Она отличается от многих телеведущих своей уникальностью, которая сочетает раскованность, искренность, оригинальную подачу, опыт, знание, а также практику ведущей на развлекательных шоу и новостийно-информационных программах. Мир телевидения очень непредсказуем: сегодня ты «рассказываешь о Бритни Спирс», а завтра... уже ведущая на «серьезном» телеканале. Все это — об актрисе, продюсере Каролине Ашион. Встреча студентов Летней школы журналистики «Дня» с гостьей прошла в очень демократической обстановке. Каролина рассказала летнешкольникам интересные факты из своей биографии, истории становления как личности, и вообще мы обсудили много тем, которые связаны с телевидением, журналистикой, политикой, шоу-бизнесом.
«Я НЕ ПЛАНИРОВАЛА БЫТЬ ТЕЛЕВЕДУЩЕЙ»
Ольга ВАЛЬКЕВИЧ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Известно, что вы выросли на Сумщине. Интересно, в какой вы семьи росли, как проходило ваше становление и самоидентификация?
— Меня воспитывали мама и бабушка с прабабушкой. Отец после учебы вернулся в Нигерию, в 1980 году, когда мне было 5 лет. Мы с мамой остались в Украине. То было время «железного занавеса», выезжать за границу было практически невозможно или только в один конец.
Детство проходило в атмосфере того, что в моей родной Шостке с таким цветом кожи я была одна. И это было и проблемой, и преимуществом одновременно. Не нужно объяснять, что дети достаточно открыто демонстрируют свое отношение к тем, кто выглядит иначе. Да и взрослые разные встречаются. Однако в моем случае подавляющее большинство относилось ко мне всегда очень хорошо. А тот негатив, который, бесспорно, приходилось порой чувствовать, незаурядно закалил меня. Помню, я была очень активна, училась на «отлично», была «председателем совета отряда», ходила в музыкальную школу, занималась гандболом. В Шостке была очень мощная школа именно гандбола. А следовательно, в 13 лет я попала в Киевскую спортивную школу-интернат олимпийского резерва. Это было невероятно, как теперь говорят, круто. Но мне немного не повезло: я получила серьезную травму и через год вернулась домой, где и закончила школу с медалью. Мне очень повезло с преподавателями, и я легко сдала экзамены в тогда очень престижный (надеюсь, так и сейчас) — Киевский государственный торгово-экономический университет (КГТЭУ).
В моей жизни часто что-то происходит случайно. Я не планировала быть телеведущей. После университета я работала по специальности, в совсем другой сфере. Предложение поработать на ТВ было настоящей авантюрой. Но очень интересной. Это был музыкальный телеканал М1. Конечно, нужно было поработать над собой: позаниматься с преподавателем, чтобы подтянуть украинский язык, ведь Сумщина — в основном русскоязычный регион. Но ничего, справилась.
Идентифицирую себя бесспорно украинкой, потому что здесь родилась и воспитывалась. Я была в Африке несколько раз. Отец говорит, что в Нигерии я вряд ли сейчас смогла бы жить, ведь воспитана в совсем другой культуре. Для понимания, Нигерия по размерам немного больше Украины, но с населением около 200 миллионов. В Лагосе, где живет моя семья (двое братьев и сестра), население приблизительно 25 миллионов, нет метро, постоянный трафик... С Африкой я чувствую крепкую связь. Я очень похожа на отца и по телосложению, и по характеру, однако я все же украинка. Хотя в гости ездить в Нигерию просто обожаю. Это отдельная тема, какой спектр ощущений переполняет меня каждый раз, когда я там. Особенно когда возвращаюсь домой, в Украину. Коротко — каждый раз плачу.
«ТЫ СЕБЯ В ЗЕРКАЛО ВИДЕЛА?..»
Ольга ВАЛЬКЕВИЧ: — В телевизионном ролике вы вспоминаете о том, что вам приходилось сталкиваться с проявлениями дискриминации в своей профессиональной карьере. Насколько серьезна эта проблема в Украине?
— Представьте ситуацию, в которой вы не можете попасть на кастинг шоу на одном из ведущих каналов страны только потому, что генпродюсер вам говорит: «А ты себя в зеркало видела? Мы ищем среднестатистическую украинскую женщину». Возможно, пан Ткаченко считал, что сделал мне таким образом комплимент, однако не совсем удачный. Потому что я считаю это чистой воды дискриминацией. Думаю, такое было бы невозможно, скажем, в Америке. Не препятствие ли это для меня сделать карьеру? Да. Даже если никакого негативного намека и посыла в его словах не было. Случая это выяснить у меня тоже не было. Разговор был коротким. Вывод для себя я сделала так же быстро.
