ХОЧЕШЬ — ДЕРЖИ, НЕ ХОЧЕШЬ — НЕ ДЕРЖИ
На первый вигляд, еще нет оснований паниковать. Потому что, бывая в командировках в разных районах Волыни, в селах всегда увидишь коров на выпасе. Смирные животные, которых испокон веков называют «кормилицами семей», мирно себе щиплют травку. Но это только на первый взгляд, поинтересуйтесь — и выясните, что коров в волынских селянских семьях держат все меньше. «У нас три параллельных улицы относительно Стыра. Моя — ближайшая к реке. Ни одной коровы на 22 дома! Услышать рев коровы — это экзотика. Хотя когда-то в 7 хозяйствах они были», — делится женщина, которую встретила в селе Старики около Берестечко. «Нет у нас пастбища. Берег затапливает. На тех улицах, что ближе к полю, люди держат коров. Пастбище с другой стороны тоже маленькое. Было когда-то, но сельрада забрала 5 гектаров и отдала перемильському арендатору. В Гумнищах больше пенсионеров, которые с молочной продукции имеют какой-то заработок. А в Стариках — больше молодежи, которая ходит на работы и не желает тяжело работать около коровы», — раскладывает по полочкам причины отсутствия коров женщина.
В Старики я заехала после села Гумнище, что в нескольких километрах от него, это одна сельская рада, Перемильска. В Гумнище и поразило относительно большое, как для сегодняшних реалий, количество коров в частных хозяйствах: 48 на 91 двор. Если учесть, что есть и дома, где уже не живут, что одни не хотят «убиваться» около коровы, а другие по возрасту уже не могут, это достаточно хорошая цифра. Охотно, как объяснила перемильский сельский голова Надежда МАСЕЛКО, держат коров и в самом Перемиле (их здесь 168). «Сейчас никого на официальном уровне не интересует, сколько коров в селе и держат ли их люди вообще, — делится она. — От нас, как местной власти, никакие управления уже не требуют отчетов, сколько и какой живности в селянских хозяйствах. Официально — не требуют, а неофициально — таки просят предоставить им эту статистику. Но мы все равно, для себя, фиксируем количество коров, потому что это и занятость людей, и их прибыли, это развитие села, это, в конце концов, чисто наши хлопоты, ведь выпасы мы выделяем».
То, что в Гумнище и Перемиле держат коров больше желающих, чем в Стариках, Надежда Дмитриевна объясняет именно наличием хорошего выпаса. Это земля бывшего колхозного огорода, который после развала колхоза люди попросили под выпас. «И хотя эти земли за пределами населенного пункта, сельская рада тогда согласовала их под выпас, — говорит Надежда Дмитриевна. — Пасут там люди до сих пор, с 2003 года. Пасут и потому, что заботятся о выпасе: покупают удобрения, подпитывают травку, а иначе, если не ухаживать, ничего не будет».
Часть выпаса вынуждены были выделить под земельные наделы участникам так называемого АТО. Выделили участки только своим, местным ветеранам, чужим, хоть были попытки, отказывают. Предлагали «атошникам» сначала наделы в бывшем колхозном саду, что около села Богуновка этой же сельрады. Но они, конечно, не захотели выкорчевывать деревья. И бывший сад является выпасом для владельцев коров из Богуновки: на 33 хозяйства здесь 21 корова. На выпас же между Гумнищем и Перемилем (бывший колхозный огород) фактически нет документов именно как на выпас, фактически в любой момент людей с коровами отсюда могут прогнать. Но Надежда Маселко говорит, что пока она председатель, не допустит полного уничтожения выпаса. «У нас есть трудолюбива семья, которая стабильно имеет 6—7 коров, есть хозяева, которые варят сыры на продажу, и угощали ими на День села, — делится она. — Корова — это должно быть выгодно не только людям, но и государству».
Сама же председатель живет на бывшем хуторе, что в километре от указательного знака «Перемыль». Сначала это были только самострои, потому что очень красивые живописные места, плодородные земли, потом самострои узаконили. На 30 домов — аж 33 коровы, это своеобразный рекорд в перемыльской округе.
В ЕДИНОЛИЧНИКАХ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ
Большую поддержку частные фермы на Волыни получали во времена, когда председателем ОГА был уже покойный Борис Климчук. На центральной, Театральной площади Луцка селянам-хозяевам под музыку вручали доильные аппараты, обеспечивали их мини-холодильниками. И сейчас какие-то движения со стороны государства как будто есть. Недавно департамент агропромышленного развития Волынской ОГА сообщил, что пять владельцев личных селянских хозяйств вскоре откроют семейные молочные фермы. В сообщении говорится, что «проект по их созданияю реализуется кластером «Натуральное молоко», при поддержке ООО «УкрМилкИнвест», семейные молочные фермы — это не только доказанная эффективная модель производства качественного молока, но и катализатор развития местных громад, укрепления семьи и альтернатива выезда на заработки».
КОММЕНТАРИЙ
Андрей ЛИНДЮК, экс-председателя Маневичской райгосадминистрации, кандидата экономических наук:
— Есть две объективных причины, которые нужно учесть. Первая: мировой опыт свидетельствует, что развитие цивилизации и увеличение доходов людей вызывают уменьшение людей, готовых держать одну-две коровы. В последних десять лет, а особенно в последних четыре года это очень ощутимо в Украине. Вторая причина: переработчики молока не заинтересованы в единоличниках, которые не используют необходимое оборудование для обеспечения соответствующего качества молока. Это также негативно влияет на количество коров у селян, ведь цена за молоко, которое им предлагают, ниже, чем для фермеров. И это логично.
Что делать? Нужно стимулировать фермеров для создания ферм, как для нашего Полесского региона — очень хорошо было бы иметь мини-фермы минимум на10 коров, которых уже можно было бы обеспечить доильным оборудованием, холодильными установками и тому подобное. Мы в Маневичском районе для этого предложили районную программу, согласно которой для фермеров и других производителей молока, которые являются официально зарегистрированными, выплачиваем дотацию от одной до полторы гривни за каждый литр проданного молока. К примеру, один из фермеров из села Годомичи только в первые два года деятельности этой районной программы получал до 75 тысяч гривен безвозвратной финансовой помощи из районного бюджета. У меня были надежды, что это будет стимулировать и других владельцев коров зарегистрироваться как фермер, наращивать дойное стадо и еще и получать «живые деньги». К сожалению, за 4 года дополнительно НИКТО не пожелал пользоваться этой районной программой.
Причин две: за все годы государство столько раз обманывало селян, что сейчас тяжело вернуть доверие, тем более о таком позитивном опыте у нас не принято писать и тем более показывать по телевидению. Селяне хотят получить помощь, но никак не поймут, что это возможно, только если самому оформлять документы, быть плательщиком минимального налога. Если у нас будет создана мощная ОТГ, то буду предлагать в дальнейшем эту программу продолжить, но уже будем делать усовершенствованную: чем больше фермер имеет коров, тем большую доплату на 1 литр будет получать.