Цель фестиваля — представить зрителям лучшие новые фильмы, выбранные украинской кинокритикой. Программа состояла из трех частей: основной международной программы; украинской секции; ретроспективы «Новый Голливуд» (в частности — легендарные картины Френсиса Форда КОППОЛЫ, Мартина СКОРСЕЗЕ и Джорджа ЛУКАСА).
Конкурсная составляющая на «Неделе» тоже есть: фестиваль открылся церемонией вручения премии «Кіноколо», основанной в прошлом году Союзом кинокритиков Украины. «Кіноколом» назывался единственный в нашей стране профессиональный киноаналитический журнал (главный редактор — Владимир ВОЙТЕНКО). Денежного обеспечения приз не предусматривает: вручали диплом и статуэтку. На «Кіноколо» номинировались работы украинского производства, впервые показанные здесь в период с 1 октября 2018 по 30 сентября 2019 г. Номинантов, а затем и победителей определяли критики путем интернет-голосования. Премию за лучший фильм присудили драме Наримана АЛИЕВА «Домой»; Алиев также отмечен как лучший режиссер. Награду за лучшую мужскую роль получил исполнитель роли отца в «Домой», известный украинский и крымскотатарский режиссер Ахтем СЕИТАБЛАЕВ. Лучшей актрисой второй год подряд названа Ирма ВИТОВСКАЯ — за работу в комедии «Мои мысли тихие» Антонио ЛУКИЧА. Сам Лукич также не остался без призов: ему присуждено отличие «Открытие года» за лучший полнометражный дебют.
Лучший документальный фильм — «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» Надежды ПАРФАН. Фильм Ивана ОРЛЕНКО «В нашей синагоге» удостоена премии за лучшую короткометражку. Также в этом году впервые присуждена награда за лучшую анимацию «Любви» Никиты ЛЫСЬКОВА.
ФОРМАЛИСТЫ
Призом для украинских зрителей стала основная международная программа, составленная из фестивальных хитов из Канн и Венеции. В этом смысле «Неделе» подражает кинофестиваль «Молодость», который проводился именно в конце октября до 2016. На «Молодости» охотно смотрели и украинскую продукцию, но в первую очередь ценили международные секции, где показывали свежий мировой арт-хауз — других способов увидеть его не существовало.
Конечно, 7 фильмов — это очень мало, чтобы судить о каких-то тенденциях. Скорее, рассматривать отдельно самые заметные из них.
Так, «Маяк» — долгожданная вторая работа автора культового хорора «Ведьма» Роберта ЭГГЕРСА (США) — действительно штучный продукт: снятая на черно-белую пленку 35 мм (не на цифру!) камерная история о смотрителе маяка и его молодом помощнике. В главных ролях — Уиллем ДЕФО и Роберт ПАТТИНСОН. Мировая премьера состоялась в каннской программе «Двухнедельник режиссеров», где «Маяк» встретили длительными овациями и отметили призом FIPRESCI.
В «Ведьме» Эггерсу удалось и реконструировать исторический антураж первых поселений европейцев в Северной Америке XVII века, и создать гнетущую атмосферу злых чар, которые разрушают целую семью, и выстроить стремительный, взрывной сюжет.
В «Маяке» с атмосферой — по крайней мере в начальных эпизодах — тоже хорошо. Столкновение двух сильных характеров на клочке земли посреди океана, дикие необузданные стихии, такие же человеческие эмоции, замечательная работа Дефо — возможно, из наилучших в его жизни, магия глубин, темные тайны обоих героев, аллюзии на «Моби Дика», классическую мифологию и морской фольклор, стилизация под кино 1960-х — все это работает. До определенного времени.
А затем история прекращается в развитии. Такое впечатление, что режиссер выкладывает все козыри в первые полчаса и дальше неизобретательно перетасовывает их, комбинируя одни и те же элементы в очень ограниченном количестве вариаций. Страшные по замыслу повороты сюжета не пугают, нагромождение натуралистических сцен начинает раздражать, актеры повторяются, их герои не меняются. Впечатляющее визуальное строение «Маяка» оказывается лишенным внутреннего огня.
