Роль театра в развитии украинского общества и государства на сегодняшний день недооценена. Да и сам театр не всегда в этой роли бывает на высоте, потому что современный зритель приходит на спектакль, желая увидеть ожидаемое. И театр подает ему «благородное и вечное» или «смешное и бодрое». А должен бы разрушать стереотипы, создавать неудобства и некомфортность от увиденного зрителем. Особенно это важно в посткоммунистическом обществе, где театр имеет полные права начинать новую историю культуры, так как является транслятором специфических знаний о жизни, поведении людей и последствиях этого поведения, об их жизненных принципах и постоянных стереотипах. Театр столь же необходим, как и школа, и он в этом плане реальность, потому что действуют живые люди, объекты, фигуры, которые непосредственно прикасаются к человеческим душам, прививают эстетику, а она в свою очередь порождает этику, общий уровень культуры, которой имеется определенная нехватка в украинской жизни.
Как раз через театральную культуру можно влиять на человеческую личность, обогащая ее знаниями и поднимая морально, давая умение понимать людей, особенно свое государство и себя в нем. В театре зрители могут одновременно наблюдать за нынешним, прошлым и будущим. Таким образом, он является одной из немногих форм общения, которые создают возможности общаться без границ во времени и истории.
Театр развивает любопытство о мире у самых маленьких зрителей, стимулирует развитие зрения, слуха, памяти, поощряет желание публичности, дает варианты социализации детей. Многие педагоги обращают внимание на необходимость включения театра в процесс обучения и воспитания. Ведь он имеет много функций: воспитательную, профилактическую, терапевтическую и другие.
Театральное искусство — это поддержка студентов в их психофизическом развитии, формировании личности и отношении молодежи к важным процессам в обществе, в государстве и окружающем мире.
Подводя итоги, можно сказать, что национальный театр в любой форме, взаимодействуя с людьми для переосмысления неотложных общественных проблем, можно считать символом государства, наряду с основными государственными атрибутами. А уровень его влияния и качества в первую очередь зависит от творческого начала художественного руководства, от его ведущей роли в театральном деле.