Донецкая область является практически абсолютным украинским лидером по показателям развития промышленного потенциала, оставшегося в наследство от Советского Союза. Часть старых промышленных мощностей вместе с модернизированными или созданными новыми объектами служат местом работы для сотен тысяч жителей Донбасса, создавая довольно большую часть ВВП Украины. Однако, по определению, Донецкая область является одной из традиционных старых индустриальных территорий в Европе, с характерными вопросами социального, демографического и экологического характера. К сожалению, восприятие Донбасса часто происходит сквозь призму политического общеукраинского противостояния, в котором не остается места для трезвого и взвешенного понимания важности региона, потребностей его жителей, а главное — тех возможностей, которые скрыты в первую очередь в человеческом потенциале края.
Для реалистичной оценки ситуации в разных странах и отдельных регионах в конце ХХ века пакистанским экономистом Махбубом эль Хаком был создан индекс развития человеческого потенциала. Он использовался для сравнительной оценки уровня бедности, образования, средней продолжительности жизни и других социально-экономических показателей территорий. Начиная с 1993 года, индекс человеческого развития используется Организацией Объединенных Наций для подготовки ежегодного отчета развития человеческого потенциала.
О проблемах и перспективах человеческого развития в Украине и Донецкой области — в разговоре с заведующей отделом экономических проблем социальной политики Института экономики промышленности Национальной академии наук Украины, доктором экономических наук, профессором Ольгой Федоровной НОВИКОВОЙ.
— Каковы успехи Украины в развитии человеческого потенциала? Насколько индекс развития человеческого потенциала в Украине отличается от индексов других постсоветских стран? Каковы преимущества национального регионального мониторинга по развитию человеческого потенциала?
— Согласно данным Организации Объединенных Наций, Украина по индексу человеческого развития 2011 года заняла 76 место среди стран мира и снизилась на семь позиций по сравнению с рейтингом 2010 года (69 место). Кроме того, индекс человеческого развития Украины стал на позиции позади Беларуси (65 место), России (66 место), Казахстана (68 место). Низкий рейтинг Украины в международных сравнениях по человеческому развитию, который постепенно с определенными колебаниями снижается, обусловило стремление научных работников и управленцев к поиску путей обеспечения человеческого развития в стране и ее регионах. Как следствие, были созданы научные школы, с 1995 года готовятся национальные доклады по человеческому развитию, издаются научные монографии, а главное — разработана и внедрена в статистическую практику Методика измерения человеческого развития в регионах Украины. В значительной степени эти успехи обусловлены развитием научной школы академика НАН Украины Э.М. Либановой, нашедшей широкое распространение в регионах Украины.
Если же говорить о практическом результате этой деятельности, Госкомстат Украины с 2002 года начал в статистическом бюллетене «Региональное человеческое развитие» мониторинг оценки развития человеческого потенциала регионов Украины. Представленные там интегральные показатели человеческого развития в целом и по отдельным его составляющим более широкие, более качественные и информативные, нежели международные. По отечественной методике оценка уровня развития человеческого потенциала осуществляется по девяти направлениям — демографическое развитие, материальное положение, рынок труда, образование, состояние здоровья и его охрана, условия проживания, социальная среда, экология, финансирование человеческого развития.
— Донецкая область является одним из наиболее развитых промышленных регионов Украины, обеспечивающих около 13% ВВП Украины. Какова ситуация в регионе по показателям человеческого развития?
— Самое главное — следует понимать, что все составляющие развития человеческого потенциала взаимосвязаны и взаимообусловлены. Существующее неблагоприятное экологическое положение в регионе, социальная среда и условия проживания обусловливают негативное влияние на состояние здоровья и продолжительность жизни (демографическая составляющая). Именно поэтому возникает дисбаланс между экономическим и социальным развитием, нуждающимся в изменении отношения к человеку, превращении его в цель экономического развития, а не в заложника.
Среди регионов Украины по интегральному показателю регионального человеческого развития, рассчитанному по отечественной методике, Донецкая область в течение 1999—2010 годов занимает последнее или предпоследнее место. В 2010 году Донецкая область по основным составляющим индекса человеческого развития имела самые худшие показатели экологического положения (27 место), состояния здоровья и его охраны (24 место), демографического развития (26 место), условий проживания (26 место). Немного изменились к лучшему показатели социальной среды (19 место) и образования (18 место).
— Можно ли говорить, что благодаря этому ежегодному статистическому мониторингу органы региональной власти Донецкой области могут принимать сразу качественные управленческие решения для изменения ситуации к лучшему? Какие инструменты для планирования государственной и региональной стратегии развития человеческого потенциала используются в странах ЕС?
— К сожалению, такое утверждение не соответствует действительности. Стоит говорить о том, что любые приведенные статистические данные по развитию человеческого потенциала ограниченно характеризуют социальные процессы, происходящие в регионе, однако они не дают возможности отслеживать социальное самочувствие человека, остроту и весомость социальных проблем, возможности самореализации человека и населения, рычаги социальной, трудовой, инновационной активности и так далее. Для поистине качественной и достоверной оценки человеческого развития Донецкого региона и формирования перспективных социальных стратегий развития необходимо иметь актуальные социологические оценки.
