НЕГАТИВ
РЕАЛИТИ-ШОУ ВМЕСТО РАССЛЕДОВАНИЯ
Очень хотелось написать: убийство Павла Шеремета раскрыто, и это позитив. Но расследование теракта против одного из руководителей интернет-издания «Украинская правда», к величайшему сожалению, превратилось в мега-шоу, и сам факт этого — без углубления в юридические детали и политические обстоятельства дела — уже является однозначно негативным. Предположение вместо фактов, пиар вместо аргументов, навешивание ярлыков вместо доказательств, эмоциональные заявления вместо профессиональных экспертиз способствуют тому, что ЛЮБОЙ результат процесса, который начался с публичной презентации результатов следствия, будет крайне негативно воспринят значительной частью общества и с большой достоверностью приведет к негативным общественно-политическим последствиям. Без наказания ВСЕХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО виновных, без приговора суда, К КОТОРОМУ БУДЕТ ДОВЕРИЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА, это дело превратится в стойкое токсичное пятно, следствия действия которого будут еще долго отравлять отечественное медиасообщество и политикум. Как это уже случилось с убийством Гии Гонгадзе — основателя все той же «Украинской правды».
ЗА РЕШЕТКОЙ «ДНР»
Летом 2017 года Станислава Асеева (Васина), автора репортажей для «Радио Свобода», «Зеркало недели», «Украинской недели» и «Украинской правды» о жизни жителей оккупированной территории, задержали «спецслужбы» «ДНР». Через год после пребывания «на подвале» у боевиков, в интервью российскому телеканалу журналист «признался» в «шпионаже» в пользу Киева.
В октябре 2019 года Асеева приговорили к 15 годам тюрьмы по решению так называемого Верховного суда «ДНР».
Он был признан виновным в «Организации экстремистского содружества», «Шпионаже и подстрекательстве к шпионажу», «Публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности», «Публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности». С тех пор журналист отбывает наказание где-то на территории «ДНР».
Ожидается, что Асеева могут уже вскоре «обменять» — очередной обмен «заключенными лицами» запланирован на конец года. Но пока еще о планах боевиков отпустить журналиста ничего не известно.
ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА КЛАССИЧЕСКИХ МЕДИА
В 2019 году, впервые в истории, ИНТЕРНЕТ-СМИ и социальные сети в Украине обошли по популярности телевидение, а уровень доверия к традиционным средствам массовой информации оказался ниже, чем к новым медиа. Такими были результаты исследования «Отношение населения к СМИ и потреблению разных типов медиа», очередной раз проведенного в этом году социологической компанией InMind по заказу Internews.
Опрос показал, что на сегодня 68% граждан используют социальные сети для получения новостей, тогда как наиболее популярное традиционное медиа — телевидение — рассматривают как источник информации лишь 66% украинцев.
Показатель доверия к классическим СМИ колеблется между 19% в случае общенациональной прессы, 22% — местного радио и 49% — общенациональных телеканалов. В то же время доверие к общенациональным информационным интернет-ресурсам составило в текущем году рекордные 51%.
Хотя эти данные и нужно рассматривать как «тревожный звоночек» для традиционных медиа, ситуация не настолько трагична. Конечно, очень грустно, что в уходящем году прекратили свое существование печатные версии газет «Сегодня» и «Зеркало недели». Но оба издания остаются работать в виде ИНТЕРНЕТ-СМИ, что немного смягчает негативные впечатления от этой новости.
В целом все классические СМИ, которые этого еще не сделали, должны научиться эффективно работать со своей аудиторией онлайн, в том числе и на платформах социальных сетей, должны адаптировать формат предоставления информации к потребностям современной диджитализированной аудитории, и тогда у прессы, ТВ и радио есть шанс не потерять своего читателя, зрителя и слушателя.
СЕРИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Главные итоги политического года-2019: телесериал и юмористическое шоу победили классические методы предвыборных коммуникаций.
Для средств массовой информации «сериализация» и «шоувизация» политики означает необходимость прямой конкуренции традиционной журналистики с художественными, или полухудожественными жанрами. Яркие примеры — интервью Владимира Зеленского актеру и превращение пресс-конференции главы государства в многочасовое реалити-шоу.
Возможно, с точки зрения политических технологий и эффективных коммуникаций с целевыми аудиториями этот процесс и можно считать позитивом, но для классических СМИ и классической журналистики в этом нет ничего хорошего. И не будет ничего хорошего и в дальнейшем, если они не приспособятся к новой реальности, причем без компромиссов и уступок в части качества медиапродукта (сложно это представить, но тем не менее).
ГДЕ ВОЮЕМ, А ГДЕ ИМИТУЕМ
Шестой год идет война, а российская пропаганда в украинском информационном пространстве продолжает цвести буйным цветом — по указанию из Москвы проводятся медиакампании, продвигаются выгодные Кремлю месседжи, транслируются кремлевские наративы.
