Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три урока для Украины

Как повлияло падение Берлинской стены на развитие Европы?
8 ноября, 2019 - 11:41
ФОТО REUTERS

На днях во время пресс-конференции в Украинском кризисном медиацентре эксперты Фонда «Демократические инициативы» Имени Илька Кучерива обнародовали результаты исторической оценки событий падения Берлинской стены, ее влияния на судьбу Европы и Украины, а также современный взгляд на судьбу Украины в европейском проекте. Опрос был проведен с 30 октября по 4 ноября методом опроса 26 экспертов. «Это событие, которое отмечают во всех европейских столицах, — 30-летие падения Берлинской стены. Для Украины это тоже чрезвычайно важная дата. Если мы являемся частью Европы, то и история Европы является одновременно историей Украины», — отметила директор фонда, научный сотрудник института социологии НАН Украины, Ирина Бекешкина. 

4 ноября 1989 года на Александрплатц в Берлине состоялся один из самых массовых митингов в истории ГДР (по тогдашним оценкам в нем приняли участие от 200 тысяч до миллиона людей!). Мирные митинги с лозунгами «Мы — народ!» привели к падению Берлинской стены, а, по мнению многих экспертов, это событие равнялось падению железного занавеса, и ознаменовало собой победу США в холодной войне и начало распада СССР.

Немецкий взгляд на события 30-летней давности выразил Андреас Умланд, старший научный сотрудник Института Евроатлантического сотрудничества, доцент кафедры политологии НАУКМА. Будучи гражданином Германии, эксперт рассказал о своих впечатлениях от эпохального события во время пребывания в Лейпциге:

«Действительно, то, что на тот период я находился в Лейпциге, выросши в восточном Берлине, выражает суть этой борьбы. Вообще ГДР была наименее реформаторской  страной Восточного блока, и, по моему мнению, важнейшие события тогда происходили именно в Лейпциге, а не в Берлине. Открытие Берлинской стены вызывало определенное недоразумение, ведь оно стало решением определенных людей в восточном руководстве. Процесс подготовки не состоялся, потому я не поверил, когда услышал эту новость. Я считал это очень нелогичным со стороны коммунистического руководства, ведь это событие ознаменовало бы собой конец режима. Так и случилось. Восточная Германия, которая жила в консервативном режиме, наименее настроенном на реформы, после падения стены менее чем за год объединилась с ФРГ».

Опрос Фонда «Демократические инициативы» имел целью не только исследования мнения экспертов международной политики относительно последствий событий в Берлине 1989 года на развитие мировой истории, но и исследования будущего Европейского проекту интеграции и роль ЕС в содействии реформам на территории Украины. Детальнее об этом рассказал аналитик фонда, Сергей Шаповалов:

«Падение Берлинской стены не было событием в себе. Это событие имело и свои причины, и свои следствия. Можно говорить, что оно была воплощением железного занавеса, который не выдержал давления. Это также ознаменовало уменьшение геополитического влияния СССР в Европе и создало фундаменты для его последующего распада. Это значило также и начало падения коммунистических режимов в восточноевропейских странах. Когда мы говорим о последствиях этих событий как для Украины, так и для Европы — эти вещи переплетены. Крах через 2 года Советского Союза означал обретение нашим государством независимости. Крах коммунистических режимов в Восточной Европе открыл путь к объединению и последующей интеграции этих стран в Европейский Союз. В 2004 году произошло наибольшее расширение этого образования: тогда к ЕС присоединилось 9 стран, 6 из которых раньше были членами социалистического лагеря. Эксперты отмечают, что падение Берлинской стены действительно создало фундаменты для последующей евроинтеграции Украины. Процессы демократизации и укрепления Европы привели к тому, что мы стали ближе к ЕС, как минимум географически, ведь нашими соседями являются 4 страны-члена Союза. Среди граждан это повлияло на восприятие европейских стран как партнеров, а не как врагов. Развитие Европейского проекта тесно связано с темой нашего сегодняшнего обсуждения, ведь оно сделало возможным расширение ЕС. Теперь ведутся определенные академические дискуссии относительно вопросов: будет ли Европа более интегрированной, усилится ли интеграция между существующими странами-членами, или наоборот, анализируя выход Великобритании, к примеру, и в дальнейшем эта тенденция будет продолжаться. В нашем исследовании мнения экспертов разделились приблизительно пополам: или Европа будет более объединенной, или будет иметь более отцентрированные тенденции. Однако мы рады наблюдать, что почти единодушными являются мнения о том, что Украина в среднесрочной перспективе через 30 лет уже может быть членом ЕС. Относительно того, какие шаги Евросоюза могут стать эффективным толчком к проведению реформ в Украине, эксперты отмечают, что при предоставлении перспективы членства Украины в ЕС, появится большее осознание, что нынешние действия будут иметь какой-то конечный результат. Также отмечают и то, что много изменений в Украине происходят под давлением Евросоюза, что он и в дальнейшем должен продолжать давить на украинскую власть в вопросах реформ, особенно в тех моментах, где у нас не хватает политической воли. Также подчеркивается роль ЕС в поддержке гражданского общества. Также не стоит забывать, что у Украины остаются внешние враги, потому страны ЕС должны быть консолидированными вместе с нами».

Заместитель директора центра «Новая Европа», эксперт по внешней политики Сергей Солодкий выразил свое мнение относительно проблем евроинтеграции Украины, освещенных в опросе: «Я хотел бы выделить 3 урока для Украины по истории падения Берлинской стены: первое — нужно запасаться терпением и уметь ждать, ведь Германия ожидала воссоединения почти полвека и в итоге добилась того, что осталась рыночной страной, стала членом НАТО. Второй урок — не нужно надеяться, что за нас будет весь мир, что за наши интересы будут бороться, чтобы опять же иллюстрировали немецкие примеры, ведь лидеры европейских стран боялись потенциальной угрозы воссоединения Германии и не способствовали этим процессам. Третье — история о Берлинской стене учит нас о том, что не нужно быть слишком наивными и оптимистичными и очень упрощать процессы международной политики. Очень было много избыточного восприятия в начале 90-х годов. Считалось, что демократизация пришла навсегда. Мы видим, что это не так, что пришли негативные тренды. Вместо одной Берлинской стены мы получаем много новых стен, пусть временами они и невидимые».

Как специалист по вопросам отношений между Украиной и Россией, о нынешних процессах Европейского проекта, высказался также и содиректор программ внешней политики Центра Разумкова Михаил Пащков: «Хотел бы напомнить одно известное высказывание представителя ЕС Элмора Брока: «Для Кремля успешный Европейский проект в Украине мог бы стать катастрофой и приговором». Это абсолютно справедливо, ведь может стать мощным сигналом для всех стран постсоветского пространства. Падение Берлинской стены привело к тому, что в Украине столкнулись 2 мощные интеграционные волны: Европа и СНГ. Перспектива членства в ЕС могла бы действительно стать огромным толчком для нашего государства. Однако я считаю, что процесс евроинтеграции является бесконечным — это постоянный труд, развитие и сосредоточение для всех стран-членов. Хочу подчеркнуть, что евроинтеграция теперь является главным инструментом противостояния российской экспансии, цитируя Марка Аврелия: «Лучший способ противостоять врагу — не быть похожим на него». Для нас это имплементация норм, правил и стандартов ЕС».

Алиса ПОЛИЩУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