Тенденции, которые наметились в последнее время в отношении отдельных чиновников от власти к Украинской армии, не добавляют оптимизма.
«ЗАЩИЩАТЬ ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ЧТО-ТО УТРАТИЛ...»
Только человек, безразличный к судьбе нашего государства и его армии, не может не заметить тех позитивных изменений, которые произошли в наших Вооруженных Силах в последнее время. Чтобы в этом убедиться, не надо апеллировать к официальным данным Минобороны, Генштаба: достаточно пообщаться с военными, которые сегодня защищают восточные рубежи страны или присмотреться, как одеты офицеры и рядовые солдаты нашей армии. О денежном обеспечении я даже не говорю, хотя в этом плане до военнослужащих цивилизованных стран нам еще далеко.
Конечно, проблем тоже хватает: каких-то 5-6 лет крайне недостаточно, чтобы конкурировать с армиями Германии или Франции. Первые лица украинского государства, которые имеют непосредственное отношение к ВС и способны влиять на их жизнедеятельность и обеспечение, не сделали ни одного заявления, которое бы предусматривало сокращение ассигнований на их потребности. Но некоторые «откровения» политиков так называемого второго эшелона не могут не настораживать. В первую очередь тех военных, которые находятся на так называемой линии разграничения, — за 100-150 метров от позиций российских наемников, ветеранов АТО-ОСО, для которых Украина не просто географическое понятие. Ярким примером отношения отдельных власть предержащих к защитникам страны может служить «откровение» одного из народных депутатов пани Т:
«Если это был контракт и человек сознательно шел на получение высокого денежного обеспечения, продавал свою наемную силу для того, чтобы защищать страну, — это был его выбор и только так. Человек сознательно идет на военную службу не для того, например, чтобы получить жилье. Защищать следует только тех, кто что-то утратил на войне...»
ФОТО АННЫ ЧАПАЛЫ
От себя объясню, что речь идет о возможности увеличения денежного обеспечения военным, в первую очередь из числа тех, кто воюет на Донбассе. Ознакомившись с позицией народной избранницы, сразу вспомнил Владимира — своего знакомого, бывшего жителя Донбасса. Весной 2014-го он горячо поддержал «российскую весну», вместе с другими отбросами, призывая Путина ввести российские войска «для спасения жителей Донбасса от бандеро-фашистской хунты». В конечном итоге его село оказалось в руках российских наемников, которые до сих пор там хозяйничают. «Дохозяйничались» до того, что дом Владимира, превращенный в артсклад, взлетел в воздух.
«Ты знаешь, я хоть и не люблю украинскую власть, но буду очень рад, если наладится мир и покой на Донбассе, — говорит сегодня Владимир, который, кстати, живет в одном из общежитий столицы. — Не знаю, амнистирует ли Украина наших ребят, но дом, надеюсь, поможет отстроить».
Вопрос: украинскому солдату, который несколько лет подряд мерзнет в окопах на линии разграничения, сдерживая «освободителей» и рискуя ежесекундно своей жизнью, помощь никакая не нужна? Ведь это его сознательный выбор. А вот тем, кто орал в 2014-м о притеснениях жителей Донбасса, успел повоевать в формированиях наемников, но потерял жилье или имеет другие проблемы, нужно? Ведь именно такой вывод напрашивается после ознакомления с мнением этой пани, которая сегодня, между прочим, имеет непосредственный доступ к распределению бюджетных средств. Впрочем, она не одна с такими взглядами. Другой ее коллега, который, кстати, никогда не носил армейской формы, сравнил наших военных с обычными рабочими, которые работают в Польше или даже в России, заявив как-то: «Среди армейцев много тех, кто, не имея возможности трудоустроиться в гражданской жизни, пошел в армию. Поэтому, какие они герои»...»
И ветераны АТО-ООС, и действующие военные возмущены, когда слышат сравнения защитников Украины с обычными рабочими, в первую очередь теми, кто вкалывает на российских широтах.
«Знаешь, в нашей роте действительно есть парни, которые призвались в армию ради куска хлеба, — откровенно признается один из бойцов 24-й механизированной бригады сержант Михаил. — Они этого и не скрывают. Но сравнивать их с теми, кто поехал за этим куском хлеба в Москву, не только не корректно, но и цинично и подло. Мои парни честно выполняют свою солдатскую работу, ежедневно заглядывая в глаза смерти, а не пополняют российский бюджет, тем самым в определенной мере финансируя российскую агрессию против нас. И какая кому разница, что именно привело мужчину на Донбасс — патриотические убеждения или желание прокормить свою семью? Мне, например, все равно. Главное, чтобы такой человек преданно служил своей стране. А таких примеров есть множество».
В США, Великобритании и других странах НАТО армии состоят из профессионалов, которых во времена бывшего СССР называли наемниками. Но им от этого ярлыка было ни горячо, ни холодно: армии этих стран были самыми подготовленными в военном смысле.
«ПРОСТИТЕ, ЧТО ОСТАЛСЯ ЖИВ...»
