ЕС в июне-июле с.г. Но до сих пор гарантий, что это произойдет, нет.
Более того — в середине апреля этого года парламент Нидерландов поручил правительству обратиться к Брюсселю с требованием возобновления визового режима для граждан Албании, который был отменен в 2010 году. Никаких практических действий по этому поводу ЕС не осуществил, но сигнал более чем понятен — Старая Европа не в восторге от европерспектив Албании.
Пробуксовка страны на пути к Евросоюзу стала главной публичной мотивацией для нынешних выступлений албанской оппозиции. Лидер оппозиции Баша прямо говорит: нынешнее правительство Рамы «держит Албанию за пределами Европы».» Мы хотим европейской Албании!», — сегодня этот лозунг, с которым балканская страна в 1990 году свергла коммунистический режим, снова популярен у митингующих.
Но правительственные чиновники и провластные политики уверены — насильственные протесты оппозиции лишь портят имидж Албании, создают препятствия для развития страны и мешают процессу евроинтеграции.
Так или иначе, но очевидным является один факт: теперь присоединение к ЕС является объединительной идеей и для албанской власти, и для оппозиции. Но большой вопрос, как будут развиваться события в случае, если Брюссель снова «прокатит» Албанию и не станет начинать переговоры о вступлении в Европейский Союз этой балканской страны со сложной судьбой.