В преддверии новогодних праздников в КГГА решили провести благотворительную акцию и раздать горожанам бесплатно карточки Kyiv Smart Card. Действительно ли это жест доброй воли со стороны власти, или же попытка исправить репутацию электронного билета в целом после нашумевшего сбоя пропускной системы в киевском метрополитене?
Напомним, 16 декабря на всех станциях метро в вечерний час пик перестали работать турникеты. Карточка киевлянина и Kyiv Smart Card, которые позволяют оплатить проезд безналом, оказались недееспособными. Единственный способ попасть в метро — купить жетоны в кассе. Как известно, в одни руки продают по одному жетону. Из-за сбоя системы образовались огромные очереди. Тем временем в пресс-службе метрополитена просили извинения у пассажиров из-за «испорченного настроения».
БЕСПЛАТНО — НЕ ЗНАЧИТ КАЧЕСТВЕННО
Новость о бесплатных карточках Kyiv Smart Card еще больше возмутила горожан. В комментариях в Фейсбуке пользователи е-билета спрашивали у КГГА, зачем расширять проект, который плохо работает, когда решится проблема с лишним списанием поездок, почему до сих пор е-билеты не продаются на всех станциях метро?
Вопросов накопилось достаточно много. Напомним, с 1 ноября в департаменте информационно-коммуникационных технологий КГГА собирались запускать электронный билет в полноценный оборот. Как объяснял руководитель департамента Юрий Назаров, поскольку не все элементы системы готовы, внедрение е-билета перенесли на апрель 2020 года.
Если бы подобные форс-мажоры, возникшие 16 декабря, случились при полноценной работе е-билета, чем бы тогда объясняли власти выход из строя системы, на которую потрачено полмиллиарда гривен? И где же обещанное мэром Виталием Кличко резервное программное обеспечение для поддержки системы е-билета?
В последнее время киевляне также интересуются, почему за работу киевского электронного билета получает деньги одесская компания «ГЕРЦ», в частности за покупку карточек Kyiv Smart Card и оплату количества поездок? В КП «ГИВЦ» сотрудничество с «ГЕРЦ» объясняют тем, что это один из агентов продажи билетов, например, как КП «Киевский метрополитен». Как ранее комментировал депутат Киеврады Владимир Левин, город, покупая программное обеспечение для е-билета еще в 2016 году за 365 млн грн., принял на баланс только его тестовую версию. Потом переписал ее специально под «ГЕРЦ», чтобы скрыть реальные поступления в бюджет от деятельности городского общественного транспорта.
ИНСТРУКЦИЯ В НИКУДА
Горожане иронизируют, что как бы ни пытались власти запустить электронный билет, система все равно сырая. Например, после упомянутого форс-мажора в метрополитене решили создать инструкцию для пассажиров. Если некорректно сработала Kyiv Smart Card или Карточка киевлянина, нужно позвонить на горячую линию КП «ГИВЦ» или зайти на ФБ-страницу Kyiv Smart Card, чтобы оставить сообщение. В метро связь не работает, интернета нет, а операторы телефонной службы поддержки постоянно заняты.
Как показывает практика, у города лучше получается копировать чужие идеи, чем реализовать собственные продукты. Недавно Киев заявил о выпуске новых электронных ученических билетов. Но функции остались те же, которые разработали инвесторы еще в 2016 году для пилотного проекта: льготный проезд, контроль за посещением ребёнка в школе, возможность оплачивать питание и отслеживание передвижения в городском общественном транспорте. Вместо того, чтобы расширить проект на остальные учебные заведения города, власти его закрыли, а теперь и вовсе отрицают сотрудничество с инвесторами.
«Ученический электронный билет — самостоятельный проект, не имеющий никакого отношения к инвесторскому. Мы не можем комментировать вопрос копирования функций, поскольку не владеем информацией по поводу функционала пилотного проекта», — прокомментировали на редакционный запрос в департаменте информационно-коммуникационных технологий КГГА.
Незнание ситуации не снимает с власти ответственности. Чтобы вселить доверие горожан в электронный билет, Киеву нужно показать качество работы системы, а потом рекламировать продукт.