Криминальная драма «Озеро диких гусей» китайского режиссера Дяо ИНАНЯ — тоже из Канн (основной конкурс) и тоже в определенном смысле является формотворческим упражнением. Дяо Инань прославился в 2014-м, когда его детективный триллер «Черный уголь, тонкий лед» неожиданно получил «Золотого медведя» в Берлине. «Озеро диких гусей» — это попытка 50-летнего режиссера объединить жанр фильма-нуара с социальной драмой. Эксперимент достаточно смелый — и удачный. Мелкий гангстер, похититель мотоциклов, по неудачному стечению обстоятельств убивает полицейского и остальной фильм пытается отдать свою жизнь так, чтобы от этого выиграла его семья. Сюжет — это гонка на истощение. Никому нельзя верить, нет ни одного небезгрешного персонажа, насилие обильно и эффектно снято. Инань любит играть со светом, цветом, с затушеванностью кадра, но все это подчинено стремлению рассказать историю так, чтобы ни на секунду не потерять внимание зрителя. И именно поэтому, хоть это тоже стилизация и финал понятен почти сразу, фильм «держит» до последнего.
РАСПЫЛЕННАЯ «БЕСКОНЕЧНОСТЬ»
Фильм от признанного шведского мастера Роя АНДЕРССОНА «О бесконечности» получил «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
Сейчас уже 76-летний Андерссон пришел к художественной независимости, сначала получив самостоятельность экономическую: снимал чрезвычайно успешные рекламные ролики, которые вызывали неизменный ажиотаж на Каннском фестивале рекламы, заработал достаточно денег и в 1984-м основал собственную продюсерскую компанию. Это дало ему возможность неспешно заниматься самовыражением. В 2000 г. начал разработку экзистенциальной трилогии, которая состоит из фильмов «Песни со второго этажа», «Ты, кто живет» и «Сидел голубь на ветке, раздумывая о бытии». Съемки «Песен» длились с 1996 по 2000 г. Второй фильм (2007) — трагикомедия, состоящая из пятидесяти историй, которые, по замыслу режиссера, должны показать человеческое существование во всей полноте. Фильм получил приз зрительских симпатий на Гетеборгском фестивале в 2008-м. Третий (2014) удостоен «Золотого льва» в Венеции.
Работы Андерссона всегда медленны, не имеют сквозного главного героя, сняты полностью в павильоне, мрачные по атмосфере, сосредоточенные на теме смерти. Режиссер смотрит на человеческое существование из хорошо завуалированным, но ощутимым отчаянием: ничего нельзя изменить, энтропия все равно победит, всем друг на друга наплевать, а если нет, то заканчивается такая благосклонность мордобитием или даже убийством, мы живем в сплошной комедии, но от этой комедии скорее слезы на глаза наворачиваются. Каждый его кадр — исключительной красоты; заметно, насколько он влюблен в классическую и не только классическую живопись.
Все это верно для «Бесконечности». Начинается она с прямой цитаты из Марка Шагала — летящих над городом влюбленных. Опять, как и в «Голубе», у всех набеленные лица (клоуны? мертвецы?) Опять рассказ разбит на массу эпизодов. Опять кого-то истязают просто на улице. Опять большинство эпизодов начинается с застывших актерских мизансцен, опять что-то похожее на улыбки мелькает лишь в одной из них. Наверное, еще в начале 2000-х такая подчеркнутая анемичность выглядела оригинальной и нужной, но не в настоящий момент. При всей визуальной роскоши (оператор — Гергели ПАЛОС) Андерссону не достает того, что можно назвать страстью. Того сугубо кинематографического пульсирующего чувства, присущего даже самым медленным фильмам тех режиссеров, которые оперируют именно экранной энергией, а не стремятся уподобиться то ли живописцам, то ли литераторам, то ли плохим философам. Именно поэтому пазл «О бесконечности» при всем величии замысла не складывается во что-то действительно волнующее.
ЧУЖОЙ
Был в международной программе и фильм, сделанный при участии Украины. «Покрашенный птенец» Вацлава МАРГОУЛА — экранизация одноименного романа Ежи КОСИНСКОГО, созданная в совместном производстве Чехии, Словакии и нашего Госкино. Часть сцен снималась тоже у нас, в отдельных эпизодах задействованы украинские исполнители.
