Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об ответственности нации за собственную оборону

«Если Украина стремится стать членом НАТО, она должна руководствоваться статьей 3 Североатлантического договора*, а все говорят о статье 5», — генерал Филипп БРИДЛАВ
16 сентября, 2019 - 19:47
ФОТО REUTERS

На прошлой неделе в Дипломатической академии Украины имени Геннадия Удовенко при МИДе на круглом столе «Украинско-американские отношения: повестка дня на 2020 год» члены вашингтонской группы «Сеть друзей Украины» (Friends of Ukraine Network) представили «Приоритетные рекомендации относительно помощи США Украине на 2020 год».

Директор Евразийского центра им. Д. Патричиу при Атлантическом совете США, посол США в Украине (2003—2006) Джон Хербст отметил в своем выступлении, что «наша главная задача — сделать Украину слишком сложной мишенью для Кремля, чтобы продолжать свою агрессию».

И путем для этого, подчеркнул посол, является то, что кремлевские солдаты должны дорого заплатить, если они пересекут украинскую границу. Такую роль, по его словам, сыграли Javelin. Но нужно сделать больше.

Хербст назвал следующие приоритетные возможности для Украины.

а) Противовоздушная артиллерия, чтобы лишить Россию преимущества в воздухе;

б) системы береговой охраны, наблюдения, выявления, артиллерийские ракетные противокорабельные системы, системы электронной войны;

в) защита приморской территории — малые, высокоскоростные, хорошо вооруженные корабли низкой стоимости.

В «приоритетах» также есть и конкретные предложения. Авторы доклада предлагают, чтобы США обеспечили Украину средствами противовоздушной обороны — такими как системы Avengerта Hawk, а НАТО должен рассмотреть предоставление системы Roland.

Кроме того, предлагается, чтобы США предоставили, по меньшей мере, шесть, или еще лучше 12 кораблей класса Mark VPT, которые оснащены торпедами, а также имеют возможность нести от 50 до 100 ракет Hellfire.

Авторы упомянутого документа предлагают, чтобы США предоставили безвозмездно противокорабельные ракеты Harpoon, которые хранятся на складах.

Другое предложение касается предоставления США радарных и разведывательных систем, необходимых для отслеживания российского ВМФ в Азовском море.

Кроме того, предлагается, чтобы Администрация и Конгресс идентифицировали механизмы финансирования на долговременную перспективу.

Среди участников вашингтонской группы «Сеть друзей Украины» был прежний Главнокомандующий объединенных вооруженных сил НАТО в Европе генерал (в отставке) Филипп БРИДЛАВ, который любезно согласился дать интервью «Дню». Разговор с американским генералом начали с вопроса, как он присоединился к инициативе американо-украинского фонда «Сеть друзей Украины» — Friends of Ukraine Network (FOUN)

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Я С САМОГО НАЧАЛА БЫЛ ТВЕРДЫМ СТОРОННИКОМ УКРАИНЫ В ЕЕ БОРЬБЕ»

— Ни для кого не было секретом в Америке, что я с самого начала был твердым сторонником Украины в ее борьбе. Поэтому я активно приобщился к «Сети друзей Украины» после российского вторжения в Крым.

Если вернуться в то время, я четыре месяца был в новой должности Верховного главнокомандующего Объединенных Вооруженных Сил НАТО в Европе, когда случилось вторжение в Крым, а весной Россия вторглась в Донбасс.

Люди знали, что я был сторонником Украины на протяжении длительного времени. Как правило, на события подобные нынешней, ко мне обращаются люди и спрашивают, могу ли я им помочь, и я отвечаю лидерам «Сети друзей Украины»: конечно, я готов помочь.

Я уже многократно был здесь до отставки и три-четыре раза после отставки.

 — А какой была цель ваших визитов после отставки?

— Все мои визиты после отставки заключаться в следующем. Меня просили помочь обсудить определенные документы, а также встретиться с вашими военным.

