Без инцидентов прошло голосование на досрочных парламентских выборах в Косово 7 октября. По предварительным результатам, побеждает оппозиция. Международные обозреватели ожидают восстановления диалога с Белградом. Но большой вопрос, будет ли он результативным.
ПОБЕЖДАЕТ ОППОЗИЦИЯ
За 120 депутатских мандатов боролись 20 политических партий, четыре избирательных альянса и один независимый кандидат. Принимали участие в гонке и партии косовских сербов.
В списке избирателей было 1 млн 937 тыс. 869 граждан. Несмотря на то, что население Косово теперь составляет приблизительно такое же количество — около 1,8-1,9 миллионов человек — большое количество владельцев косовских паспортов живет за рубежом, но имеет право голоса. Голосовали и вынужденно перемещенные сербы — их специально перевозили на автобусах из Белграда в Косово.
Согласно данным из 98,47% избирательных участков, при явке 43,27%, две оппозиционных партии получили очень близкие результаты. Это Движение «Самоопределение» (лидер — самый известный в Косово общественный активист и лидер студенческих протестов в 1990-х Альбин Курти) с 25,51% голосов и Демократическая лига Косово (список которой возглавляет представительница нового поколения косовских политиков, женщина, Веса Османе) с 24,82%. Предусматривается, что сами эти две политические силы создадут новое правящее большинство.
Две бывших правящих политических силы: Демократическая партия Косово (глава — спикер предыдущего состава парламента Кадри Весели) и предвыборный блок Альянса за будущее Косова и Социал-демократической партии (лидер — экс-премьер-министр Рамуш Харадинай) заняли, соответственно, третье и четвертое места. И, если демократы Весеи получили достаточно значительное количество голосов — 21,25%, то блок Харадиная на выборах фактически провалился — за него проголосовали лишь 11,53% избирателей.
Глава «Самоопределения» Альбин Курти уже заявил о возможности создания коалиции с другим лидером гонок, оппозиционной Демократической лигой Косово. Таким образом, главным результатом выборов в Косово будет изменение власти.
ПОЛИТИКА ВМЕСТО ВОЙНЫ
Причем речь идет не просто о ротации партий — речь об изменении политических поколений и принципов косовской политики.
Предыдущая власть частично признанной республики была, фактически, властью Армии освобождения Косова (УЧК). Спикер парламента Кадри Весели во время войны в конце 1990-х был одним из основателей УЧК и руководителем Службы контрразведки. Бывший глава правительства Рамуш Харадинай был одним из командующих Армии освобождения Косово. Теперь он находится под следствием специальной международной прокуратуры в Гааге, которая расследует военные преступления в Косово. (Кстати, именно вызов Харадиная на допрос в Нидерланды стал причиной его отставки и проведения досрочных выборов.) Если добавить, что нынешний президент Косово Хашим Тачи был политическим руководителем УЧК, то картина влияния Армии освобождения Косово на политику республики становится полнее.
Теперь, после выборов, к власти в Приштине могут прийти политики, не связанные непосредственно с участием в боевых действиях.
Студенческий лидер Альбин Курти сотрудничал из УЧК, но отдавал преимущество ненасильственному сопротивлению — он боролся против сербской власти в Косово, организовывая массовые митинги и марши. Впрочем, даже за такие выступления в апреле 1999 года югославская власть осудила его к 15 годам заключения по обвинению в «угрозе территориальной целостности Югославии» и терроризме. Только после падения режима Слободана Милошевича, в 2001 году, Курти вышел на свободу.
Будущий политический партнер движения «Самоопределение» по коалиции, Демократическая лига Косово, не является новичком на политической сцене. В конце 1980-х и в 1990-х партия была самой популярной силой, которая вела борьбу за независимость Косово. Но партия, которая имела поддержку 90% этнического албанского населения Косово, выступала за независимость республики мирным путем. Ибрагим Ругова, основатель и долговременный лидер Демократической лиги Косово, бывший президент Косово до провозглашения его независимости, который выступал за мирное сопротивление власти Югославии, называют «Балканским Ганди».
Нынешний глава Демократической лиги Косово, Иса Мустафа, во время войны был министром в правительстве Косово в изгнании и вернулся в республику только после завершения боевых действий. Лидер избирательного списка, заместитель главы партии Веса Османе, вообще далека от военных событий. Она родилась в 1982 году, специалист по праву, преподаватель. Теперь является профессором Приштинского университета и Университета Питтсбурга, США. В политике Османе несколько последних лет, в разных созывах парламента Косово была председателем Комитета по вопросам европейской интеграции и председателем Комитета по иностранным делам, диаспоре и стратегическим инвестициям.
БУДУТ ЛИ КОМПРОМИССЫ?
Теоретически новая коалиция «Самоопределения» и Демократической лиги Косово будет намного более настроена на построение более конструктивных и спокойных отношений с Сербией, чем предыдущая власть. В частности, Альбин Курти еще до выборов анонсировал отмену скандальной 100% пошлины на сербские товары и обещал избирателям сосредоточиться на внутренних вопросах: экономическом развитии, образовании, здравоохранении, решении социальных вопросов, борьбе с коррупцией и коррупционерами. Впрочем, думать, что новая власть Приштины будет более настроенной на компромиссы с Белградом, не стоит: именно движение «Самоопределение» является ответственным за массовые акции протеста против всех компромиссных решений предыдущей власти. (В частности и за распыление слезоточивого газа в парламенте). Активисты протестовали против пограничного соглашения с Черногорией, договоренностей с Белградом о предоставлении особого статуса сербским районам на севере Косово, идеи президента Тачи о возможном обмене территориями с Сербией.
Демократическая лига Косово в этом смысле выглядит толерантнее — именно эта политическая сила была, фактически, основным лоббистом достижения компромисса с Сербией за счет предоставления сербским муниципалитетам расширенной автономии. Ввиду того, что две партии, которые набрали наибольшее количество голосов, разделяют мизерные проценты, а окончательных данных выборов еще нет, прогнозировать последующее развитие событий еще рано.
Впрочем, в любом случае власти в Приштине придется договариваться с Сербией и сербами Косово, которые — как это ни странно звучит, активно участвовали в нынешних выборах. В результате партия косовских сербов Сербский список, которую поддерживает официальный Белград, получила 10 из 10 мест, выделенных для сербской общины в парламенте. Во всех районах, где преобладает сербское население, Сербский список получил свыше 90%.
Как и почему сербы голосуют на выборах в парламент Косово? Очень просто: для сербов это избрание депутатов в органы местной власти автономного края Косово и Метохии. В принципе, этот факт наилучшим образом иллюстрирует всю сложность нынешней ситуации в регионе и глубину проблемы, с которыми столкнется новый парламент и новое правительство частично признанного государства.