Редакция телеканала UATV — настоящие энтузиасты и специалисты, которые создали эту платформу три года тому назад и превратили ее в мощный ресурс распространения информации из Украины и об Украине для всего мира. Такое общее впечатление осталось у «летнешкольников» «Дня» от экскурсии и общения с сотрудниками телеканала иновещания Украины. Но обо всем по очереди.
Наша экскурсия по студийному комплексу UATV на Куреневке начинается уже при входе. В сопровождении сотрудников телеканала по узким коридорам направляемся к «сердцу» телеканала — студии. Отсюда UATV на пяти языках (английском, русском, украинском, арабском и крымскотатарском) распространяет информацию об Украине на пять континентов. Вспоминается Котляревский: «Де згода в сімействі, там мир і тишина».
В узком коридоре видим телеведущих, редакторов, которые готовятся к эфиру и... гладильную доску. «Места мало, но ведь гладить одежду ведущим нужно!» — объясняют наши гиды. Сама студия тоже небольшая, но сверхсовременная, стильная и комфортная. Главный инженер ознакомил нас с технологией выпуска новостей в прямом эфире и предложил попробовать себя в роли ведущих. Этим грех было не воспользоваться. Каждый смог записаться на камеру, продекламировать текст из суфлера, — почувствовать себя настоящим ведущим телеканала иновещания. Разумеется, в эфир наши пробы не вышли.
А еще был ньюзрум, — именно здесь, за кадром, собирается и обрабатывается вся информация, прежде чем выйти в эфир.
После экскурсии по каналу и знакомства с более чем 30 телевизионными проектами, в которых UATV рассказывает миру об Украине, участников ЛШЖ-2019 ожидал главный «бонус» — откровенный разговор-интервью с генеральным директором ДП «Мультимедийная платформа иновещания Украины» Людмилой БЕРЕЗОВСКОЙ.
«В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ UATV БУДЕТ ПРИНИМАТЬ ГЛОБАЛЬНЫЙ НОВОСТИЙНЫЙ ФОРУМ AVN»
Алиса ПОЛИЩУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:
— Во времена гибридной войны очень много внимания уделяется именно информационной политике нашей страны. Скажите, пожалуйста, как нам «тягаться» с пропагандистской машиной РФ, ведь их ресурсы намного больше наших?
— На уровне цифр бюджеты UATV и RT почти тождественны, единственное отличие: наш бюджет сверстан в гривнях, а их — в долларах (улыбается). Это шутка... Но он просто и красноречиво иллюстрирует то, что Россия не жалеет средств на свои пропагандистские ресурсы, и не только на RT.
То, что мы начинаем делать, — начинаем с нуля. Я считаю, что мы начинали даже с «этажа минус 1». Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки и сетовать на то, что нам, бедным, не хватает средств, что мы в позиции Давид против Голиафа и так далее и тому подобное. История доказывает, что Голиафу тоже можно скрутить руки, и единственной силой, которая способна это сделать, которая способна достойно противостоять этой пропагандистской, лживой машине, — как бы это пафосно не звучало, — является правда.
Правда — это способность и потребность называть вещи своими именами. Потому что если мы сами не будем детерминировать нашу реальность, не идентифицировать самих себя — то это за нас охотно сделают другие, прежде всего РФ.
В то же время, говоря правду, мы не должны оправдываться. Если нас ежедневно обзывают «фашистами», было бы ошибкой, по моему мнению, на каждый такой ненавистнический выпад отвечать: «Мы не фашисты!» На такие неодиночные случаи агрессивных фейковых упреков из российских пропагандистских телеэкранов мы вспоминаем мудрую восточную поговорку, с которой соглашается весь наш многоязычный коллектив, — о собаке и караване. Думаю, вы знаете, какую поговорку я имею в виду (улыбается).
У нас свой путь. И если после просмотра наших программ какой-то, скажем, немец, француз, американец, а особенно россиянин не побоится приехать в Киев или Львов, Харьков или Одессу, Черновцы или даже Чернобыль (а количество иностранных туристов в Украине ежегодно растет), — значит наша позиция является правильной, и российская черная пропаганда относительно Украины дает сбой.