Время — Вторая мировая. Родители-евреи отправляют 11-летнего сына (Петр КОТЛАР) в село в Восточной Европе, пытаясь спасти от преследований. Тетя, которая заботилась о нем там, неожиданно умирает, и так начинаются мытарства парня во враждебному миру. То, что взрослые делают с ребенком и друг с другом, полностью соответствует озверению, свойственному войнам на уничтожение, какой Вторая мировая и была; поэтому все аффекты уместны. Персонаж Котлара путешествует по условной восточноевропейской стране: деревянные дома, убогий быт, домотканая одежда, дикарские, средневековые суеверия, язык общения — сконструированное учеными «славянское эсперанто» — интерславик. Мальчика воспринимают как чужого, потому что еврей, потому что у него черные глаза (наведет порчу) и подозрительно длинные клыки (вампир), потому что несовершеннолетний (значит, может украсть). Кроме местных действуют еще и немцы, ничем не лучше красные партизаны, казаки-нацисты, Советская армия. Злодеяние распределено по всем слоям и группам большими или меньшими порциями, однако уравновешенно неожиданными проявлениями человечности. Так, у Стеллана СКАШГОРДА, известного и по голливудским проектам, и по работам с Ларсом фон ТРИЕРОМ, короткая, но трогательная роль немецкого солдата, который отпустил мальчика вместо того, чтобы расстрелять его. Вторая звезда, кстати, с черновицкими корнями — Харви КЕЙТЕЛЬ — перевоплотилась в католического священника, который пытается помочь маленькому бродяге. А вот Удо КИР сыграл патологически ревнивого мельника, который бьет жену смертным боем и калечит своего помощника. Маргоулу удалось идеально сладить актерский ансамбль, составленный исполнителями из абсолютно разных школ.
Что же касается режиссуры, то много говорят о параллелях с «Иди и смотри» Элема Климова, не замечая важное сущностное отличие. В «Покрашенном птенце» разоблачение нацизма — лишь один из мотивов. В первую очередь это глубокий и трагический роман взросления, а также тонкое переосмысление притчи о блудном сыне. Минималистическая черно-белая палитра придает всему происходящему графическую, местами беспощадную выразительность, поскольку этот мир именно такой — черно-белый, старозаветный, с очень четким выбором в каждое мгновение.
НЕЖНО И ТОЧНО
Показали в Киеве и сенсационный фильм — обладатель Гран-при Каннского фестиваля — «Атлантику» режиссера сенегальского происхождения Мати ДИОП.
Сенсация заключается в том, что, хотя Мати и родилась в Париже и имеет богатейшую художественную родословную (дядя — известный режиссер, отец — музыкант) — «Атлантика» является ее первым полнометражным фильмом. А высокий приз при этом полностью заслуженный, несмотря на семейный фон.
Во-первых, потому что здесь социальное и художественное не противоречат друг другу, а взаимодополняются. Рабочим из предместья Дакара в Сенегале на строительстве футуристического небоскреба под названием «Атлантика» не платят месяцами. Они решают покинуть страну ради заработков, отправляются на лодке через океан в Испанию. Среди них Сулейман, влюбленный в 17-летнюю Аду, обещанную другому. Через несколько дней после отъезда пожар разрушает бракосочетание Ады с богачом, которого она, впрочем, и не любит.
Постепенно, но вполне естественно в пространстве фильма определяется метафизический вектор. В девушек вселяются духи их утонувших в Атлантике любимых — чтобы хотя бы таким, самым причудливым образом добиться справедливости. Определение, которое здесь приходит в голову, — это магический реализм, полностью в латиноамериканском духе — когда бедность, привидения, борьба за достойную плату и настоящая любовь объединяются в стройный рассказ. «Атлантика», из его настолько же красивыми, насколько и органическими актрисами, длинными планами моря, панорамами ночного города, драматургическим совершенством — нежный фильм без капли мелодраматизма, нежный и точный одновременно.
ШТРИХ ОПТИМИЗМА
Итак, фестиваль как осенний праздник кинематографического урожая полностью удался. Важный итог для нашего кино: оно уже не выглядит бледно на фоне зарубежных фестивальных лидеров, хотя есть куда расти в любом случае.
В заключение хочется надеяться, что на следующей «Неделе критики» главным событием в международной секции станет фильм, снятый украинским режиссером.