Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Большинство – за проевропейскими силами

О результатах выборов в Европарламент и как следует действовать после них Украине
28 мая, 2019 - 10:55
ФОТО РЕЙТЕР

Нынешние выборы в Европейский парламент, длившиеся четыре дня и прошедшие во всех странах ЕС, отразились несколькими неожиданными поворотами.

Во-первых, самые крупные партийные группы — Европейская народная партия (ЕНП) и Прогрессивный альянс социалистов и демократов — впервые утратили большинство. Первая получила 180 мест, а вторая — 146 мест в 751-местном парламенте. Таким образом, им придется искать других союзников, чтобы сформировать коалицию и сохранить контроль над парламентом. Немецкий политик и главный претендент на должность главы Еврокомиссии от Европейской народной партии Манфред Вебер прокомментировал это следующим образом: «Мы не добились классной победы, но мы все же сформируем наибольшую группу в Европарламенте», цитирует его DW.

Третьим к финишу пришел Альянс либералов и демократов за Европу (109 мандатов). Он, наоборот, значительно улучшил свои позиции, в частности благодаря присоединению к нему партии «Вперед, Республика!» президента Франции Эммануэля Макрона. На четвертом месте — группа «Зеленые» — «Европейский свободный альянс» с 69 местами в парламенте. Поэтому эти две политсилы называют возможными союзниками Европейской народной партии и Прогрессивного альянса социалистов и демократов.

Во-вторых, неожиданно довольно высокой оказалась поддержка популистских партий в отдельных странах ЕС. В частности, во Франции победу одержала партия «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен. Она набрала 23.31% голосов, в то время как коалиция «Ренессанс», в которую входит партия Макрона «Вперед, республика!», получила 22.41%. В Великобритании первое место получила Партия Брексита, возглавляемая Найджелом Фаражем, который был одним из лидеров кампании за выход из ЕС. А правящая Консервативная партия и Демократическая юнионистская партия вместе получили 8.71% голосов. В Италии победила партия «Лига Севера» министра внутренних дел Маттео Сальвине, которую поддержали 34.33% избирателей. После победы Сальвине отметил, что чувствует «изменения в воздухе», а победа для «Лиги» «изменит все в Европе», передает The Guardian.

В-третьих, значительно выросла общая явка избирателей по ЕС, составив 50.93%. Это рекорд за последних 25 лет. В этом году больше всего избирателей проголосовало в Бельгии (88.47%), Люксембурге (84.10%), на Мальте (72.2%).

ФОТО РЕЙТЕР

Интересно, что в Греции объявления результатов европейских выборов может привести к внеочередным парламентским выборам. Левая партия «СИРИЗА», лидером которой является премьер Алексис Ципрас, получила 23.74% голосов, и, следовательно, значительно уступила консервативной «Новой демократии» (33.25%). В телевизионном обращении Ципрас пообещал, что в начале июня попросит президента назначить национальные выборы. «Я не буду убегать и не оставлю борьбу за равенство, солидарность и социальную справедливость», цитирует его France 24.

Однако, как отмечает Reuters, несмотря на то, что евроскептическим партиям удалось получить контроль над четвертью мест, проевропейские партии и в дальнейшем будут контролировать Европейский парламент.

«УКРАИНЕ НУЖНО НАЛАЖИВАТЬ СВЯЗИ С НОВЫМИ ЕВРОПАРЛАМЕНТАРИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ НЕБЛАГОСКЛОННЫХ К НЕЙ ГРУПП»

«День» обратился к заместителю директора Центра «Новая Европа» Екатерине ЗАРЕМБО с просьбой прокомментировать результаты европейских выборов, в частности объяснить, почему явка на них значительно выросла:

— Действительно, явка самая высокая за последние двадцать лет. Более высокая явка была только до 1994 года, в 1994 году она составляла почти 57%. Но в целом явка по странам сильно отличается: в то время как в Бельгии она составляла почти 90% (благодаря тому, что там одновременно проходили региональные и федеральные выборы), то в Германии — более 60%, в Болгарии — только 31%, в Нидерландах — 42%, и тому подобное. В целом, в тех странах, где победили правые и популисты — во Франции, Италии, Бельгии, Венгрии, Польше, Болгарии и Великобритании, как видим, явка очень разная — от 89% в Бельгии до 31% в Болгарии. То есть мы не можем говорить о том, что высокую явку обеспечил протестный электорат, который выступил против традиционной «большой коалиции» ЕНП и социал-демократов. Напомню, что, согласно опросу «Евробарометра», две трети европейцев в 2018 году считали, что их страна выиграла от членства, и это лучший показатель с 1983 года.

 — Чем результат этих выборов важен для Украины и как новый расклад сил в Европарламенте может повлиять на отношения Украины и ЕС?

— Европарламент — влиятельный орган в отношении внешней политики. Европарламентарии назначают председателя Еврокомиссии, утверждают президента Совета ЕС и Верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности. Для работы над внешней политикой в Европарламенте есть специальные комитеты, а именно: комитет по иностранным делам и его два подкомитета (по вопросам безопасности и обороны и по вопросам прав человека), комитет по вопросам международной торговли и комитет по вопросам развития. Важной также является роль межпарламентских делегаций — например, относительно нашего региона существует Парламентская Ассамблея Евронест, объединяющая европарламентариев и членов парламентов стран Восточного партнерства, в которое входит и Украина. Кроме того, Европарламент должен принимать ежегодный бюджет общей внешней политики и политики безопасности. Следовательно, результат этих выборов очень важен для будущего отношений Украины и ЕС.

Украине нужно сейчас понять, кто из ее «друзей» и сторонников остается в обновленном Европарламенте, а кто его покинул, и налаживать связи с новыми европарламентариями, в том числе из неблагосклонных к Украине групп. Хорошей новостью для Украины является усиление позиций «зеленых». Безусловно, Украине может быть сложнее — и из-за увеличения представительства правых и популистов, и из-за фрагментованости Европарламента — проталкивать свои предложения относительно перспективы членства и усиления Восточного партнерства, но таковы реалии Европарламента современного ЕС. Позитив в том, что проевропейские силы так или иначе остаются в большинстве.

Наталия ПУШКАРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