Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сквозь проходящее — к вечности

О новых гранях наших древнейших текстов в книгах Вадима Пепы
24 июля, 2019 - 16:34

По-разному складывалась история изучения золотого запаса нашей духовности — того, что мы называем сейчас фольклорным наследием украинского этноса. В этом контексте две книги писателя, публициста и эссеиста Вадима Пепы «Щедрик летить із Києва» и «Віч-на-віч з вічністю» особенно стоят внимательного прочтения и подробного анализа. Ведь в них новыми, часто неожиданными гранями взблескивают древнейшие тексты наших обрядовых, свадебных и русальных песен, щедровок, колядок, гаевок, заговоров, причитаний, суеверий...

ДРЕВНИЕ АРХЕТИПЫ В УКРАИНСКИХ ТЕКСТАХ

В первую очередь бросается в глаза широкий межотраслевой контекст рассмотрения. Что и говорить, очень многие исследователи нашего фольклора ограничиваются, так сказать, имманентным рассмотрением текстов. И нередко анализ фольклорных произведений сводится к тому, что на поверхности. Бесспорно, все это нужно. Но если этим ограничиться, то слишком много останется неразгаданного. А сами определения от многочисленного их повторения и варьирования как-то тускнеют и теряют свой продуктивный заряд.

А подход Вадима Пепы выразительно демонстрирует свою креативность. Здесь и типологические сравнения древнегреческого мифа об Артемиде с народными песнями о вождении козы и о Маланке; и рассмотрение архетипа Золотых ворот сквозь призму многогранности проявлений этого архетипа в вавилонской, древнееврейской, древнегреческой мифологии (такие примеры обильно рассыпаны в книге «Щедрик летить із Києва»); и изучение типологического родства духовных богатств разных эпох и цивилизаций (Овідій і українські щедрівки) в книге «Віч-на-віч з вічністю».

Приведенные В. Пепой тексты демонстрируют разновидности отображения в мифологическом сознании культурно-исторического процесса становления человеческой тожесамости, самоосознания себя как существа уникального, отличающегося от всех других сущих на земле созданий. От этого осознания берет начало человеческое сообщество, человеческая культура и история. Поэтому видим, что и украинцы тоже внесли свою лепту в осмысление этого одного из основополагающих этапов становления человека, феноменов культуры и цивилизации.

ОТЗВУКОМ ДРЕВНЕЙШИХ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ

На страницах обеих упомянутых книг раскрывается еще один очень важный факт: настоящее значение феномена украинских обрядовых песен, заговоров. Первичное прорывается далеко за рамки этнографических памятников, артефактов поэтического гения украинского народа. То, что мы в настоящее время привычно называем народным творчеством, является в действительности отдаленным отзвуком древнейших священных текстов, потаенных мифов о сотворении мира, возникновении человека, появлении смерти и болезней в человеческой жизни, да еще целый пакет тех вопросов, которые всегда волновали человеческое сознание и которые в настоящий момент называют экзистенциональными. Это то, что продуцировалось извечно тогдашними волхвами, впоследствии — книжниками. А уже значительно позже, после призабытости мифологического мировоззрения, эти тексты проникали в сознание народных прослоек, усваивались, банализировались ими и в конечном итоге дошли до нас, хотя уже и несколько измененными.

Поэтому, найти в этих текстах скрытые смыслы — задача и необходимая, и нелегкая. Сквозь скоротечность новейших социологических или исторических парадигм, текучесть политических настроев в книгах Вадима Пепы достойно представлены попытки заглянуть путем анализа фольклорных текстов в нетленное, в предвечные начала украинского этноса, в то, что делает нашу современность сложным синтезом воспоминаний о прошлом и надежд на будущее.

... ДРЕВНИХ КУЛЬТУР

Еще одно существенное. У нас все духовные достижения, приобретенные до крещения киевлян князем Владимиром в 988 г., осуждались церковными структурами как «языческие». Однако народное поэтическое творчество бережет воспоминания о такой древности, что и не помыслить. И родная Матушка-Земля открывает археологам поражающие тайны.

Исключительное значение Вадим Пепа придает такому обстоятельству. В 1907 году один из немногих археологов казацкого рода — доцент антропологии Петербуржского университета Федор Вовк — положил начало исследованию известной в настоящее время во всем мире Мезинской археологической культуры. Подобную мезинской стоянке охотников на крупного зверя еще раньше — в 1893 году — открыл на улице Кирилловской в Киеве чех Викентий Хвойка. Писатель доказывает: материальные и духовные достижения Мизинской археологической культуры издавна унаследовала Трипольская цивилизация, а отголоски ее расцвета доносят до нашего современника бессмертные колядки и щедровки и песни доныне сохраненных календарно-обрядовых действ.

Остается только прибавить, что, читая книги Вадима Ивановича, имеем возможность наслаждаться духовитым словом Левобережья Черкасчины, россыпями остроты и мудрости нашего народа.

Владимир ЯТЧЕНКО, доктор философских наук, профессор Государственного университета телекоммуникаций
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