«УКРАИНА ЗАСЛУЖИВАЕТ ПРАВО ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ»

— Господин Генерал, а каким был ваш вклад в представленный на сегодняшней конференции документ «Приоритетные рекомендации относительно помощи США Украине на 2020 год»?

— Как вы видите, у нас большая команда, и никто полностью не руководил этим процессом. Все мы работали коллективно над ним. Мой наибольший вклад в эти рекомендации заключается в следующем. Я верю, что Украина заслуживает на право защищать себя. И то, что мы не хотим делать, и я думаю, что Украина также этого не хочет, а именно создать армию, которая наступательно пройдет через свои границы на территорию другой страны. Нас это не тревожит, нас тревожит то, чтобы украинские военные защитили себя. Украина должна стать очень дорогой страной, в которую попробует кто-нибудь вторгнуться. Именно этого мы хотим и стремимся к этому.

 — Тогда получается, что США должны предоставить Украине больше вооружений, кроме противотанковых ракетных комплексов Javelin, системы противовоздушной обороны, противокорабельных ракет. Что вы думаете об этом?

— Украине было предоставлено больше, чем Javelin. До этого США предоставили контрбатарейные радары, радиостанции, которые нельзя заглушить.

Когда Россия захватила Крым, то она заглушила все, и вы не могли бы говорить, я имею в виду Киев с Крымом. Поэтому шла речь не только о Javelin. Просто Javelin были первой наиболее видимой летальной помощью, которую мы предоставили Украине.

А вы спрашиваете, почему сегодня больше не поставляется Украине летального оружия. Да, эти вещи до сих пор обсуждаются в обеих столицах.

Как вы знаете, есть два больших пакета военной помощи, которые ждут одобрения. Поэтому ожидается больше помощи, что обсуждается.

Я также хочу сказать, что Украина является чрезвычайным производителем вооружений. Прежде всего, мы хотели бы вам помочь получить инвестиции  и как следствие — получить возможности, чтобы ваша собственная оборонная промышленность поставляла вооружение военным.

 — Но нам недостает возможностей в противоракетной и противокорабельной обороне.

—  Да, у нас есть подобные рекомендации.

«ЕСЛИ УКРАИНА СТРЕМИТСЯ СТАТЬ ЧЛЕНОМ НАТО, ОНА ДОЛЖНА РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СТАТЬЕЙ ИЗ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА»

 — Как сделать так, чтобы Украина получила все это по лизингу или благодаря прямым закупкам?

— Да. Если Украина стремится стать членом НАТО, то она должна руководствоваться статьей 3 Североатлантического договора, потому что все говорят о статье 5, а упомянутая статья кратко звучит так: нации являются ответственными за собственную оборону и создание возможностей, чтобы помочь защитить других.

Поэтому важная часть этого, думать так, якобы вы являетесь членом НАТО, адаптируя все эти вещи.

Нам важно помочь лучше оснастить ваших военных. Но то, что вы меня спрашиваете, какие следующие шаги, — предоставить больше летального оружия Украине.

Все эти вещи должны быть одобрены. Люди об этом говорят. А мы просто сделали большое предложение для нашего правительства, выразив, что мы думаем по этому вопросу.

 — А каково было ваше мнение по поводу того, что администрация Обамы отклонила просьбу предоставить Украине Javelin, мотивируя это тем, что предоставление этих вооружений спровоцирует последующее наступление России?

— Я постараюсь дать ответ на другой вопрос, потому что я, будучи военным, не могу занимать политическую позицию, делать политических заявлений.

Когда мой босс, президент, спросил меня о моих рекомендациях, я ему дал широкий спектр рекомендаций, которые главным образом включали предоставление вооружения. Мой босс принял собственное решение, что он собирался выбрать из тех вещей, какие мы ему предложили. И именно таким путем это работает в Америке. Военные находятся под твердым гражданским контролем.

Как командующий я дал свои рекомендации, а это был целый ряд рекомендаций, которые могли бы способствовать тому, что Украина лучше бы себя защищала, не предоставляя ей наступательных вооружений, чтобы вторгаться на территорию своих соседей, а только, чтобы она могла себя защитить.

