Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стойкий принц Даниэль

В Киеве в рамках фестиваля «Дни Вышеградского кино» состоялась премьера фильма польского режиссера Яна КОМАСЫ «Тело Христово»
21 ноября, 2019 - 09:59

38-летний Комаса — режиссер и сценарист, наиболее известный по триллеру «Комната самоубийц» (2011) и исторической драме «Город 44» (2014). «Тело Христово» (Boze Cialo или Corpus Christi) — его наиболее признанная работа, отмеченная Премией Label Europa Cinemas Венецианского фестиваля и выдвижением от Польши на соискание «Оскара» в номинации «лучший международный игровой фильм».

Сквозная тема этого режиссера — молодой герой в экстремальных обстоятельствах. Так, в «Комнате самоубийц» старшеклассник присоединяется к интернет-сообществу, помешанному на суициде. Протагонист «Города 44» — боец обреченного Варшавского восстания. Основанное на реальных событиях Boze Cialo — это история двадцатилетнего Даниэля (Бартош БЕЛЕНЯ), который во время пребывания в колонии для несовершеннолетних обращается к религии и мечтает стать ксендзом. Впрочем, после условного освобождения Даниэлю одна дорога — в глушь, на лесопилку, которой владеет местный коррумпированный мэр. Однако парень выдает себя за священника и, воспользовавшись отсутствием заболевшего викария, берет на себя его обязанности. При этом община городка никак не может оправиться от последствий страшной аварии, унесшей жизни семи человек несколькими месяцами ранее — это тоже становится для Даниэля серьезным вызовом.

Собственно, на первый взгляд Комаса придерживается этики «кинематографа морального беспокойства», который, пережив расцвет еще в 1970-х-начале 1980-х, во многом продолжает довлеть над польскими режиссерами. Формальные признаки соблюдены: невыносимые детали повседневности, неправота большинства, сильные религиозные мотивы.

Однако, шаг за шагом, талантливо и точно, Комаса наполняет эту унаследованную конструкцию новыми смыслами.

Оказывается, что самозванец, набравшийся знаний о церковных ритуалах в тюрьме, может научить всепрощению и состраданию гораздо эффективнее, чем патентованные служители в рясах. Что вера — это не только соблюдение писаных и неписаных норм, но и готовность их нарушить во имя человечности. Что набожные прихожане совсем не спешат выполнять библейские заповеди, особенно когда дело касается ближнего или ближней.

Факты, не менее важные для понимания фильма: отец режиссера — известный театральный актер и преподаватель Театральной академии, а сам Ян закончил варшавский лицей им. Ежи Гротовского.

Гротовский, выдающийся реформатор мирового театра, в основу своей системы положил максимальное использование актерских возможностей. Его исполнители настолько хорошо умели удерживать состояния своих персонажей, что даже фиксировали на длительное время одни и те же мимические мышцы, превращая таким образом лица в маски. Так они обнаруживали определенный характер, а с другой стороны, прятали за внешней репрезентацией остальные эмоции. Но когда дело доходило до демонстрации чувств, «тотальный актер» проявлял их с поразительной силой — как в спектакле Гротовского «Стойкий принц», где премьер «Театра-Лаборатории 13 рядов» Рышард ЧЕСЛЯК, играя принца, который не хочет идти на войну, бьется в конвульсиях, рычит — и кажется, его сейчас просто разорвет — но делает все это в определенном ритме и гармонии и задает тем самым движение враждебному окружению, которое танцует под эту безумную мелодию.

Комаса применил схожие методы. Каждый из персонажей, воплощенных его потрясающим актерским ансамблем, заперт в собственном круге эмоций, вызванных определенными травмами, и почти не проявляет себя открыто. Но, когда, необходимо, происходит настоящий взрыв. Линия игры Бартоша Белени (приз «Серебряный Хьюго» за лучшую мужскую роль на фестивале в Чикаго), который странным образом соединяет тюремную психопатию с почти детской искренностью, является пунктиром подобных управляемых вспышек, каждая из которых сильнее предыдущей вплоть до слепящего, раздирающего финала, который отдается в сознании еще долго после просмотра. У Белени собственно и получился вот такой стойкий принц, который восстал против правил и против общества, а в конце отказался вести свою персональную войну — и победил.

Неизвестно, как сложится «оскаровская» гонка, но «Тело Христово» представляется сегодня одним из сильнейших кандидатов на обладание статуэткой.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