А. П.: — Воплощаете ли Вы какие-либо совместные проекты с иностранными компаниями?
— Если вы имеете в виду какие-то совместные творческие телевизионные проекты, то у нас таких нет.
Зато мы наладили сотрудничество с иностранными компаниями относительно новостийного обмена. Речь идет о распространении новостийных сюжетов из Украины и об Украине производства UATV через две международные платформы: AVN (Asiavision) Азиатско-Тихоокеанского вещательного союза (ABU) со штаб-квартирой в г. Куала-Лумпур (Малайзия) и BRNA — с главным офисом в г. Пекине (Китай).
Пусть вас не сбивает с толку азиатская «прописка» этих платформ, — ее участниками, а значит и реципиентами наших новостей, являются телеорганизации со всего мира. (К слову, ассоциируемым членом ABU является Европейский вещательный союз (EBU), другими словами — новостийный контент UATV доступный участником платформы «Eurovision». Скажу также, что в начале августа с.г. ABU должен заключить соглашение о сотрудничестве с Африканским вещательным союзом (AUB), а это значит, что новостийные сюжеты нашего производства будут доступны всем телекомпаниям, членам AUB).
ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ СТУДИЕЙ КАЖДЫЙ «ЛЕТНЕШКОЛЬНИК» СМОГ ЗАПИСАТЬСЯ НА КАМЕРУ, ПРОДЕКЛАМИРОВАТЬ ТЕКСТ С СУФЛЕРА — ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НАСТОЯЩИМ ВЕДУЩИМ ТЕЛЕКАНАЛА ИНОВЕЩАНИЯ
Собственно, такие программы новостийного обмена между UATV и зарубежными телекомпаниями являются одним из важнейших каналов распространения объективной информации об Украине непосредственно из Украины. Так, с одной стороны, наша цель — включение UATV в зарубежные кабельные сети (говорится об онлайне-ретрансляции), — и за три года существования мы достигли, на мой взгляд, очень неплохих результатов. А с другой стороны, UATV превратился в авторитетный источник информации, которому доверяют зарубежные СМИ.
Приведу пример. Вспоминаете атаку трех украинских кораблей силами российского ВМФ в Керченском проливе? 25 ноября 2018 года это событие стало топ-новостью всех мировых СМИ, от Би-би-си до соцсетей. В этот и в следующие несколько дней наши каналы международной коммуникации были, я бы сказала, «красными». Мне вспоминается напряженный, нервозный крик директора AVN Венди Эверет: «Что там у вас делается?! Россияне говорят, что это спланированная Украиной диверсия!» В этот и следующие несколько дней наши журналисты-международники работали как проклятые (улыбается). В этот и следующие несколько дней UATV стал многоязычным, неискаженным голосом Украины, который услышали и распространили сотни телекомпаний во всем мире.
Заметьте, эта новость — глазами наших редакторов и журналистов — попала в эфир местных телеканалов даже тех стран, где спутниковый сигнал UATV недоступен (скажем, в Океании, — там у нас теперь нет спутникового покрытия). Более того, оперативно проработанные, переведенные на иностранные языки сюжеты UATV — через упомянутые выше платформы новостийного обмена — попали в прайм-тайм местных телеканалов, и что не менее важно — на местных языках.
И недавно нам всем было очень приятно получить одобрительную оценку коллег из AVN, что в настоящий момент UATV входит в тройку наиболее цитируемых телекомпаний, членов этой организации.
К слову, 29-31 июля в Стамбуле, на базе турецкой телекомпании TRT, состоялся Глобальный новостийный форум (GNF) AVN, в котором приняло участие и UATV. Примечательно, что с хозяином форума, телеканалом TRT, мы уже плодотворно сотрудничаем: на протяжении прошлого года группа наших специалистов — журналистов, операторов — прошла стажировку на базе TRT в Анкаре. К тому же бесплатно.
То есть, кроме обмена новостийным контентом, мы налаживаем и обмен опытом. Согласно международным стандартам журналистики.