«Я СЧИТАЮ, ЧТО МОЙ ОПЫТ ДОСТАТОЧНО УНИКАЛЕН»
Евгения ШЕВЦОВА, Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова:
— Вы начали работать на М1, но потом перешли на телеканал новостийно-информационного формата. Что вам ближе — развлекательные передачи или работа на «Прямом»? В каком формате чувствуете себя более органично?
— Я считаю, что мой опыт достаточно уникален: развлекательный сегмент, а теперь политический формат. И я этим опытом пользуюсь. Допускаю, что некоторым моим коллегам, которые проработали всю жизнь в сухом информационном жанре, порой труднее расслабиться в кадре. А я, имея за спиной опыт работы в развлекательных программах, иногда могу сказать «о серьезном с улыбкой». Кроме «М1», я успела поработать на телеканалах «Интер» (тогда, кстати, генеральным продюсером был действующий президент), «ТЕТ», «2+2». И вот теперь «Прямой».
Когда начался Евромайдан, я «прикипела» к «5 каналу». Ведущие «5-го» превратились в членов семьи — с ними засыпала и просыпалась. Думаю, в те дни не я одна так жила.
Я обожаю форматы политических ток-шоу и вообще — infotaintment! Генпродюсер «112-го» время от времени звонил мне и приглашал то на «NewsOne», то на «112-й», но никогда что-то не складывалось. Хотя где-то я уже готовила себя к такому именно предложению. Поэтому когда Алексей Семенов в который раз предложил мне работу на «Прямом», я, конечно, согласилась.
«С КАЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКОЙ В УКРАИНЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСЕ ЖЕ ЕСТЬ»
Елизавета ВОРОБЬЕВА, выпускница 9 класса Киевской специализированной школы №118 «Всесвит»: — В чем отличие между телеведущей и журналистом?
— Я считаю себя все же телеведущей. Как по мне, журналист — это состояние души! Это любознательный человек, который всегда хочет докопаться до сути. Лично я не занимаюсь журналистской работой в классическом понимании этого слова. Моя работа — быть проводником между «контентом» и аудиторией. Общаться с экспертами, политологами, задавать им вопросы. Я считаю, что с качественной журналистикой в Украине определенные проблемы все же есть. Мой коллега, Николай Вересень, так и говорит: «Журналистика в стране ужасная». Ну, ему с высоты опыта можно быть максимально критичным.
Звезды журналистики в Украине точно есть. Они распылены по разным каналам, изданиям, сайтам. Но точно есть!
«ДЛЯ МЕНЯ ЭТАЛОНОМ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩАЯ BBC ЗЕЙНАБ БАДАВИ»
Евгения ШЕВЦОВА: — Возможно, у вас есть какие-то примеры в журналистике, среди телеведущих, на кого вы ориентируетесь?
— Для меня эталоном является ведущая BBC Зейнаб Бадави. Ее манера ведения, осанка, тембр голоса, пластика, то, как она держится в прямом эфире, как ведет панельные дискуссии, часто при участии лидеров ведущих держав мира... Короче, равняюсь на нее.
Алиса ПОЛИЩУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:
— Львиная доля украинских телеканалов, в частности новостийных, принадлежит олигархам. Как можно избежать зависимостей журналистов от владельцев?
— Из собственного опыта могу сказать, что у меня нет никаких «темников», мне не дают список вопросов, которые я должна обязательно задать. Единственное, у нас бывают опросы, которые мне не очень нравятся, ведь иногда носят достаточно провокационный характер. Конечно, редакционная политика есть, причем на каждом канале она своя, но есть и свобода. По крайней мере, на «Прямом».
«ДО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ НУЖНО СОЗРЕТЬ»
Алиса ПОЛИЩУК: — Вы хотели бы вести свою авторскую программу?
— Пока меня устраивает тот режим, в котором я нахожусь сейчас. До авторской нужно созреть, «нарастить мышцы». Определенные мысли, конечно, есть.
Василий СЕМЕНЧЕНКО, Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя:
— Соратник Виктора Медведчука не так давно купил третий информационный телеканал — ZIK, после чего журналисты начали массово увольняться с этого канала. Поддерживаете ли вы такой шаг коллег? Приходилось ли вам в карьере говорить «нет» из-за своих убеждений?
