«Наша цель — это диалог, примирение людей, а не разжигание конфликта, как это делала старая власть. Для этого нам нужно вернуть людям преклонных лет пенсии, найти способ, как компенсировать убытки по разрушенному и утраченному жилью из-за вооруженного конфликта на Донбассе, 140 000 детей, которые родились на неподконтрольной территории (Донбасс и Крым), должны получить украинские документы, упростить порядок пересечения КПВВ и создать нормальные человеческие условия на пропускных пунктах, изменить информационную политику. Избавится от штампов «свои — чужие, сепары — укры».
Таким вот должен стать отныне курс официального Киева, чтобы обеспечить мир на Донбассе. Забыть о российской агрессии, о коллаборационизме со стороны сотен тысяч жителей ОРДЛО, о том, что согласно международному праву отстраивать разрушенное и обеспечивать жизнь людей на подконтрольных ему территориях должен оккупант, об участии десятков тысяч номинальных граждан Украины в антиукраинских вооруженных формированиях под российским командованием, в конечном итоге, о политической науке, которая беспрекословно определяет «ДНР» и «ЛНР» как марионеточные сепаратистские образования, — и примиряться с теми, кто ставил своей целью уничтожение Украинского государства или, по крайней мере, раздирание ее. Другими словами, вслед за «формулой Штайнмайера» взять к выполнению и «формулу Путина» относительно «конфликта на Донбассе», который, оказывается, разжигал не Кремль, а «старая власть», признать украинцами тех, кто родился за эти годы не только в ОРДЛО, но и в Крыму (пусть бы родителями были российские граждане, которых сотнями тысяч переселяют в АРК и Севастополь), не считать «своими» тех, кто с оружием в руках спас в прошлые годы независимость Украины и свободу украинцев.
И вообще: если в конфликте виновата «старая власть», но не виновата Россия, то о каких санкциях относительно последней можно говорить?
Могут сказать: так это же процитировано частное мнение такого себе Сергея Сивохо, а он лишь советник секретаря СНБО, не больше, к чему здесь официальный курс государства? Прошу прощения, но как раз очень «к чему». Шоумен и креативный продюсер «Квартала 95» Сивохо был назначен на эту должность как раз после отставки прозападного политика-профессионала Александра Данилюка с должности секретаря СНБО в качестве деятеля, которому, мол, «доверяет президент» и который «знает проблемы Донбасса». Как видим, для главы государства не суть важно, что в 2014 году Сивохо активно участвовал в «антимайдане», что его взгляды аналогичны взглядам Путина и что воплощение идей шоумена с СНБО перечеркнет саму возможность сопротивления «гибридной агрессии» России и тому подобное. Собственно, советовать в узком кругу своим шефам можно свободно, но когда такие основополагающие вещи выносятся на широкую публику во время Второго международного форума по Донбассу, то это уже — заявка на полную смену государственной политики.
Дело в том, что в Украине, если кто-то не заметил, сложилась своеобразная система власти, во многом характерная для постколониальных государств. Все главные решения принимаются узким кругом лиц, которые принадлежат к определенному «племени» (в нашем случае — это «Квартал 95», земляки президента и определенные лица из окружения одного из известных олигархов). А технократы-менеджеры, которые находятся в исполнительной власти, только озвучивают и отстаивают не ими принятые решения. Не суть важно, какой ты западный университет окончил, ты — исполнитель. Точка. Имеет значение лишь то, являешься ли ты членом «тайного кабинета» (как назвали реальных «решал» моральные авторитеты из «Инициативной группы 1 декабря») или приближенным к ним. Вот как описывает реальные процессы во властной верхушке Украины весьма информированный российский аналитик-политэмигрант Андрей Пионтковский: «Зеленский со своим советником по вопросам внешней политики Ермаком, который вообще играет зловещую роль в украинской внешней политике, поехал в Золотое и фактически согласился на требования Москвы. А сложилась такая ситуация, потому что тот же Ермак 14 июля и 2 сентября подписал согласование на заседание помощников глав государств, что Украина принимает на себя обязательство выполнять «формулу Штайнмайера» и проводить разведение в трех точках. И это были односторонние обязательства Украины впервые! А почему там не прописать, что Москва должна вывести войска из Дебальцево и Донецкого аэропорта? Ведь, согласно Минским соглашениям и Дебальцево, и Донецкий аэропорт должны оставаться под юрисдикцией Украины. Украина впервые стала на путь односторонних уступок и продолжает им, к сожалению, двигаться». Трудно не согласиться с этими выводами — как и не заметить того, что разные министры, вице-премьеры и другие спикеры «Слуги народа» вынуждены «обосновывать» то, что в здравом уме они вряд ли бы отстаивали. Но как бросить «хлебные должности».
Впрочем, номинально Кабмин — невзирая на закрепленное Конституцией президентское управление внешней и военной политикой — вроде бы имеет и главного «хозяина», перед которым отчитывается и указания которого выполняет, — Верховную Раду. Однако каждый, кто имеет несчастье хотя бы периодически наблюдать «работу» в «турборежиме» этого поистине «декоративного парламента», может легко прийти к выводу: имеем власть не законодательную, а «кнопкодавную», которая послушно выполняет то, что ей приказано «сверху», и немногочисленные случаи «пробуксовки» тех или других законопроектов связаны не с личными позициями нардепов, а с давлением со стороны олигархов и других лиц, которые уже успели создать свои «группы поддержки» во фракции «Слуги народа». Конечно, есть среди Зе-нардепов и десяток лиц со значительно высшим за средний уровень IQ, — но решают ли они что-то, или используют их в качестве ягодок на невкусном торте?
Возвращаясь к озвученным Сергеем Сивохо идей и инициатив, замечу, что их воплощение открывает такое «окно возможностей», что в него есть очень большие шансы в Украину как Дом всех ее граждан ворваться такие вихри, что в сравнении с ними то, что творилось в 2014—2015 годах, покажется детскими игрушками. Не следует закрывать глаза и отделываться эвфемизмами — давайте называть вещи своими именами, пока такие «окна» еще можно оставить закрытыми.