Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под прицелом агрессии

«Заявления о референдуме по поводу мирных договоренностей с Россией вписываются в так называемые «референдумы» в Крыму и на востоке Украины», — эксперт
22 мая, 2019 - 19:07
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Во вторник вечером из уст новоназначенного главы Администрации Президента Украины Андрея Богдана прозвучало заявление, которое сразу вызвало шквал критики в обществе. «Мы рассматриваем вынесение на всенародный референдум вопроса по достижению мирных договоренностей с Россией, чтобы не только депутаты проголосовали и не только Президент принимал решение — чтобы народ Украины принимал это решение. Конечное решение, если оно будет неоднозначно воспринято обществом, если там будут проблемные точки для восприятия теми или иными, может быть вынесено на референдум, чтобы не какой-то политик принимал решение, которое раскалывает общество, а чтобы сам народ, само общество приняло такое решение», — заявил Богдан в эфире телеканала «112 Украина».

Напомним, что во время инаугурационной речи новый президент Украины Владимир Зеленский назвал среди своих приоритетов — «прекращение огня на Донбассе» и «возвращение утраченных территорий».

Слово «референдум» имеет для нашей страны особое значение. Во-первых, украинское общество постгеноцидное. Сначала оно должно выйти из этого состояния путем собственных изменений. То есть украинцы должны окончательно вспомнить свою историю, осознать идентичность и роль в семье народов мира. Уже потом можно говорить об общенациональных референдумах. Во-вторых, в Украине даже нет соответствующего законодательства.

Первые шаги Владимира Зеленского для части общества, возможно, кажутся обычным расчетом на досрочных парламентских выборах закрепить свой успех и конвертировать его в поддержку «Слуги народа». Но использовать вопрос референдума, тем более когда речь идет о враге, абсолютно неприемлемо.

Кроме того, стоит отметить, что мы до сих пор находимся в системе координат старых правил. И никто из предыдущих президентов не осмелился их изменить, только использовал. Отсюда и феноменальные 73 процента поддержки Владимира Зеленского, потому что общество устало разочаровываться в политиках. Однако шестой президент может стать для Украины еще одним вызовом, особенно когда звучат подобные идеи с референдумом.

Напомним, что в марте 2014 года Россия аннексировала украинский полуостров Крым. Впоследствии Москва начала активную фазу по захвату части украинских территорий на востоке Украины, используя так называемую тактику гибридной войны для оккупации части Луганской и Донецкой областей.

«У НАС НЕ СТОИТ ВОПРОС ПРИМИРЕНИЯ. СТОИТ ВОПРОС ПОСЛЕВОЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ»

Андрей СЕНЧЕНКО, председатель общественного движения «Сила права»:

— Заявления о референдуме — это довольно тревожный симптом. Хотя пока не все ясно, так как это заявление озвучил глава Администрации Президента, а не сам Президент. Глава АП — это не политическая фигура. На самом деле подобные заявления вписываются в так называемые «референдумы» в Крыму и на востоке Украины. И в первом, и во втором случае «референдумы» проводились под дулами российских автоматов. Но не будем забывать, что и вся Украина находится под прицелом российской агрессии. Что может быть предметом такого референдума о примирении с РФ? Мы же не нападали на Россию. То есть и вопрос мира не зависит от нас. При этом Россия не согласится на компромиссы, которые бы означали потерю Крыма и политические уступки во внешнем российском управлении украинским государством. Ничто иное не удовлетворит Кремль.

О каком референдуме вообще может идти речь в этой ситуации? Пусть РФ убирается из Крыма и востока Украины, выплачивает компенсации украинскому государству, бизнесу и всем пострадавшим гражданам. Только после этого может начаться процесс если не нормализации, то по крайней мере стабилизации отношений двух государств. Иначе заявления об упомянутом референдуме являются лишь этапом в череде «референдумов» под давлением военной силы РФ. Поэтому я бы не советовал Зеленскому с этого начинать.

Проведение так называемого референдума и предварительное обращение иерархов к жителям Крыма и оккупированной части Донбасса, которое не поддержал Эпифаний, — это части одного сценария. У нас не стоит вопрос примирения. У нас стоит вопрос послевоенного урегулирования. Нужно всем четко осознать, кто именно является инициатором подобных вещей. Очевидно, что инициатором является Кремль, который действует через свои каналы в Украине. Дальше все зависит от Зеленского — он или примет подобные инициативы, или нет. Существовал еще так называемый соцопрос, где был блок, который касался прямых переговоров с «ЛНР» и «ДНР». Заказчиком опроса формально выступал «112-й канал», а фактически им был Кремль.

«ЧТО ИМЕННО НАРОД ДОЛЖЕН ПОДТВЕРДИТЬ НА ЭТОМ РЕФЕРЕНДУМЕ?..»

Борис БАБИН, бывший представитель Президента в Крыму:

— Если мы говорим о любых актах народовластия, в частности референдуме, они должны реализовываться в рамках законодательства, которое должна одобрить новая Рада. Без Закона проводить общенациональный референдум невозможно. Второй вопрос — юридическая сила такого референдума. Он может быть или консультативным, или обязательственным. Третья составляющая — очень важно понимать, что именно будет выноситься на референдум. Либо мы должны уточнять позиции Украины относительно переговорного процесса, либо конкретными примерами подтверждать определенные договоренности. На сегодня единственные договоренности у нас Минские. Есть ли смысл выносить на референдум именно их? Поэтому сегодня вопрос референдума открыт — как провести, какие вопросы выносить и как это все нужно имплементировать?

Как по мне, все это предложения. Действительно, мы должны выйти к украинскому народу и спросить — чего именно он хочет? Также вопрос — что именно народ должен подтвердить на этом референдуме? Пока я для себя этот вопрос сформировать не могу.

Существует и фактор внешнеполитического вопроса, ведь мы должны что-то говорить нашим внешним партнерам. Для обсуждения на внешнеполитических площадках  это очень хорошая инициатива, но вопрос — кто это будет делать. До 100 дней президентства Зеленского я не хочу выступать адвокатом кого-либо. Но нужно осознать, что на новоизбранного Президента есть безумное давление со стороны тех, кто хочет немедленно «слить» Украину. Это давление есть, и мы все должны это понимать. У него нет команды в МИД, в СНБО. Это большой вызов.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