— Из-за убеждений как раз и нужно говорить «нет». Это правильно. Потому что в противном случае робота превращается в пытки. Те журналисты, чьи убеждения тверды, которые не разделяют точку зрения владельца, пишут заявление и уходят. Например, Лейла Мамедова перешла на «Прямой» и ведет сейчас у нас утреннюю программу. С нашего канала несколько людей перешли на ZIK. И это их право и выбор. За кадром на ZIK работает много тех, кто не разделяет политику канала. Так же на 1+1, далеко не все журналисты на президентских выборах поддерживали Зеленского.
«ПОКА ВСЕ ЭТО ПОХОЖЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНОЕ НАХАЛЬСТВО — БАЛЛОТИРОВАТЬСЯ В ПАРЛАМЕНТ БЕЗ ПОДГОТОВКИ»
Алиса ПОЛИЩУК: — Как вы относитесь к тому, что представители шоу-бизнеса идут в политику?
— В этом нет ничего страшного. Несистемные политики — мировой тренд. Другое дело, готовы ли они? Пока все это похоже на элементарное нахальство — баллотироваться в главный законодательный орган страны без подготовки, надлежащего уровня образования, знаний и профессионального опыта. Как видим, опыта и подготовки не хватает и президенту. Какими бы искренними ни были его намерения, это в итоге может сыграть с ним злую шутку, ведь придется прислушиваться к советникам, которые могут быть коварными.
Скичко, Юзик, Тищенко, Сивохо... Хотя я знаю, что Сивохо очень умный человек, и в нем я как раз не сомневаюсь. Другие — для меня лично это вопрос.
«УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА САМОДОСТАТОЧНА И НАМНОГО ПРОДВИНУТЕЕ, ЧЕМ РОССИЙСКАЯ»
Мария НАУМЕНКО, Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя:
— Вы достаточно хорошо знаете украинский шоу-бизнес. Что для вас украинская патриотическая музыка? И с кем вы ее ассоциируете? Можно ли шоу-бизнес в Украине назвать именно украинским? Находимся ли мы до сих пор под воздействием российского шоу-бизнеса?
— Нет, мы не находимся под воздействием российского шоу-бизнеса. Украинская музыка самодостаточна. Более того, намного продвинутее, равно как и украинская мода, кстати. И многие из наших дизайнеров, стилистов, режиссеров создавали в свое время именно для россиян целые проекты. Кое-кто продолжает и до сих пор это делать.
Для меня патриотическая музыка — это Джамала, Onuka, Алина Паш, Альона-Альона... Это патриотично, модно, круто. Не скажу, что я активно слежу за тем, что теперь происходит в украинском шоу-бизнесе, но то, что у нас есть чем гордиться — бесспорно.
«ОТНОСИТЕЛЬНО НАШИХ АРТИСТОВ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ В РОССИИ, ТО ЭТО ЗАРОБИТЧАНЕ»
Мария НАУМЕНКО: — Знакомы ли вы со скандалом о Земфире, во время концерта в Грузии на фестивале Tbilisi Open Air 2015, когда российская певица подняла над головой флаг Украины. Известно, что после этого она начала регулярно получать обвинения в предательстве. И уже через год на концерте в Вильнюсе Земфира несколько раз просила убрать все флаги, а когда ее не услышали, попыталась достучаться до людей недостаточно корректным методом. Как вы относитесь к этому инциденту? Как относитесь к украинским артистам, которые выступают в России?
— Земфира вообще «особняком» стоит в России. Она фигура иконическая. Знаете, как есть журналисты с позицией, так же и певцы. Мне кажется, что она совершила поступок, когда подняла украинский флаг, и то, что ее начали травить в России, это, к сожалению, часть состояния их общества, часть их агрессивной политики. Уже во время другого концерта она позволила себе ругательство, я помню, это было в 2016 году. Скорее, это было сделано во избежание последующих неприятностей.
А вот относительно наших артистов, которые работают в России, то это заробитчане. Для них на первом месте деньги, а не позиция. Вот, например, Джамала, я ее знаю лично, она не ездит в Россию из-за своих убеждений, позиции. Это ее личный протест. Так же «Бумбокс» и многие другие.
Но также факт, что некоторые артисты, которые зарабатывают в России, у нас при этом собирают полные залы и даже стадионы. Потому что есть определенная прослойка людей (это вы сознательная молодежь), которые не хотят видеть и слышать, что происходит в стране. У нас двойные стандарты и перекосы везде. В политике так же, только случаются они чаще.