Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Необходима целостная стратегия»

Что означают заявления представителей власти о возможной встрече Зеленского с Путиным и о региональном русском языке для Донбасса?
1 июля, 2019 - 18:56
КОНСТАНТИН ГРИЩЕНКО. ВАСИЛИЙ ФИЛИПЧУК

Новая команда во главе с президентом Владимиром Зеленским пытается предложить свои ходы, чтобы сдвинуть с места проблему с оккупированными территориями и освобождением украинских военнопленных. Что-то удается (разведение сил в Станице Луганской), что-то нет (возвращение украинских моряков). Каким бы ни был шаг, он активно обсуждается и дискутируются в обществе.

Прежде всего, следует объективно признать, что сдвинуть с места вопрос аннексированного Крыма при действующем кремлевском режиме и нынешних его позициях фактически невозможно. Однако это не означает, что не нужно работать в этом направлении. Прежде всего, должно сохраняться и желательно усиливаться санкционное и политическое давление на Москву. Ежедневно содержание крымского полуострова под оккупацией должно дорого стоить агрессору.

Ситуация с отдельными районами Донецкой и Луганской, которые находятся под оккупацией РФ и управляются марионеточными «ДНР» и «ЛНР», отличается, но она также является очень сложной. С самого начала России удалось навязать «нормандско-минский формат», который фактически загнал Украину в ловушку замороженных конфликтов. Горячая фаза войны окончилась, и это хорошо, но следующие пункты Минских соглашений Москва просто не выполняет.

На самом деле, не соблюдает она и первые. Буквально в понедельник российско-террористические войска в районе населенного пункта Водяное Донецкой области из ПТКР попали в санитарный автомобиль «Хаммер». В результате обстрела погибло два украинских военніх медика — старший матрос Майборода Сергей и старший матрос Шевченко Ирина, еще один — ранен

В этом контексты важны два заявления, прозвучавшие на днях от представителей команды Президента. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Данилюк считает, что встреча Президента Владимира Зеленского с президентом России Владимиром Путиным вполне реальна (lb.ua). По его словам, попытки освободить заложников и пленных через внешнее влияние не работают. «Будем пробовать новые механизмы. ...никто не верит, что они встретятся и решат все проблемы. Но заложников и военнопленных нужно освобождать», — сказал Данилюк.

Тем временем, председатель Офиса президента Андрей Богдан предлагает региональный статус для русского языка на Донбассе (rbc.ua). «Я сам со Львова, у меня же там «бандеровцы», я за украинский язык и я за Украину. Но у нас есть проблема, ее нужно решать. Мы говорим бесконечно, а ничего не решаем, а нужно решать... Лично мое мнение: я бы разрешил Донецку и Луганску государственный — украинский, региональный — русский         и при условии, что после этого они — территория Украины», — заявил Богдан.

Нужно ли идти на прямые переговоры с Российской Федерацией? Если предположить встречу Зеленского с Путиным, насколько первый готов к переговорам? Заявление о региональном русском языке для Донецка и Луганска — а какая стратегия действий в целом по отношению к оккупированным территориям? 

«ВСТРЕЧА ЗЕЛЕНСКОГО И ПУТИНА ВОЗМОЖНА, ЕСЛИ ОНА БУДЕТ ПОДГОТОВЛЕННОЙ И БУДЕТ ПЕРСПЕКТИВА ДОБИТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТ»

Константин ГРИЩЕНКО, вице-премьер-министр Украины (2012—2014 гг.), министр иностранных дел Украины (2010—2012, 2003—2005 гг.):

— Думаю, что возможность встречи является реальной. Вопрос только в том (если будет принято соответствующее решение), когда идти на такую встречу. Этому должны предшествовать серьезные консультации с нашими европейскими партнерами, со США, чтобы исходить из позиции, которую будут поддерживать те, на кого мы опираемся.

Опыт показывает, что попытка встретиться в каком-то четырехстороннем формате, по крайней мере на практике, никакого значительного результата не давали. Следовательно, такая встреча вполне возможна, если она будет подготовленной и если будет перспектива добиться результата. Потому что все остальные возможности уже были использованы.

Проведение такой встречи не означает, что украинский президент должен соглашаться с российскими позициями. Нужно быть готовыми жестко отстаивать то, что является принципиально важным для украинской стороны.