А летом в следующем году Глобальный новостийный форум AVN состоится в Украине. Как вы, наверное, догадались, приглашение провести этот престижный форум именно в Украине было нашей инициативой, и мы очень рады, что Секретариат Азиатско-Тихоокеанского вещательного союза пошел нам навстречу. Мы ожидаем прибытия в Украину около сотни топ-менеджеров телекомпаний со всего мира.
Ольга ВАЛЬКЕВИЧ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Раньше в своих интервью вы вспоминали, что сотрудники UATV постоянно учатся и обмениваются опытом с иностранными коллегами. С кем вы в настоящий момент сотрудничаете в учебных целях? Какое сотрудничество планируется, кроме Турции?
— Буквально несколько дней назад наша журналистка вернулась из г. Куала-Лумпур, Малайзия, где приняла участие в специализированном тренинге для репортеров, который организовал Азиатско-Тихоокеанский вещательный союз (напомню, Мультимедийная платформа иновещания является Ассоциируемым членом этой организации). Примечательно, что организаторы полностью покрыли все командировочные расходы (перелет, проживание), за что мы им очень благодарны.
Сейчас ведутся переговоры с телекомпанией «Al-Jazeera» относительно стажировки наших сотрудников на их базе. В Киеве нам очень помогает Британский совет, который делает все, чтобы наши украиноязычные редакторы, журналисты, операторы владели английским как «native speakers». На нашем телеканале без свободного владения английским языком никак не обойтись.
Александр ШАРИПОВ, Запорожский национальный университет:
— Когда был создан телеканал, министр информационной политики Юрий Стець заявил, что «теперь будем доносить миру, что Украина — это не только депрессивные регионы, коррупция и бедность, а европейское государство, которое хочет реформ». Как вы считаете, удалось ли телеканалу выполнить это задание? Образ какой страны видят иностранные зрители?
— Юрий Стець в действительности говорил не только о UATV, но и обо всей системе иновещания Украины. А это Мультимедийная платформа иновещания и Национальное информационное агентство «Укринформ». Именно на эти две государственные структуры возложена первоочередная задача распространять информацию из Украины и об Украине в мире. А чтобы минимизировать искажение этой информации или ее разночтение, разумеется, лучше всего распространять эту информацию за рубежом на иностранных языках. Официальный сайт «Укринформ» имеет девять языковых версий, официальный сайт Мультимедийной платформы — пять. На пяти языках выходят в эфир и программы телеканала UATV.
Сначала хочу объяснить — в чем специфика любого канала иновещания, не только украинского. Мне вспоминаются слова одного знакомого преподавателя немецкого языка, который как-то задал мне, на первый взгляд, странный вопрос: «Как ты думаешь, почему Германия открыла сотни «Гете-институтов» по всему миру, в которых местные обитатели могут выучить немецкий язык?» Я не нашлась, что ответить. «А для того, — ответил он за меня, — что когда человек захочет купить автомобиль, то в первую очередь, что приходит ему в голову, — немецкий BMW или Volkswagen». Я тогда рассмеялась, а на самом деле — в таком ответе есть здравый смысл.
Мы тоже можем задать, на первый взгляд, непростые, даже провокационные вопросы: «А зачем Украине телеканал иновещания? Разве некуда тратить деньги налогоплательщиков? Мы что, роскошествуем? В конце концов, что Украина хочет и может сказать миру?». И мы должны знать и знаем на них ответы.
Последние пять лет мы противостоим огромным внешним вызовам, которые угрожают существованию нашего государства. И в новостях, и программах о Донбассе мы говорим на весь мир «Russian controlled forces» («российвские оккупационные войска»), потому что мы знаем, что «их-там-есть». Мы отслеживаем и освещаем события в оккупированном Крыму. Если на украинских телеканалах темы Крыма и Донбасса отошли на пятый-десятый план (о чем свидетельствуют соответствующие мониторинги), то у нас эта тема — самая главная. Мир не должен забывать, что в Украине продолжается война, и она не завершилась потому, что противостоят Украине не местные «шахтеры» и «трактористы», а регулярные войска РФ. Миру тоже нужно постоянно напоминать, что Крым — это Украина. А то некоторым политикам в Старом Мире, как видим, аж печет возобновить старые отношения с РФ на уровне «business as usual». Будто и не было аннексии Крыма и оккупации Донбасса Россией... Поэтому мы им регулярно освежаем память об этом.
