Известная своим высокопрофессиональным мастерством киевская художница Татьяна Киселева, которая на протяжении тридцати лет работает в области «искусства ткани», сегодня представляет неординарный и несколько неожиданный для художника-прикладника проект.
Почему автор назвал свою майскую персоналию «Пертурбация», которая происходит от лат. perturbatio и включает в себя несколько понятий, в частности – неожиданное нарушение нормального хода какого-то явления? Потому, что в данном случае в представленных в галерее «КалитаАртКлуб» экспонатах художницы, прославившейся своими неповторимыми творениями, где привычно гармонично соединялись техники индонезийского батика с элементами древнерусского лицевого шитья, золотошвейного искусства бухарских мастеров и тому подобное, на этот раз автором допускается определенное отклонение от обычного определения жанров в этой области. Работы на этот раз выполнены в таких современных технологиях визуального искусства, как фотоколлаж, компьютерная графика, трафаретные техники. Хотя в результате их использования полученные мастером оригиналы-постеры воспринимаются зрителем чисто текстильными произведениями с этномотивами, которые органично трансформируются из прикладного искусства в contemporary art. И хорошо ощутимо, что эти новации Киселевой не спонтанны: они являются итогом длинтельной духовной, интеллектуальной и технической работы мастера, ее большой фантазии и эстетского вкуса.
Главной изюминкой и доминантой экспозиции является большое «правдивое» текстильное панно под ироническим названием «Текстиль. Творчество. Труд» (150 х 300) – с предельно условными яркими фигуративными изображениями, выполненными из фрагментов больших павлопосадських орнаментируемых платков советских времен в смешанной технике коллажа, аппликации, вышивки, стегания.
Со слов автора, ей давно уже тесновато работать исключительно в пределах прикладного искусства. И свидетельством тому является ее неизменно масштабные оригинальные произведения в самых разнообразных текстильных материалах на всех предыдущих групповых и персональных импрезах в музеях и галереях Киева на протяжении последних трех десятилетий, в которых она активно принимала участие, и особенно – в четырех всеукраинских триенале художественного текстиля под эгидой Национального союза художников Украины (2004-2013 гг.).
Следует отдать должное, что Татьяна Киселева относится к той категории творцов, которые работают очень ритмично, изо дня в день (независимо от вдохновения, настроения, погоды, самочувствия), неизменно оплодотворяясь все новыми творческими замыслами, которые сразу пытаются реализовать, не ожидая годами их воплощения. И в этом она удивительно стабильна.
Татьяна не из тех художников, которые нашли и избрали для себя, раз и навсегда, одну авторскую манеру, пусть самобытную и отличающуюся от всех остальных, но одну «навеки-вечные», что особенно характерно для художников Запада. Ее постоянная настроенность на смелое экспериментаторство, на поиск новационных образно-пластических, композиционных, технических решений, делает Киселеву абсолютно непредсказуемой. Поэтому все ее творчество последних тридцати лет воспринимается сплошной пертурбацией, чем она и удивляет своих почитателей.
В 1990-х она пришла к своему оригинальному методу создания текстильной пластики. Главным источником, который вдохновлял Татьяну на создание ее драгоценно- рукотворного текстиля в вышеупомянутых ссмешанных техниках, были языческая символика древних славян, которую она считала универсальной. Те вдохновенные композиции Киселевой были насыщены нео-языческим мировосприятием и казались глубоко архаичными. В то же время свежесть взгляда на текстильные материалы позволяли этой художнице, которая по своей природе была и остается новатором, делать все новые открытия в художественном текстиле, который мог стать украшением любого общественного или жилого интерьера.
В конце 1990-х Таня начала искать и находить себя в области художественной фотографии, открыв миру другую, незнакомую до сих пор Киселеву, благодаря своим ярким крупноформатным фотокомпозициям с роскошными, чисто текстильными фактурами, созданными из кружева, шелка, бисера, декорировавшим ее натюрмортные, портретные и нефигуративные композиции, которые мог задумать и так тонко «коллажировать» только мастер декоративно-прикладного искусства.
В 2000-х гг. Киселева продолжала работать в текстиле в национально-романтическом направлении. Ее почти монументальные панно, выполненные на основе домотканого конопляного полотна конца ХІХ - начала ХХ в. в авторской технике, погружали зрителя в трогательные воспоминания давно утраченных ценностей. Художница поистине колдовала над своими композициями, деликатно вкрапливая так называемые реабилитированные артефакты – фрагменты старинных вышитых сорочек и рушников, словно вытянутых из бабушкиного сундука, кусочки старых шелковых ленточек, которые в давнем прошлом украшали девичьи венки, – все это художница любовно коллекционировала, иногда покупая разные вещи впрок на антикварных («блошиных») рынках. Тогдашние панно Татьяны были своеобразным декларированием идеи возрождения рукотворного ремесла, талантливо перевоплощенного ею в искусство.
И вот нынешняя персоналия еще более рельефно освещает талант художницы, а главное, свидетельствует об очередном повороте в творческой биографии Киселевои-нонконформистки. Поэтому творческий потенциал мастера остается одним из самых загадочных. И эта выставка дает еще один ключ к этой тайне.
Выставка продлится до 17 июня.