Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гигер, Гринвей и экстремальная педагогика

Завтра начинается 48 киевский международный фестиваль «Молодость»
24 мая, 2019 - 11:39
КАДР ИЗ ФІЛЬМА «МЕНІ ПЛЮВАТИ, ЯКЩО МИ УВІЙДЕМО В ІСТОРІЮ ЯК ВАРВАРИ»

Ниже — 5 наиболее интересных, по нашему мнению, событий и премьер фестиваля.

1. «ЧУЖОЙ» И ГИГЕР

В этом сезоне любители жанра хоррора и вообще весь киномир отмечает 40 годовщину легендарного фильма «Чужой» (1979, режиссер Ридли СКОТТ). По этому случаю в Киеве развернется целая программа мероприятий — кинопоказы, выставка и концерт.

Визуальный концепт «Чужого» создан швейцарским художником Хансом Рудольфом (Х.Р.) ГИГЕРОМ (1940-2014). Он родился в городе Кур (Швейцария) в семье аптекаря. Учился в художественных школах Цюриха, публиковал графические произведения в андерграундных журналах, занимался прикладным дизайном, интересовался Фрейдом и вел рисованный дневник своих сновидений-ужасов. В 1966 встретил свою музу — актрису Ли ТОБЛЕР, чьи черты угадываются в его многочисленных работах. Дебютировал в кино в 1968, в арт-хаусной фантастической ленте «Swiss Made 2069», где снялся сам и где впервые появился образ Чужого. Гигер работал также с известным мексиканским режиссером Алехандро ХОДОРОВСКИМ над проектом «Дюна», который так и не был воплощен (впоследствии ленту снял Девид ЛИНЧ). Однако серия рисунков к фильму получила культовый статус и повлияла на многих мастеров. В результате О’Беннон, сценарист фильма «Чужой», привлек Г.Р. Гигера к дальнейшему сотрудничеству. Интересно, что первые эскизы студия 20th Century Fox не приняла, поскольку считала их слишком эксцентричными и побаивалась, что аудитория их не воспримет. Впрочем, Ридли Скотт настоял на привлечении художника. Г.Р. Гигер создал для первого «Чужого» не только дизайн персонажей, но и целый мир — интерьер, экстерьер, задние планы, декорации, пейзажи. Как следствие, в 1980  художник получил «Оскар» за визуальные эффекты именно в «Чужом». Впоследствии работал над фильмами ужасов «Полтергейст 2» (1986) и «Особь» (1995). Гигер имел также тесные связи с музыкальной индустрией: является автором стойки микрофона солиста Korn, электрогитар Ibanez, обложек для альбомов Emerson, Lake and Palmer, Дебби ХАРРИ (включены журналом Rolling Stone в 100 самых выдающихся обложек века), а также Danzig, Shiver, County Morgue, Celtic Frost, Triptykon и многих других. Музыкальные произведения известной индустриально-рок группы The Young Gods стали саундтреком для вышеупомянутого фильма «Swiss Made 2069».

Собственно, Young Gods 2 июня выступят в Киеве, в клубе MonteRay Club. Специальный показ фильма «Чужой» запланирован на 27 мая в кинотеатре «Киев», а 30 мая в Довженко-центре откроется выставка «АЛИЕНация: ретроспектива Г.Р. Гигера». Среди наиболее впечатляющих работ — двухметровая скульптура «Чужого» и 6 других скульптур, а также 32 графических произведения 1960-2000-х. В экспозиции будут представлены «Биомеханоиды» 1960-х, «Трип-Тихон» (1970), биомеханические пейзажи 1970-х, энциклопедический автопортрет 1976-го, ранний концепт-арт для нереализованного фильма Ходоровского «Дюна» и для «Чужого». Произведения предоставлены музеем Г.Р. Гигера, основанным самим художником в 1998 в  Грюэре, Швейцария.