В то же время мы показываем другую Украину — мирную, творческую, культурную, креативную, молодежную, современную, традиционную, театральную, музыкальную, модную и даже кулинарную. На сегодня у нас выходит в эфир еженедельно около тридцати цикличных программ. Повторяю: все эти программы выходят на пяти языках. Это действительно очень много. Далеко не каждый телеканал, и не только украинский, может себе позволить производство такого большого количества программ самой разнообразной тематики. После премьерного показа в эфире телеканала UATV, эти программы размещаются на наших официальных страницах в соцмережах. Иными словами, зритель — в какой бы части света он ни был — имеет возможность посмотреть наши программы.
Через свои цикличные программы мы говорим миру: «У нас богатая история, культура, но мы не застряли в прошлом. Мы также современные. У нас происходит множество культурных событий. У нас очень интересно. Мы очень гостеприимны. Приезжайте в Украину и убедитесь в этом сами». И тот feedback, который мы получаем от мира, доказывает, что наши усилия — ненапрасны.
Мы же на этом не останавливаемся... По закону «О системе иновещания Украины», который регулирует нашу деятельность, по крайней мере 50% нашего контента должны составлять программы на английском языке. И мы выполняем требования Закона.
Но за свыше трех лет деятельности, — находясь в постоянных контактах с зарубежными кабельными сетями, телеканалами, в частности и иновещателями, — мы пришли к выводу, что эффективнее будут моноязыковые телеканалы — на все 100% английские и на все 100% русские. Все остальные языковые версии, в частности и украинская, могут успешно функционировать в соцсетях. Это поможет локализовать целевую аудиторию UATV. Я не открою государственную тайну, если скажу, что русскоязычный телеканал иновещания Украины прежде всего будет адресован российскому зрителю — пусть в Москве или Хабаровске черпают информацию об Украине непосредственно из украинского источника, а не из искаженных, кривозеркальных телеканалов РФ.
То же самое касается русскоязычного зрителя на оккупированных территориях Крыма и Донбасса. (Между прочим, теперь русский язык составляет приблизительно 40% контента UATV, определено больше, чем у любого национального украинского телеканала. Следовательно, нет ничего странного в том, что наш телеканал — на основании временных разрешений Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания — ретранслируется через аналоговые и цифровые передатчики на оккупированные территории АРК, Донецкой и Луганской областей.)
Поэтому следующим шагом в развитии системы иновещания Украины, по моему мнению, должно быть разграничение англоязычного и русскоязычного телеканалов. Для этого нужно вносить изменения в действующий Закон «О системе иновещания», и я надеюсь, что новоизбранная Верховная Рада Украины это сделает.
Из важных заданий на ближайшее будущее — открытие новых корреспондентских пунктов за рубежом, чтобы быть ближе к тем местам, где принимаются важные решения относительно Украины, и чтобы получать эксклюзивный материал.
А. Ш.: — Где именно хотите открыть?
— В настоящий момент у нас есть уже два: в Варшаве и Анкаре. В ближайших планах — открытие корпункта в Вашингтоне и Брюсселе. У нас также достаточно амбициозные планы относительно Китая. Надеюсь, до конца этого года в Пекине таки появится корпункт UATV.
А. Ш.: — Что именно нужно для того, чтобы открыть корпункт?
— В разных странах разные требования. Одной из наибольших проблем является поиск квалифицированного журналиста-полиглота. Согласитесь, найти англоязычного сотрудника сегодня не сложно. А вы многих знаете журналистов, которые свободно владеют, скажем, китайским?
Меньшая проблема, — но все же проблема, потому что съедает много времени, — оформление разрешений на работу. К слову, Брюссель за последние четыре месяца уже несколько раз менял условия оформления разрешений. Однако это нас не останавливает.
«САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СЕГОДНЯ ПРОЕКТЫ — ИСТОРИЧЕСКИЕ»
Елизавета ВОРОБЬЕВА, выпускница 9 класса киевской специализированной школы №118 «Вселенная»:
— Какие программы, кроме новостийно-информационного блока, нравятся иностранному зрителю, ведь у вас много проектов?
— Самые популярные сегодня проекты — исторические. Также популярные «Зроблено в Україні», «Майстер справи» — о маленьком бизнесе, о предпринимателях и изобретателях. «Ціна перемоги» — о наших спортсменах, «Україна на смак» — кулинарная программа. Каждый проект очень неплохо смотрят. Но все зависит от языка: некоторые проекты действительно «заходят» на западную аудиторию, другие — больше на российскую.
Очень неплохие показатели у «Истории войны». А это достаточно сложный проєкт, его автор — бывший военный Юрий Руденко — поэтапно, шаг за шагом, на основании четких безапелляционных фактов, рассказывает о ходе войны, которая длится на нашей земле уже свыше пяти лет.
Для нас еще очень важна обратная связь — через социальные сети, через сайт. Мы обращаем внимание на аудиторию: что зрителям нравится, что смотрят, что распространяют в соцсетях. Особое внимание мы уделяем молодой аудитории. Мы запустили программу о современной музыке «Music day», наш «Ровесник» об украинской молодежи — интересен молодежной аудитории за рубежом.
Мы стали практиковать стрим-трансляции в соцсетях.
Из наиболее памятных: 26 апреля с.г., к годовщине Чернобыльской трагедии мы создали музыкальный проект при участии DJ Влада Фисуна, который 40 минут играл на своих тарелках прямо внутри градирни на Чернобыльской АЭС. Потом этот проект вышел у нас в эфире. К слову, о нем впоследствии написали в одном международном диджейском журнале.
И еще совсем свежа в памяти конференция «Украина. Реформы — Поддержка Украины в демократических и экономических реформах», которая состоялась в г. Торонто (Канада) в начале июля нынешнего года.
На время конференции UATV оборудовал свою выездную студию, откуда транслировал в соцсетях интервью с участниками конференции. Впоследствии эти интервью — на разных языках — выходили в эфире UATV.
Для нас это точно был бесценный опыт. И мы убедились в том, что такие трансляции ради презентации нашей страны — это то, что мы должны делать в будущем.
Евгения ШЕВЦОВА, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова:
— Насколько увеличилась аудитория телеканала, в сравнении с 2015 годом, когда был принят Закон Украины «О системе иновещания»?
— Аудитория 2015-го и 2019-го — это, как говорят в Одессе, — две большие разницы. Следует вспомнить, что предшественник UATV — государственный телеканал «Всемирная служба «УТР»», основанный в 2004 году, — был адресован украинской диаспоре, прежде всего в Западной Европе и Северной Америке (на эти континенты и осуществлялась спутниковая ретрансляция телеканала). Каких-то заданий относительно включения «УТР» в кабельные сети мира не ставили.
Аннексия Крыма и дальнейшая оккупация Донбасса заставила Украину переосмыслить задание телеканала иновещания. Собственно, в 2015 г. Верховная Рада приняла Закон «О системе иновещания», в котором были прописаны обязательные 50% английского языка. Со вступлением в силу данного Закона изменилась и целевая аудитория — сначала «УТР», а впоследствии UATV.
Сегодня спутниковый сигнал UATV доступен зрителям Европы, Азии, Австралии, Северной Америки и Северной Африки. Телеканал иновещания Украины присутствует в кабельных, IPTV/OTT сетях около 50 стран мира, даже таких экзотических, как Индонезия или Непал.
На прошлой неделе география присутствия UATV в кабельных сетях пополнилась новой страной — Малайзией. Из самых заметных событий последнего времени: вхождение UATV на телевизионный рынок Турции (спутниковый и кабельный оператор «Turksat») и появление в сети одной из наибольших телекоммуникационных компаний Германии «Deutsche Telecom». Но, разумеется, на этом мы не остановимся.