Находясь в Польше на фестивале «Дни украинской музыки в Варшаве», о чем газета «День» писала в №203 (6.11.2019 г.), постоянно «встречалась» с Украиной культурно-дипломатической, которая в лице известных, харизматичных личностей и их частных связей, усилий и ресурсов продвигает свой имидж, занимается мощной и действенной культурной дипломатией, вместо профессиональных амбассадоров, которые, кажется (утверждаю это после нескольких профессиональных поездок по нескольким странам мира, и не только по европейским), вообще не обращают внимания на культуру как мощный и самый результативный инструмент продвижения имиджа страны, в отличие от соседнего государства-агрессора, которое закачивает миллиарды именно в пропаганду культурного «русского мира» и имеет большие практические достижения в этом плане. У нас это дело не государства, а, подчеркиваю, — пока что частных лиц, художников, отдельных сознательных граждан, которые за последнее время все, таки стали президентами.
Так, между фестивальными концертами польско-украинского дирижера Романа Реваковича посчастливилось попасть на концептуально интересный камерный концерт Ольги и Натальи Пасечник, программа которого состояла из песен Станислава Монюшко и Николая Лысенко в зале Redutowe им. Ф. Шопена Большого Театра Национальной Оперы в Варшаве.
Дуэт двух мощно талантливых сестер не только сыгранный и профессионально безукоризненный, а еще и интересен музыкально, эмоционально, артистически, высокой вокальной и фортепианной культурой, своим особым взглядом как на Монюшко, так и на Лысенко. В тот день они получили у поляков триумф, ведь для многих здесь, как это ни странно, Николай Лысенко — открытие. Долгие овации, крики «Браво!», бис, цветы — все это для артисток, которые неутомимо продолжают продвигать украинскую академическую музыку: Наталья, живя в Швеции, Ольга — в Польше. Когда они объединяются в одном концерте-проекте, жди музыкального взрыва. Что и произошло. «Добила» публику Наталья Пасичник исполнением украинской рапсодии Николая Лысенко «Думка-Шумка». Следует добавить, что к концерту была издана очень информативная программка с большим портретом Николая Лысенко (хоть и меньшим, чем Монюшко) и развернутой творческой биографией нашего музыкального корифея и детальной аннотацией каждого произведения Лысенко, которое звучало в концерте. Смешно, но в литчасти первого театра Польши даже не нашлось правильных текстов на польском о Лысенко, и они даже не знали, где их взять, поэтому пришлось все делать с нуля, чтобы довести эту информацию не только до публики, но и до польских профессионалов. Это настолько показательный момент, что даже нет слов.
Это был не единичный концерт. В течение десяти октябрьских дней в Польше состоялось два разных речитали Ольга с Натальей в двух важнейших местах — в Национальном (Народовом) Форуме Музыки во Вроцлаве (большой зал) и в Большом Театре Национальной оперы в Варшаве. Обе — самые крутые концертные площадки в стране. Первый концерт был необычный, а на инаугурацию сезона камерных концертов, в котором одно отделение было на французском, а другое сугубо украинское: Лысенко, Степовый, Стеценко, Косенко, Сильвестров. В Teatr Wielki — Opera Narodowa, где посчастливилось побывать и мне, состоялся концерт из серии «Знаш лі тен край?», посвященный 200-летию Монюшко, но сестры Пасичник были единственными не польскими артистками, приглашенными к этому циклу.
Вот что рассказывает Ольга Пасичник, известная украинская оперная и камерная певица, которая уже свыше двадцати лет живет в Польше: «Вы знаете от Романа Реваковича, как непросто уговорить и убедить в частности польских организаторов на такую программу, да еще и в таких местах и таких контекстах. Мне это удалось сделать, чему я очень рада, ведь вы даже не представляете, какой был отбор этих произведений и какое для польских слушателей это было открытие! Более того, за два дня перед концертом состоялась встреча в Салоне Монюшко Национальной оперы, где я больше часа рассказывала о том, что объединяет и что разнит Монюшко и Лысенко, что это за музыка и почему стоит ее познать. Словом, публика не подвела, и пришел полный зал. Скажу лишь так: эти два концерта, как в итоге и масса других, а их десятки — это исключительно наш труд, без какой-либо помощи и средств украинских спонсоров или учреждений. Мы и далее будем это делать — я, Наталья, Роман, просто только потому, что иначе не можем. Жаль только, что в Украине никто об этом не знает, потому что в тени «хору про горілу хату», кого же интересуют такие новости... Общество больно каким-то «квартализмом». Нам же делать свое».