И в нашей стране это так всегда работает, гражданское руководство, которое принимает решение, выслушав наши рекомендации.

 — Господин Генерал, вы говорили, что мышление советского типа было в ВСУ, видите ли вы изменения в мышлении украинских военных, в частности доктринального мышления?

— Я действительно доволен тем, что молодое руководство среди украинских военных докладывает мне, потому что я лично не занимаюсь их тренировкой. И это молодое руководство в ВСУ действительно проявляет себя и делает хорошее дело.

«МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГОТОВНОСТИ НАТО»

 — В 2015 году в одном из своих выступлений вы заявили, что Альянсу следует продемонстрировать способность сдерживания агрессии России. На ваш взгляд, НАТО удалось создать надежное сдерживание РФ?

— Сразу после российской агрессии, незаконной аннексии Крыма и потом вторжения на Донбасс, вы могли увидеть, что НАТО начало изменяться. Мы, военные, на то время фокусировали внимание на противодействии повстанцам в Афганистане, а также таких местах как Ирак, после большой военной победной операции в этой стране.

Почти два десятилетия наши военные сосредоточивали внимание на очень отличном аспекте ведения боевых действий. И эта борьба не включала основных наземных битв между большими армиями или сухопутными вооруженными силами, включая борьбу с повстанцами в горах Афганистана.

И что изменилось? Как только мы поняли, что Россия собирается использовать армию, чтобы изменить международно-признанные границы в Европе,  мы были вынуждены изменить наш статус, нашу позицию на европейском континенте.

Поэтому вы увидели серьезные месседжи, которые появились сначала на саммите НАТО в Вельсе, потом в Варшаве, Брюсселе. Впоследствии дискуссии продолжились на министерском саммите в этом году в Вашингтоне. Каждый раз мы увеличивали готовность, передовое базирование сил. В настоящее время много наций, не все, как бы это должно было быть, увеличили инвестиции. И ваш вопрос ко мне, создали ли мы сдерживание против России, как мы этого хотели. Мы не начали войну с Россией: или россияне не стали этого делать, или мы их сдержали.

Сделали ли мы достаточно? Мой ответ: нет. Мы должны сделать больше в обеспечении готовности, вооруженные силы нуждаются в рекапитализации. У нас, в некоторых странах НАТО, еще есть вооруженные силы, где используют самолеты третьего поколения. Нам нужно выйти из такой ситуации и иметь возможности, которые отвечают западным стандартам и совместимости.

Сделали ли мы то, что нам нужно было сделать? Возможно, на данном этапе да, но не думаю, что этого достаточно. Поэтому, по моему мнению, нам нужно сделать больше.

«НЕ СОВСЕМ ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ, ЧТО УВЕЛИЧИВАЯ ПОМОЩЬ ПОЛЬШИ, МЫ ЧТО-ТО ИЗМЕНЯЕМ В ОТНОШЕНИЯХ В НАТО»

 — Известно, что Польша решила сделать ставку на усиление военно-технического сотрудничества из США, она стала закупать системы вооружений не в Европе, а в Америке, например противовоздушные комплексы Patriot, а недавно договорилась закупить 32 самолета F-35 и увеличить присутствие американских войск на своей территории на 1000 военнослужащих. Выглядит так, что Варшава именно таким путем настроена обеспечить собственный суверенитет и территориальную целостность, а не 5-й статьей Вашингтонского договора. Не является ли, на ваш взгляд, этот пример того, что НАТО не вполне надежный для обеспечения суверенитета союзников в случае нападения России?

— Для меня важным является НАТО, сохранение союзников вместе, а также солидарности, единства НАТО. Я думаю, что этот случай стоит рассматривать по-другому, как намерение увеличения помощи Польше и усиление ее возможностей, а также повышение наших возможностей, чтобы укрепить Польшу и делать, что мы должны делать.

