Система (на английском SEE Learning) уже апробирована в США, странах Европы и Индии. Меморандум о старте проекта в Украине с ключевыми разработчиками программы — американским университетом Эмори — подписали в начале июля на V (не) конференции сообщества ответственного учительства EdCamp Ukraine в Харькове. Что именно должна воспитать в детях новая система?
ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ
«SЕЕ-обучение базируется на воспитании трех навыков, — рассказывает основатель движения EdCamp Ukraine, советник Министерства образования и науки Украины Александр ЭЛЬКИН. — Первый — это осознанность, хорошее понимание себя и попытка понять другого человека. Второй — сочувствие, умение проявлять эмпатию не только к родным людям, но и к тем, кто имеет иные взгляды, чем ты: умение быть толерантными. И третий навык — это причастность, понимание того, что каждый и каждая могут сыграть роль в жизненных процессах, изменить мир к лучшему».
Система социально-эмоционального и этического обучения, по мнению Александра Элькина, позволяет воспитывать позитивные личные качества системно на государственном уровне. Для разработки SЕЕ-обучения объединились ученые ведущих стран мира при содействии Нобелевского лауреата мира Далай-Ламы XIV. В последние десятилетия духовный лидер тибетцев активно поддерживает образовательные программы, потому что убежден: именно образование — залог мира и гармонии в мире. В Украине систему SЕЕ-обучения технически поддерживает Гражданская служба мира GIZ.
Система подходит для детей с первого до последнего класса. Это 20-40-минутные занятия, распределенные на семь разделов. Для каждой возрастной группы уже создано свыше 40 уроков, которых хватит на год-два работы. Они содержат методические инструкции и простые, иногда игровые, задания, которые развивают упомянутые три навыка. Сейчас набор школ в проект продолжается. «В пилоте принимает участие ограниченное количество школ, но все желающие могут рассчитывать на материалы и дистанционную поддержку от нашей команды», — обещает основатель движения EdCamp Ukraine.
ОСОЗНАНИЕ ЭМОЦИЙ И ОБЩНОСТИ
Руководитель международных программ в Университете Эмори Тсондю САМФЕЛ, который приехал на EdCamp для подписания меморандума о старте проекта в Украине, уверен, что SEE Learning повышает уровень толерантности в обществе. В большинстве случаев насилие, булинг возникают из-за того, что человек не умеет понимать себя, не разбирается в причинах и механизмах возникновения своих эмоций, говорит ученый.
«Уроки системы SЕЕ-обучения помогают детям заглянуть в себя и осознать свои эмоции, понять ценность доброты и осознать, какое удовольствие люди получают от совершения хороших дел», — рассказывает эксперт и приводит пример методик, которые помогают ребенку успокоиться. Скажем, так называемая практика заземления дает возможность человеку унять слишком сильные эмоции, например, прислонив руки к стене. Это помогает перенести свои мысли и ощущения на другой предмет.
Обнаружить общие ценности помогает игра «Шаг вперед, шаг назад»: дети становятся в круг, и им ставят разные вопросы: есть ли у вас брат, любите ли вы пиццу, и ребенок, если отвечает «да», должен сделать шаг. «Когда спрашиваешь, чувствуете ли вы себя счастливыми, когда кто-то относится к вам по-доброму, — все делают шаг вперед и тогда все понимают, что доброта — это общая ценность», — говорит Тсондю Самфел.
СОЧУВСТВИЕ, ЭМПАТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
Профессиональный тренер, медиатор, преподаватель и фасилитатор, глава ОО «Институт мира и понимания», которую в частности поддерживает GIZ в Украине, Роман КОВАЛЬ и его коллеги уже учат детей быть посредниками в решении конфликтов, создали об этом учебники. Роман уверен: если администрация школы продолжает держать контроль и разрешать конфликты дисциплинарными средствами или наказаниями, ничего работать не будет.
«Дети разбираются с конфликтами лучше, быстрее и проще. Они говорят на одном языке и понимают друг друга, — делится тренер. — Взрослые часто не доверяют детям, думают, у них не хватит ума, возможностей, навязывают «правильное» решение. А роль медиатора в том, чтобы создать безопасное пространство».
Анна ШАРЫГИНА, вице-президент ОО «Харьковское женское объединение «Сфера» второй год подряд обсуждает с учителями на EdCamp вопросы гендерного равенства, толерантности и прав человека, в том числе — ЛГБТ-сообщества. Учителей интересует тема равенства и толерантности, говорит Анна, они стремятся разобраться и доносить ученикам идеи взаимоуважения в игровой форме. «Ко мне подошла учительница, которая была в прошлом году на нашей Живой библиотеке (роль книжек играют люди, которые рассказывают свои истории — ред.), и рассказала, что она провела Живую библиотеку в своем городе на тему геноцида еврейского населения, — вспоминает эксперт. — Эти социально-ролевые игры применяются для работы с разными подавленными группами, помогают предупредить булинг на основе сексуальной ориентации, гендерной идентичности и других признаков».
Слава ФРОЛОВА, телеведущая, основательница фонда развития и поддержки молодого искусства Украины, замечает, что, по прогнозу ученых из Оксфордского университета, до 2030 года почти 53 рабочих профессии будут заменены компьютерами.
«В нас родители вкладывают немало усилий и денег, чтобы сделать из своих детей специалистов в исчезающих отраслях — в то время как современный мир давно учит детей творческому подходу в решении любых задач. К этому готовит хорошее гуманитарное образование, а у нас в этой системе пробел, который становится культурной катастрофой», — говорит она.
Чтобы убедить страну в важности культурно— художественного образования и креативного развития детей, Слава развивает проект Wall Fall. Она и ее коллеги убеждены: литература, музыка, художественное образование формируют личность, способность критически мыслить и поднимают уровень жизни человека.
ЧЕТЫРЕ «К»
В команде EdCamp Ukraine отмечают, что новая методика очень эффективна для развития у школьников и школьниц «мягких навыков», которые часто называют 4К: креативность, умение работать в команде, преодолевать конфликты и коммуницировать. По словам Александра Элькина, Министерство с радостью делится имеющимися материалами и знаниями с учителями, родителями и, вообще, всеми, кто интересуется новыми педагогическими наработками. «Еще до харьковской (не) конференции были готовы избранные материалы по международной программе, — говорит Александр Элькин. — В пилоте будет принимать участие ограниченное количество школ. Но сама методика заслуживает внимания учителей и общества. Она молода, очень прогрессивна и может изменить будущее тысяч детей».