В пантеоне национальной культуры знаковая личность выдающейся актрисы, первой народной артистки Украины Марии Заньковецкой — пример жертвенного, самоотверженного служения театру. Творчество Заньковецкой — украшение украинского Театра корифеев, который она создавала вместе со своими знаменитыми сподвижниками Марком Кропивницким, Панасом Саксаганским, Николаем Старицким и Братьями Тобилевичами. Маленькое село Заньки, название которого актриса использовала в качестве сценическое имени, близ Нежина. Именно здесь, в Нежине, Мария Заньковецка впервые вышла на самодеятельную театральную сцену, а со временем, 27 октября 1882 года в городском театре тогдашнего Елисаветграда на профессиональной сцене сыграла свою первую роль — Наталку Полтавку. Заньковецкая прославила свой сиверский край, прославила украинский театр, поэтому земляки стремятся сохранять память об известной землячке и чтить ее жизнь и творчество.
Пятнадцать лет назад возникла идея проведения в Нежине театрального праздника, который бы чтил память о Заньковецкой и сосредоточивался именно на творчестве актрис. Инициатором такого театрального форума выступил Нежинский драматический театр им. М. Коцюбинского (директор Юрий Муквич). И вот в этом году, традиционно осенью, когда в жизни Марии Заньковецкой появился профессиональный театр, в Нежине состоялся юбилейный, XV Международный театральный фестиваль женского творчества имени Марии Заньковецкой. Проводить подобные мероприятия непросто, местная власть лишь частично поддерживает благородную идею Театра им. М. Коцюбинского, основной же груз финансирования берет на себя созданный при Театре попечительский совет, который объединил нежинских меценатов, понимающих важность создания в родном городе настоящей культурной среды и дают возможность нежинцам смотреть разные фестивальные спектекли и становиться убежденными почитателями театра.
Именно из-за недостаточного финансирования фестивалю не удалось полностью подтвердить статус международного и из «иностранцев» были лишь представители театра из Беларуси. Гомельский молодежный театр предложил глубокую трактовку известной пьесы «Королева красоты» М. Макдонаха, где в противостоянии любви-ненависти дочери и матери просматриваются другие, мировоззренческие пласты, в которых отражаются не только чисто семейные отношения. Трагикомедия «О том, до чего горькая доводит» М. Дубовыка Мозырского драматического театра им. И. Мележа в аллегорической форме представляет путь человека со всеми искушениями, возникающими на его пути.
Открывал фестиваль Кировоградский театр им. М. Кропивницкого, именно та прославленная сцена Театра корифеев, и это было знаковым для фестиваля им. М. Заньковецкой. В комедии «Осторожно, женщины!» А.Курейчика зрители увидели три, весьма разных, женских характера, и в этом спектре сценических проживаний было интересно наблюдать за творческими поисками актрис. Традиционно в Нежин приезжают студенты разных актерских курсов Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого. Спектакли Учебного театра университета демонстрируют, чему и как научились будущие артисты. В этом году был представлен прекрасный материал для проявления актерского мастерства — комедию «Укрощение строптивой» В. Шекспира.
Пластично-визуальный театр «Квартет DEKRU», работающий в жанре классической пантомимы, в спектакле «Комедия жизни» Л. Черепахиной, в остроумной, виртуозной манере исполнения без слов продемонстрировал красоту жизни с выразительными моментами человеческого существования в ней.
Сумской театр для детей и юношества обратился к драматургии В. Винниченко и в спектакле «Нормальная ненормальность» показал, на что способны женщины в экстремальных жизненных ситуациях. А Киевский областной театр им. П. Саксаганского (Белая Церковь) музыкально интерпретировал известную пьесу Я. Стельмаха «Любовь в стиле барокко», где задействованы настоящие театральные стихии — переодевания, перевоплощения и столь желанное примирение влюбленных.
Спектакль «Свободные бабочки» Л. Герша привезли актеры Черниговского театра им. Т. Г. Шевченко. Яркое исполнение женских ролей свидетельствовало о мастерстве и органике актрис в создании своих образов. Феерверк женских характеров продемонстрировал спектакль «Сияй, мой безумный бриллиант!» А. Менчелла. Истории трех подруг-вдов, которым только и остается, что проводить свое время на кладбище на могилах мужей, разные, но все они еще имеют «безумную» надежду на любовь!
На Фестивале им. М. Заньковецкой есть главный приз — определяется лучшая женская роль с вручением Областной премии им. М. Заньковецкой. На XV Фестивале эту премию завоевала актриса Наталия Лисовая, сыгравшая роль Камили Клодель в спектакле «Мой Роден» О. Кис Львовского Национального театра им. М. Заньковецкой (реж. О. Крылова). Актриса играет психологическую драму талантливой скульпторши Клодель, которая работала вместе с Огюстом Роденом, любила его безумно, а потом тридцать лет в больнице для душевнобольных переживала события их общего творчества и жизни. Н. Лисовая чрезвычайно убедительна в создании сложного, противоречивого характера героини, ей удается, благодаря удачному сценографическому решению (А. Кравчук), показать моменты профессии — благодаря манипуляциям с тканями и подобиями камней передается работа скульптора, дать почувствовать, что творчество может быть счастьем и наибольшей мукой. Небольшому творческому ансамблю, где Ольга Бакус и Василий Балицкий во взаимодействии с Наталией Лисовой перевоплощаются в несколько образов, удается создать такой объем сценического расссказа, что человеческая судьба звучит на наивысшем градусе драматического переживания. Актриса передает состояние творчества, в ее сознании переплетаются действительность и воспоминания, реальность и прошлое. На видеоэкране возникают величественные произведения Родена и Клодель, на их фоне фигура Камили выглядит столь хрупкой, и это усиливает ощущение восторга, который возникает от тех монументальных скульптур, созданию которых художники в буквальном смысле отдавали свою жизнь. Судьба француженки Камили Клодель в величественном смысле в чем-то перекликается с судьбой украинки Марии Заньковецкой. Так что, наверное, неслучайно исполнение Н. Лисовой в этой роли покорило нежинских зрителей. Фестиваль выполняет свою духовную миссию — эстетически обогащает зрителей, влюбляет их в театр, предоставляет возможность актерам высказаться и продемонстрировать свой талант.