2. ПИТЕР ГРИНВЕЙ И СМЕРТЬ КИНО

Легендарный британский режиссер и художник впервые приедет в Киев. В программе «Век» покажут один из наиболее изысканных его фильмов «Зет и два нуля» (1985), а, главное, сам Питер ГРИНВЕЙ проведет 26 мая авторскую встречу «Кино умерло, пусть живет кино!»

Гринвей создает фильмы как картины, где эстетика доминирует над сюжетом, а метафоры и визуальные образы преобладают над историей. Питер утверждает, что кино не должно рассказывать сюжеты подобно книгам:

«Кино меняется, покоряет новые пространства, исследует, выходит за рамки, достигает Величия. Сидеть в темноте и смотреть видеоиллюстрацию к рассказу из первого попавшегося книжного магазина больше неинтересно. Современная активная аудитория ждет большего — намного большего. Она хочет больше театральных форм, воспроизведенных на большом экране, больше драмы, которая только наказывает в течение своей более длинной первой и скромно вознаграждает в своей более короткой второй половине. Большего, чем очередное расследование убийства в супермаркете, больше, чем автоаварии, приторные поцелуи, жестокие поступки, легкая порнография и постные сюжеты в помпезных декорациях, которые, очевидно, нарисованы в фотошопе. Мы хотим чего-то, заслуживающего медиа, его представляющего, чего-то, что не будет раздражать наше восприятие, мы хотим кино, осознающего себя как кино и отражающего процесс своего создания.

Давайте исследовать и выходить за пределы текстового кино. Разорвем текстуальную пуповину, которая связывает фильмы-младенцы с мамой-книжным магазином. Хватит вскармливать кино текстуальным молоком. Выбросим сценаристов за пределы кинопроцесса — пусть пишут романы и не трогают фильмы. Рембрандт говорил: то, что вы имеете глаза, не значит, что вы видите. Учитесь видеть. Кино — это об изображении, а не о словах. Смотрите на изображение вместо того, чтобы читать текст. Дюшан говорил: лучшая картина — не нарративная, она не требует повествования истории. Так же и с кино. Хватит калечить серебряные экраны сторителлингом. Это задача книг — рассказать историю, и в этом им нет равных. Пусть книги делают свое дело, а кино — свое, ему не нужно задуривать и заглушать зрителя до смерти своими сюжетами. Прекратите ходить в кино за рассказом. Кино слишком глубокое, удивительное и бурное, чтобы быть песочницей для сценаристов. Оставим писателей позади, далеко позади. Сделаем, наконец, из кино — кино».

3. ВЛАДИМИР ПАЛАГНЮК И «ГОРОДСКИЕ ПИЖОНЫ»

В вышеупомянутой программе «Век» также будет показана комедия Рона АНДЕРВУДА «Городские пижоны» (1991). Интересна она прежде всего тем, что за роль в ней голливудская звезда украинского происхождения Джек ПАЛАНС (Владимир ПАЛАГНЮК) получила свой первый и единственный «Оскар».

Джек Паланс родился  18 февраля 1919 в семье украинских эмигрантов Ивана ПАЛАГНЮКА и Анны ГРАМЯК. Отец был родом из села Івано-Золотое на Тернопольщине, мать со Львова. Владимир пробовал себя в спорте, достиг больших успехов в боксе. С началом Второй мировой вступил в Военно-воздушные силы США, принимал участие в военных действиях, имел награды. После войны работал охранником, фотомоделью, репортером. Дебютом на экране была роль преступника в ленте «Паника на улицах» (1950). Его самый известный фильм в европейском кино -»Презрение» гения французской «новой волны» Жана-Люка ГОДАРА. Палагнюк активно участвовал в украинской эмиграционной жизни Америки. На фестивале российских фильмов в Голливуде Джек отказался от звания «народный артист России»: «Я — украинец, а не россиянин», — заявил он, протестуя таким образом против украинофобского российского фильма «72 метра». Большинство ролей Джека — суровые и жестокие преступники, что самому актеру не нравилось: он называл такие фильмы «мусором», а режиссеров — бездарными. Паланс всегда тяготел к комедии, и в 1991 получил роль в «Городских пижонах» (англ. «City Slickers»). Здесь Джек играет некоего  Митча Роббинса, обычного задерганного жизнью 39-летнего горожанина, которому на день рождения друзья делают подарок: возможность поехать на Дикий Запад, чтобы пожить как настоящий ковбой. Туристическая поездка идет кувырком и превращается в веселый, хотя и иногда опасный хаос. Комедия имела громкий зрительский успех: при смете в 27 миллионов долларов мировые кассовые сборы составили 179 миллионов.