Это означает, что для изменения ситуации к лучшему относительно человеческого развития в Донецкой области прежде всего необходимо осуществить качественное и полное диагностирование социального положения путем проведения социологического исследования по этим проблемам. Это позволит изменить представление о Донецком регионе, увидеть самые неблагоприятные города для населения, определить приоритетные направления стратегий развития, взвесить уровень государственной помощи и верность ее адресности, мотивацию населения к действиям в разных сферах общественной жизни и так далее. В международной практике, а особенно в странах Европейского Союза, социологические оценки являются обычной процедурой при формировании стратегий территориального развития и при принятии важных управленческих решений в социальной сфере. Особенно этим отличается Польша. Именно социальная диагностика может предоставить возможность определить общественные приоритеты в стратегиях развития.
— Насколько в существующей Стратегии экономического и социального развития Донецкой области учтены приоритеты человеческого развития? Как вы оцениваете реализацию данного документа?
— Если обратить внимание на действующую Стратегию экономического и социального развития Донецкой области на период до 2015 года, человеческое развитие действительно было определено в общей цели, но реализация его достижения предполагалась не комплексно, а по отдельным направлениям и программам.
К сожалению, можно говорить о том, что не произошли позитивные сдвиги в течение пяти лет реализации Стратегии относительно развития человеческого потенциала. В конце 2011 года Донецкая областная государственная администрация вместе с Донецким облсоветом инициировала разработку Стратегии экономического и социального развития Донецкой области на период до 2020 года. Теперь появилась возможность определить и реализовать более адресные, качественные и эффективные действия в этом направлении. Именно на этапе, когда в проекте Концепции стратегии Донецкой области определено в кругу приоритетов «Развитие человеческого потенциала», целесообразно предусмотреть последовательность действий, которые приведут к формированию условий и возможностей развития человеческого потенциала Донецкой области. На мой взгляд, они должны базироваться на сочетании государственных и региональных рычагов управления. Именно формирование и реализация государственных механизмов человеческого развития станет фундаментом для улучшения ситуации в регионах.
— То есть вы считаете, что решение проблем человеческого развития входит именно в компетенцию общеукраинских государственных органов власти? Не станет ли это существенным препятствием для процессов децентрализации управления и повышения возможностей самостоятельного развития регионов?
— Однозначно — именно государство несет ответственность за преодоление избыточной дифференциации развития регионов. Промышленные регионы страдают от последствий размещения тяжелой промышленности в местах концентрированного проживания людей. Так сложилось исторически. Экологические опасности в регионе негативно влияют на состояние здоровья населения, а соответственно — обусловливают избыточную заболеваемость, смертность и низкий уровень продолжительности жизни. Избыточная смертность мужчин в работоспособном возрасте обусловлена работой в опасных, тяжелых и вредных условиях труда, в связи с размещением в промышленных регионах предприятий угольной, металлургической и химической промышленности. Структурная перестройка экономики в интересах человека и общества — это обязанность государства. Обеспечение человеческого развития должно быть его первоочередным стратегическим приоритетом.
— Какой вы видите государственную и региональную политику относительно развития человеческого потенциала? Что именно нуждается в первоочередном решении на государственном уровне?
— Прежде всего следует внести изменения и дополнения в приоритетные перспективные направления Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года относительно обеспечения развития человеческого потенциала областей, имеющих самые низкие показатели. Следующим шагом стоило бы определить в государственных подзаконных и законных актах, касающихся социальной политики, отдельным приоритетом человеческое развитие. Кроме того, необходимо определить регионы, из-за которых возможно возникновение угроз национальной безопасности в социальной сфере, связанных с развитием человеческого потенциала, и включить меры по их предупреждению и преодолению в Стратегию национальной безопасности Украины. Именно из этого должны исходить типичные меры по обеспечению человеческого развития во время создания соглашений регионального развития между Кабинетом Министров Украины и областными советами.
С точки зрения фундаментальных исследований необходимо усовершенствовать методику измерения человеческого развития регионов Украины с целью последующего привлечения для оценки эффективности деятельности региональных органов управления. Дополнительным инструментом в такой работе должен стать постоянный социологический мониторинг человеческого развития в каждом регионе, наряду со статистическими оценками регионального человеческого развития.
— Какие шаги следует предпринять органам власти и местного самоуправления в Донецкой области для решения вопросов человеческого развития?
— Такие шаги должны носить системный характер, который исходил бы из реальной оценки эффективности реализации государственных и региональных стратегий, программ, планов, мероприятий, направленных на создание условий и возможностей развития человеческого потенциала. Подобные мероприятия невозможны без осуществления социального заказа на проведение научных исследований по проблемам человеческого развития и социологических опросов населения и экспертных опросов соответствующих специалистов и госслужащих.
Кроме того, необходимо включение в проект Стратегии экономического и социального развития Донецкой области на период до 2020 года соответствующего приоритетного направления по человеческому развитию и действенные механизмы по его реализации. Такие же изменения должны произойти и в положении к Соглашению регионального развития между Донецким облсоветом и Кабинетом Министров Украины на 2012—2015 гг., касающиеся стратегических принципов человеческого развития, для общего финансирования мероприятий как со стороны государства, так и самого региона. Все эти изменения позволят говорить и о необходимом расширении полномочий глав Донецкого областного совета и Донецкой областной государственной администрации, а также руководителей структурных подразделений относительно направлений развития человеческого потенциала.