Нет менее благодарной работы, чем экранизировать биографии эстрадных артистов/артисток. Регулярно говорю это, садясь рецензировать очередной рок-байопик.
Обычно как бывает? Показывают героя (о женщинах таких картин делают гораздо меньше, и зря), который в юности не ладит с семьей и с окружением, затем открывает в себе талант к пению и музыке, натыкается на непонимание продюсеров, почти случайно оказывается в нужном месте в нужное время, первый успех, взлет на вершину, слава, богатство, фанатки, наркотики, разрыв со старыми друзьями, неудачи в личной жизни, депрессия, еще наркотики и далее, в зависимости от обстоятельств, ранняя смерть или чудесное исцеление и хеппи-энд .
Ожидания сводились к минимуму еще и ввиду того, что режиссером «Рокетмена» выступил Декстер ФЛЕТЧЕР. Он дорабатывал провальную «Богемную рапсодию» после Брайана СИНГЕРА. Сопродюсером выступал сам Элтон — а как может знаменитость позволить снять о себе что-то не льстиво-комплиментарное?
Однако, очевидно, процессом руководил продюсер Мэттью ВОН — режиссер метких пародий на фильмы о Джеймсе Бонде «Кингсман» и продюсер Гая РИЧЧИ периода «Карт, денег и двух стволов». То есть — человек, который умеет снимать не только зрелищно, но и остроумно.
Повесть о Реджинальде Кеннете Дуайте (настоящее имя Элтона Джона) Флетчер и Вон сюжетно оформляют как акт исповеди на собрании «Анонимных алкоголиков». Элтон вваливается туда прямо с концерта, в причудливейшем оранжевом костюме с блестками, огромными крыльями за спиной и рогами: черт и ангел в одном лице. В течение сеанса он сбрасывает с себя эти роскошные шмотки, оставаясь в повседневном домашнем халате.
Собственно, когда надо воплотить монолог героя в действие, режиссер прибегает к уже отработанным приемам — в кадр врываются кордебалет и хор, песня переходит из уст в уста — словом, «Рокетмен» — это мюзикл, поставленный по всем соответствующим правилам. Сопродюсерство прототипа отнюдь не помешало самовыражению авторов: Элтон не побоялся показать темные стороны своего становления. Оказывается, родители его не любили, несмотря на отчаянные попытки выпросить у них хотя бы объятия. Гомосексуальность лежала на нем тяжелым клеймом всю юность. Первый менеджер оказался подлецом. Наркотики, алкоголь, таблетки, неспособность управлять гневом — весь набор.
И вот из такого, повторюсь, довольно стандартного материала авторы сделали легкое, яркое и непустое зрелище. Песни здесь не просто вплетены в драматургию — они еще и становятся органичной частью диалогов, герои буквально разговаривают ими. Самого Элтона сыграл Терон ЭДЖЕРТОН — звезда обоих «Кингсманов»; оказалось, что эксцентричная звезда у него получается ничуть не хуже, чем суперагент.
Иначе говоря — рекомендуется. И, уверяю: даже если вы были раньше равнодушны к автору «Дороги из желтого кирпича», после просмотра вы его не сможете не полюбить.
Но история осталась бы неполной без еще одного, тоже по-своему остроумного, но уже некинематографического сюжета.
Дело в том, что у наших северо-восточных соседей «Рокетмен» вышел в прокат в версии, на 8 минут короче оригинальной. Были вырезаны все эпизоды, хоть как-то указывавшие на гомосексуальность героя (при том, что фильм и так идет с рейтингом 18+ и закона о «пропаганде» однополых отношений среди несовершеннолетних не нарушает). Впоследствии оказалось, что это инициатива местного прокатчика.
Идеальная иллюстрация того, как работает цензура. Когда общество запугано и фрустрировано настолько, что чиновникам даже не надо отдавать конкретные команды: граждане сами все сделают, сами послужат. Кабы чего не вышло.
Стоит ли упоминать, что у нас идет полная, неповрежденная версия. И воспринимается это в порядке вещей.
Как легко привыкнуть к свободе.
Кажется, даже слишком легко.