Мы помогаем Польше, помните статью 3, лучше защищать себя, поэтому я верю, что здесь есть пространство — делать эти вещи без разрушения Альянса.

Помните, что многие старые члены НАТО уже имеют много американских возможностей на их территории. Я не буду говорить, в каких именно странах расположено много американских войск. Но если вы посмотрите на НАТО, то существует много мест, где базируются американские войска и оборудование.

Я думаю, что это не совсем правильно считать, что увеличивая помощь Польше, мы что-то изменяем в отношениях в НАТО.

«СБЛИЖЕНИЕ С  НАТО МОЖНО СДЕЛАТЬ НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВАША СТРАНА ЧЛЕНОМ АЛЬЯНСА ИЛИ НЕТ»

 — Что вы думаете по поводу того, какой вариант сотрудничества с Альянсом следует развивать нашей стране в настоящее время? Одни говорят нужно получать План действий относительно членства в НАТО на декабрьском саммите Альянса в Лондоне, другие — видят альтернативным получение Украиной статуса главного союзника США не члена НАТО, а третьи — участие Украины в программе усиления возможностей.

— Я могу указать на такие большие страны как Австралия, Швеция и другие. Австралия боролась бок о бок с НАТО. Почему я вспомнил эти страны? Они не являются союзниками или членами НАТО. Но то, что они делают ежедневно, это — инвестиции, тренировки, военные учения с НАТО, и становятся все ближе и  ближе к Альянсу. Они закупают военное оборудование, которое является полностью совместимым со странами-членами НАТО. Они проводят тренировки в соответствии со стандартами НАТО, принимают участие в учениях НАТО.

Но даже, если они не являются членами НАТО, и некоторые из них не хотят быть членами Альянса, они хотят быть полностью совместимыми с НАТО.

Поэтому если им придется воевать вместе с НАТО, то Альянс может воевать за них. И это будет работать.

Почему я затронул этот вопрос? Я думаю, что это важно для Украины — продолжать инвестировать в оборудование, какое совместимо с НАТОвским.

Тренировать в соответствии с тактикой, техникой и процедурами НАТО, а также осуществлять военные учения с НАТО. И тогда, если вы действительно будете очень хорошо подготовленными,  вы можете рассмотреть то, что делает Грузия — поставлять боевые подразделения солдат для участия в операциях НАТО.

Грузия поставила войска в Афганистане, не будучи членом Альянса. Они всегда присутствуют там, где есть американские войска, и принимали участие во всех миссиях, где присутствовали американские войска. Грузия потеряла много солдат, но и сделала много в конфликте в Афганистане.

Сближение с НАТО можно сделать независимо от того, является ли ваша страна членом Альянса или нет. Если другие нации решили сделать это, то они делают это очень хорошо.

«УКРАИНА ДОЛЖНА ДЕРЖАТЬ ВСЕ ДВЕРИ ОТКРЫТЫМИ»

 — А что вы думаете о возможности того, чтобы настоящий документ «Приоритетные рекомендации относительно помощи США Украине на 2020 год» лег на стол президента США Дональда Трампа, и в результате он лично стал активно привлеченным к разрешению конфликта на Донбассе и возвращения Украине незаконно аннексированного Россией Крыма?

— Я бы не хотел пытаться сказать, что нужно сделать, чтобы получить поддержку от США. Не думаю, что это правильно, и я не могу, честно говоря, дать ответ на этот вопрос.

Я лишь вернусь к тому, что я уже говорил. Украина должна держать все двери открытыми. Двери должны быть отворены, потому что вы пытаетесь быть ближе к Западу. Вы тренируетесь, чтобы стать похожими на Запад. Вы строите демократическую страну, которая выглядит похожей на западные, и чем больше вы становитесь ближе к западным ценностям, идеям, военным возможностям, военному оборудованию, тем легче будет для американских высокопоставленных полисимейкеров или политиков решить, что они должны что-то сделать для вас.

* Нации являются ответственными за собственную оборону и создание возможностей, чтобы помочь защитить других

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