Что касается предложений Андрея Богдана. Скорее, этот вопрос нужно адресовать Руководителю Офиса президента. Просто пока мы слышим разные сигналы, но не видим и не слышим изложения целостной стратегии. Если предоставление русскому языку какого-то статуса регионального языка является частью такой стратегии, нужно тогда анализировать, насколько этот элемент будет помогать в реализации именно целостной стратегии.

«ПРОСТО ТАК — «ДАВАЙТЕ ПРЕДОСТАВИМ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТАТУС РЕГИОНАЛЬНОЙ» — ЭТО НИ О ЧЕМ»

Василий ФИЛИПЧУК, председатель правления Международного центра перспективных исследований:

— Теоретически встреча возможна. Но я пока не вижу никаких реальных оснований для того, чтобы состоялась такая встреча. Для этого должна быть проведена необходимая подготовительная работа, сначала по дипломатическим каналам, должен быть понятен предмет для этой встречи. Так просто переговоры такого уровня не проводятся.

Насколько я знаю, по состоянию на сегодняшний день нет никаких оснований считать, что такая встреча состоится. Конечно, что она была бы полезной и нужной. Зеленский говорил о ней в предвыборный период, но все, что произошло сразу после выборов и до сегодняшнего дня, не позволяет ожидать, что она может состояться. Сначала Зеленский говорил, что он встретится в формате Нормандской четверки, потом сказал, что не будет, а теперь — что снова будет. Как, где, когда, в каком формате — никаких деталей не известно. Более того, то, что происходит сейчас в российско-украинских отношениях, также не дает нам дополнительных оснований считать, что такая встреча может состояться в ближайшее время.

Единственное, что было объявлено, — возможность проведения встречи президентов в рамках Нормандской четверки, о чем говорили французский президент Макрон с Путиным во время саммита Большой двадцатки.

С украинской стороны нет четко сформулированного предложения относительно того, какая это должна быть встреча. Пока мне лично не известно ничего дополнительного, кроме предположений пана Данилюка.

Украине следует идти на любые переговоры. Если мы этого не делаем, происходит то, что произошло с Советом Европы или с моряками. Переговоры ведутся, но уже без нас и не в наших интересах. Мы находимся или за переговорным столом, или на нем. Я лично выступаю за то, чтобы мы были за переговорным столом, а не предметом для обсуждения.

То, что сейчас происходит, является подтверждением того, что если мы ничего не предлагаем, то договариваются без нас. Российско-американская встреча в Осаке была только еще одним подтверждением того, что США и РФ не планируют ждать, пока Президент Украины научится вести переговоры. Они сами активно ведут переговоры. Поэтому, бесспорно, нужно находиться за столом переговоров и не бояться вести их ни в одном из форматов: Или Будапештского меморандума, или Нормандской четверки, или Женевский, который был в апреле 2014 года, или прямые переговоры.

Но к этому нужно быть готовым. Если они будут вестись с таким же успехом, как в Берлине, Париже или Брюсселе, возможно, действительно лучше без переговоров вообще. Пока еще внешнеполитические успехи Зеленского, мягко говоря, не поражают, как и поведение его команды. Очень хотелось бы, чтобы пан Зеленский сделал из этого выводы.

Что касается предложений Андрея Богдана. Это такая же теоретизация, как заявление Данилюка о встрече в двустороннем формате. Все можно обсуждать. Но просто так — «давайте предоставим русскому языку статус регионального» — это ни о чем. Это может быть предметом только, если есть комплексное виденье. Если это цена, которую украинское общество готово заплатить за тот или иной формат урегулирования, то об этом должно быть объявлено, предложен весь пакет договоренностей. Сам по себе вопрос языка ничего не решает. Я не вижу, каким образом в этом контексте планируется урегулирование вопроса вывода российских войск, прекращения огня, как будет урегулирован вопрос амнистии боевиков. Есть очень много других составляющих, и даже если мы вытянем какую-то одну часть проблемы из общего комплекса, мы не увидим общую картину. Пока не будет понятен весь комплекс взаимных уступок и компромиссов, до тех пор нет предмета для дискуссий.

Позитивом в том, что заявил руководитель офиса президента, является готовность к новому подходу, переосмыслению конфликта в целом и то, что Украина готова предложить для урегулирования проблемы. Просто одним таким элементом мы никакую проблему не решим. Нужно, чтобы новое руководство предложило нам свое четкое общее комплексное виденье того, что должно быть сделано не только с украинской стороны, но и со стороны боевиков, РФ и наших западных партнеров. Без комплексного виденья это все философствование ни о чем.

Иван КАПСАМУН, Наталья ПУШКАРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