Кстати, интервью вышеупомянутой пани-депутатки вызвало праведный гнев у многих защитников восточных рубежей Украины. Вот что написал по этому поводу блогер Олег Ясенецкий:
«Дорогие граждане! Хочу попросить прощения у вас за использование оплаченных вами налогов. Как настоящий наемник Львовской хунты решил покаяться чистосердечно. Я добровольно весной 2014 года, с корыстной целью, имея прямой умысел, осознавая наступление общественно опасных последствий, намереваясь получить высокое денежное обеспечение в размере 2 400 гривен в месяц, решил оставить жену, ребенка, дом, продал наемную силу для того, чтобы защищать свою страну.
За средства плательщиков отправился на 5-звездочный курорт. Там под наблюдением аниматоров и тренеров фитнесса загорал на полигоне и качал фигуру. Пользуясь случаем, хочу предъявить претензии вожакам группировки наемников, которые вместо того, чтобы дать нам возможность погибнуть или получить ранения и на этом обогатиться... уберегли нас».
Часто уважаемые государственные чиновники, ответственные за формирование государственного бюджета, следовательно и за финансирование ВС, манипулируют общественным мнением, когда речь идет именно о бюджете Министерства обороны. И потому мы слышим не конкретные цифры, которые отображают финансирование армии, которая на сегодняшний день является главным гарантом нашей безопасности (при всем уважении к другим структурам), а цифры, которые отображают ассигнования «на безопасность и оборону». А это, как говорят в Одессе, две большие разницы: под безопасностью и обороной следует понимать финансирование МВД, СБУ, Национальной гвардии, пограничников, разведки и даже военных железнодорожников!.. В следующем году, например, на все эти структуры предусмотрено выделить почти 246 миллиардов гривен, что чуть больше, чем в текущем. Это, по крайней мере, предусмотрено проектом Госбюджета, который прошел первое чтение. А что достанется военному ведомству? Вся чиновничья рать, причастная к формированию главной сметы страны, утверждает: армейцев не обидим. Верю. Так почему же, если верить тем же чиновникам, бюджет МО в 2020-ом будет составлять 2,25 процента от ВВП, а не 2,58, как это было в 2019-ом? А это более 10 миллиардов гривен.
По словам директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака, если так случится, то больше всего пострадает процесс вооружения новейшими образцами оружия: финансирование этого направления может сократиться более чем на 1 миллиард гривен. И это при том, что наш Генеральный штаб, Главное разведывательное управление едва ли не ежедневно сообщают о российских приготовлениях к широмасштабному наступлению. Некоторые «знатоки» ситуации в районе ООС с телеэкранов вещают о том, что это представители так называемой партии войны, а к ней в последнее время представители отдельных политических сил причисляют всех, кто выделяется национально-патриотическими взглядами, нагнетает ситуацию. Но возникает другой вопрос: для чего тогда Россия держит в непосредственной близости десятки тысяч войск, причем десантных, которые предназначены исключительно для наступательных действий, сосредоточили тысячи образцов современного оружия, в том числе и таких, как «Смерч» и «Ураган», авиацию? Об этом заявлют и первые лица НАТО, которых трудно заподозрить в нагнетании истерии.
ДВИЖЕНИЕ В НАТО ЗАМЕДЛИЛОСЬ...
Украина задекларировала свои намерения стать полноправным членом этого военного блока во многих документах, в том числе и в Конституции. Однако, по мнению многих коллег пана Валентина, движение в направлении НАТО в последнее время резко замедлилось. Нет, о намерениях свернуть сотрудничество с Североатлантическим альянсом пока никто не сказал, но разве обязательно об этом вслух говорить? Вспомним времена Януковича. Тогда тоже никто не отрицал необходимость тесного сотрудничества между Украиной и НАТО. А в действительности тогдашняя власть преступно сдавала национальные интересы Украины, намереваясь, по-видимому, превратить ее в еще один федеральный округ путинской России. Чем все это закончилось — хорошо известно.
Нам, конечно, еще очень и очень далеко до стандартов этой военно-политической организации. Но только слепой может не замечать тех шагов, которые были сделаны в этом направлении. Питание — один из них. В последнее время приблизительно 100 военных частей ВС Украины, несмотря на все трудности и сложности на этом пути, начали переходить на питание по стандартам НАТО. Военные, которые первыми начали так питаться, утверждали, что «еда стала значительно лучше». По прогнозам тогдашнего руководства МО этот переход должен был завершиться до конца 2019 года. Но «завершился» значительно раньше: окружной административный суд Киева отменил приказ недавнего Министра обороны Степана Полторака. Если этот суд и в дальнейшем будет решать целесообразность тех или иных армейских реформ, то может дойти до того, что служители Фемиды, которые заседают в нем, отменят и нынешний принцип комплектования ВС, который в значительной мере держится на контрактниках.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Последние 5 лет убедительно доказали: Украинское государство может остаться суверенным только благодаря своей армии. Эти годы убедительно доказали: хозяин Кремля во взаимоотношениях с Украиной понимает только силу. При всем уважении к украинским дипломатам, главам других стран, в том числе и тех, которые задействованы в «нормандском формате», россияне будут действовать только с позиции силы. И весомым козырем в противостоянии с российской империей могут быть только наши Вооруженные Силы. Об этом должны помнить те, от кого зависит их судьба.