4. ХУДОЖНИЦА И ВАРВАРЫ

Наиболее привлекательная для зрителей внеконкурсная программа — Фестиваль фестивалей. В ней показывают фильмы, заваевавшие признание на важнейших мировых фестивалях. Румынская картина «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» отмечена как лучшая в Карлових Варах в прошлом году. Ее режиссер,  42-летний Раду ЖУДЕ — один из самых ярких представителей румынского «нового кино».

Собственно, фраза «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» принадлежат диктатору Румынии Йону Антонеску — ею он санкционировал этнические чистки на Восточном фронте.

Этот фильм имеет необычную драматургию. В самом начале актриса Иона Теодора ЯКОБ, еще и находясь в музее, прямо в камеру сообщает, что будет играть  художницу-концептуалистку по имени Марианна. И уже в следующих эпизодах мы узнаем, что  Мариана-Якоб в свою очередь  ставит великий спектакль — реконструкцию вторжения румынской армии в Восточную Европу в 1941 году. Название фильма очень четко напоминает о том, что румыны тогда в жестокости не уступали немцам.

Замысел Марианны идеалистичен с самого начала. Она хочет напомнить соотечественникам как можно более убедительным способом  об исторической вине румынов, о неудобных страницах истории, которые нужно помнить, чтобы двигаться вперед. Зато горожане встречают перформеров, переодетых в румынскую и немецкие форму, аплодисментами и криками одобрения, так же, как и  сцены геноцида, имитации сжигания евреев в закрытом сарае. Акция, по сути, терпит крах. Уроки истории никто не хочет помнить.

В фильме прочитывается масса кинематографических и литературных влияний и аллюзий, это кино интеллектуально, однако смотреть его легко, местами даже смешно. Горькая комедия — так можно назвать «...Варваров».

5. РАЗРУШИТЕЛЬНИЦА И РАСТЕРЯННЫЕ ПЕДАГОГИ

В полнометражном конкурсе принимают участие 12 фильмов. Выделять какой-то один не очень корректно; с другой стороны, среди наград немецкой драмы «Разрушительница системы» (Нора ФИНГШАЙТ) есть награда, о которой любой дебютант может только мечтать: Приз Альфреда Бауэра за фильм, открывающий новые перспективы киноискусства на 69 Берлинале. Поэтому посмотреть эту картину стоит даже независимо от чисто состязательного контекста, тем более что Фингшайт в Германии рассматривают как одну из главных надежд национальной режиссуры.

Главная героиня фильма — девятилетняя Бенни — неконтролированный, агрессивный ребенок. Собственная мать — очень мягкая и податливая — свою дочь просто боится. Счет приютов, отказавших Бенни в пребывании, идет на десятки. Сразу возникают параллели со стандартным сюжетом семейных триллеров о детях, уничтожающих собственную родню, но здесь другое. Бенни не отвергает мать, наоборот, хочет жить только с ней.

Нора Фингшайт начинала в документальном кино и готовилась к изменению жанра очень тщательным образом, выучила массу материала. То, что у нее получается в итоге, — некая с смесь антипедагогичной поэмы и того же триллера. При этом мощные эмоции никоим образом не мешают развитию сюжета: хотя Бенни в великолепном исполнении Хелені ЗЕНГЕЛЬ предстает маленьким монстром, Фингшайт удается вызвать к ней сочувствие. Сообщение старо как мир: нет неисправимых детей — просто невнимательны и безразличны взрослые.

Призеры «Молодости» будут объявлены 2 июня.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