Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Город в смартфоне: реальность и фантазии

Закулисные итоги главного ІТ-события столицы
8 октября, 2019 - 10:35
ФОТО С САЙТА KYIVCITY.GOV.UA

Нашумевший и разрекламированный Kyiv Smart City Forum — позади. Конгресс прошел в столице в четвертый раз. Главный посыл мероприятия — Киев успешно внедряет информационные технологии во все сферы городской среды: транспорт, безопасность, медицина, образование и даже экология (в столице запущена система мониторинга качества воздуха).

Складывается впечатление, что никаких проблем с внедрением ІТ-идей не возникает. Появилась задумка — нашли бюджетные деньги и воплотили в жизнь. Но не все заявленное на форуме соответствует действительности. К примеру, сколько лет киевляне ждут обещанный электронный билет для проезда в коммунальном транспорте? Именно этот проект рекламировали как самый удачный почти все представители КГГА, участвовавшие в мероприятии.

Напомним, до конца октября система работает в тестовом режиме, на полноценный механизм город переходит 1 ноября. Но есть опасание, что запуск опять отсрочат. Во-первых, не все закуплено и не все готово к использованию, вы ведь также не нашли терминалов для покупки QR-билетов у себя на остановке? Во-вторых, власть может сослаться на внезапно возникшие проблемы из-за внеочередных выборов.

Если бы власть сотрудничала с инвесторами, е-ticket появился бы в Киеве как минимум 6 лет назад. Еще в 2013 году КГГА решила запустить проект вместе с харьковской компанией «Альфа пей терминал». Через два года сотрудничества с инвестором КГГА расторгла договор. Внятных причин тогда в мэрии не назвали. Фирма обвязывалась вложить в систему создания е-билета 117 млн грн, за это в течение 10 последующих лет от составления договора рассчитывала получать 8% от продажи билетов. В 2014 году КГГА изменила условия сделки, сократив процент прибыли инвестора до 4,5%. Если киевскую власть не устраивал этот пункт договора, то это нужно было оговорить с самого начала. В итоге город оказался без современной системы оплаты проезда в коммунальном общественном транспорте.

В свою очередь мер города Виталий Кличко уверял, что станет бодигардом инвесторов, готовых вкладывать деньги в развитие городской инфраструктуры. Глава департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА и координатор проекта Kyiv Smart City Юрий Назаров также обращал внимание участников форума, что именно государственно-частное партнерство станет залогом успеха создания умного города. История сотрудничества с «Альфа пей терминал» доказывает обратное.

У города был еще один шанс быстро и качественно запустить е-проездной. ІТ-компания еще в 2012 году разработала «Карточку киевлянина», наполнив ее за это время множеством функций, создав город в смартфоне на примере одного документа. Оплата за проезд — одна из его возможностей. На основе готового продукта можно было внедрять электронный билет, докупая лишь необходимое оборудование для городского транспорта.

В конце прошлого года в Киевсовете решили отказаться от сотрудничества с инвестором и создать муниципальную «Карточку киевлянина», опять тратя миллионы бюджетных гривен. Такое решение КГГА эксперты комментировали как воровство инвесторской идеи и программного обеспечения. К тому же новая карточка уступает функционалу своей предшественницы.

«Когда у инвестора закончился срок договора, мы решили за деньги бюджета сделать муниципальную «Карточку киевлянина», чтобы город стал собственником информационной системы», — объясняет ситуацию Юрий Назаров. По его словам, это было правильно принятое решение, потому что стратегия киевской власти — все информационные системы должны принадлежать городу.

Но как тогда объяснить закупку валидаторов и программного обеспечения у эстонской фирмы Ridango еще в 2018 году? На это город потратил 365 млн грн. Кроме этого, IT-департамент закупил за 200 тыс. грн разрешение на использование программного обеспечения автоматизированной системы учета оплаты проезда на 70 лет. Город обязуется выплачивать комиссию за каждую транзакцию частной одесской компании ГЕРЦ, владеющей лицензией. Вся база данных о пассажиропотоке, количестве поездок и обороте средств коммунального транспортного предприятия также оказалась в руках ГЕРЦ. То есть ни о каких правах собственности речь не идет.

Второе достижение, о котором много раз упоминалось в рамках форума, это установка в городе камер видеонаблюдения, чтобы Киев стал безопасным местом. Для этого власти решили покупать информационные системы у Китая, что еще раз противоречит заявлению Юрия Назарова.

Сейчас в Киеве насчитывается около 7 тысяч видеокамер. Часть из них не работает, часть — просто бутафория. Также экспертов возмущает цена вопроса: зачем и как потрачено так много — 500 млн грн.

«Счетная палата Украины должна выяснить, правильно ли были потрачены деньги. В покупках видеокамер есть очевидное превышение цены, — добавляет Гриценко. — Мы это оспаривали в Антимонопольном комитете, но так получилось, что 28 декабря 2018 года принимались решения в 18.00—19.00 об отсутствии причин для оспаривания».

По данным аудита финансового департамента КГГА, стоимость приобретенного видеооборудования была завышена на 42% (https://kyivaudit. gov.ua/vr/ka/company.nsf/0/28D2241005AE16D1C225845B00401CCE). Также аудиторы посчитали, что из выделенных 703 млн грн на программу «Электронная столица 2015—2017 гг.» потрачено с нарушениями 254 млн грн.

Но, конечно же, об этом спикеры Kyiv Smart City Forum умолчали. А сам аудит поставили под сомнение. «Аудит показал совсем не финансовые нарушения, — уверяет первый зам главы КГГА Николай ПОВОРОЗНИК. — Департамент проверил, к примеру, как потрачено 200 млн грн, а потом подготовил рекомендации, какие недостатки нужно убрать».

Чиновник не отрицает, что виновные в растрате бюджетных денег должны отвечать перед законом и нести ответственность. В аудите также было указано, что материалы об увиденных нарушениях переданы правоохранительным органам.

«Это абсолютно неправдивые данные, — объясняет Юрий Назаров. — Аудит имеет какой-то рекомендационный характер. Все закупки проходили в соответствии с законом о публичных закупках, поставщики выбирались согласно тендерным процедурам на Prozorro, то есть по самым низким ценам. Правоохранительные органы ничего не изучают».

На самом деле Главное управление Национальной полиции Киева расследует уголовное дело в отношении должностных лиц КП «Информатика», подчиненное Назарову, за финансовые схемы (уголовное дело №42018100000000352, http://kiev vlast.com.ua/text/politsiya-rassleduet-mahinatsii-podchinennyh-yuriya-nazarova-pri-zakupke-serverov). Предприятие закупило серверов на сумму 49 млн 384 тыс. грн по завышенным на 30-40% ценам.

Это только маленький штрих, как слова идеологов Kyiv Smart City идут в разрез с реальностью, особенно если учесть, что на развитие города в смартфоне ушло почти миллиард гривен.

Инна ЛИХОВИД
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