Запрет российских пропагандистских телеканалов и социальных сетей, как считается, уменьшил гибридное давление РФ на мозги украинцев. Но в то же время ориентированные на Москву СМИ продолжают, словно ничего и не было, работать в Киеве.
Можно считать, что это нежелание избавиться от «враждебных голосов» у себя дома вызвано попытками власти — и прошлой, и новой — продемонстрировать благосклонность принципам свободы слова. Но такая тактика одновременно создает постоянный дестабилизирующий информационный фон, а в отдельных случаях даже генерирует прямые угрозы для безопасности государства.
Представители новой власти анонсировали много шагов в направлении оздоровления отечественного медиапространства, но пока все эти идеи и планы остаются в виде проектов, а не принятых и реализованных решений.
ПОЗИТИВ
ОСВОБОЖДЕННЫЕ!
В мае 2018 года корреспондент «Украинского радио» в Беларуси Павел Шаройка был осужден к восьми годам лишения свободы. Журналиста обвинили в создании шпионской сети из белорусских граждан, которые «за денежное вознаграждение выполняли его задания по сбору информации разведывательного характера в военно-политической сфере».
В июне того же года в РФ суд Москвы обвинил в работе на украинскую разведку и в шпионаже корреспондента агентства «Укринформ» Романа Сущенко. Журналист был осужден к 12 годам колонии строгого режима.
Но в 2019 году оба сотрудника украинских СМИ вернулись на Родину.
В октябре корреспондент «Украинского радио» Павел Шаройко был освобожден из тюрьмы в Беларуси и прибыл в Киев. Фактически его обменяли на гражданина Беларуси Юрия Политику, которого обвинили в шпионаже в Украине, но буквально одновременно с Шаройко его отпустили из-под стражи.
Роман Сущенко вернулся на Родину в результате обмена по схеме «35 на 35», который был проведен в сентябре. Тогда удалось вернуть в Украину моряков, которые были захвачены около Керченского пролива 25 ноября 2018 года, и 11 политзаключенных, в том числе и журналиста.
Кстати, согласно опросам «Рейтинга», украинцы считают сентябрьский обмен пленными главным событием 2019 года.
ЖЕЛТЫЕ, НО ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ
Журналистика, несмотря на падение доверия граждан, желтизну и влияние олигархов, все еще остается влиятельной четвертой властью.
Политические эксперты уверены: событием года, которое повлияло на последующий ход внутриполитической борьбы и результаты президентских и парламентских выборов, стало расследование команды Дениса Бигуса о злоупотреблении в оборонной сфере, о т.н. «деле Свинарчуков». Можно долго спорить относительно «позитива» или «негатива» материалов «Наших грошей» о злоупотреблении в «Укроборонпроме» с точки зрения политических последствий, но для журналистики появление этого «антикоррупционного сериала» является безусловным плюсом. С журналистскими расследованиями теперь точно будут считаться, а журналистов-расследователей уважать... и бояться. И это, в некотором смысле, очень хорошо.
РЕКЛАМНЫЙ РОСТ
Объем рекламного рынка — без учета политической рекламы — в 2019 году демонстрировал позитивную динамику.
* 2019 год на телевидении заканчивается увеличением прямой рекламы на 25% по отношению к 2018-му и спонсорства на 20% соответственно.
* Объем рекламного рынка прессы в 2019 году будет приблизительно на 15% больше, чем в прошлом году.
* Сегмент радиорекламы показал рост на уровне 24—25%.
(Данные Всеукраинской рекламной коалиции).
В будущем году рост немного замедлится, но сохранится — на уровне где-то около 18%. Это, конечно, не «прорыв», но все же можно считать эти цифры «умеренным позитивом».
КОНСТАНТА СВОБОДЫ
Несмотря на все запреты и борьбу с российской пропагандой для защиты отечественного информационного пространства от гибридного вмешательства РФ, ситуация со свободой слова в Украине в 2019 году существенно не ухудшилась.
Эта реальность отображается и в международных рейтингах.
Так, в распространенном 18 апреля ежегодном отчете о состоянии свободы слова в мире правозащитная организация «Репортеры без границ» разместила Украину на 102-е место среди 180 стран мира. По сравнению с данными 2018 года, наша страна ухудшила свои показатели на одну позицию, что фактически означает сохранение статус-кво.
Впрочем, понятно, что это позитивное достижение во многом является «другой стороной» недостаточно решительной борьбы с присутствием российской пропаганды и российских пропагандистов в украинском информационном пространстве.
МЕДИА В ЗАКОНЕ
Уже разработан и рассматривается в профильном комитете Верховной Рады проект закона «О медиа». Фактически идет речь о первой в истории независимой Украины попытке кодифицировать украинское медийное законодательство, провести ревизию и обновление правового поля, сформированного еще в 1990-х годах. И хотя эксперты уже нашли в законопроекте кучу недостатков и выдвинули к нему кучу претензий, начало работы над этим амбициозным документом все же нужно отнести к одному из позывных медиаитогов года.