Выставка «Украинская диаспора. Художницы, 1908-2015» (The Ukrainian Diaspora: Women Artists 1908-2015), которая проходила в Украинском музее в Нью-Йорке (США) на протяжении октября 2015 — февраля 2016 годов, впервые в широком формате представила творчество художниц украинского зарубежья. Свыше 100 произведений 44 авторов, которые по большей части работали на Американском континенте, дало возможность отследить определенные трансформации в развитии формально— образного мышления художниц в длительной исторической перспективе. Внимания заслуживает каждое имя отдельно, поскольку за ним стоит соответствующий контекст поликультурной среды и творчески-психологических обстоятельств, при которых украинки в актуальных художественных формах выражали свою этническую идентичность. Среди современных художниц, которые развили индивидуальную концепцию стиля в живописи и графике, выделялась Ирма Осадца (Irma Osadsa) из канадского города Торонто
О ее творчестве уже писали такие известные исследователи из США и Канады, как Мария Охримович, Мирослава Мудрак и Дария Даревич, а Александр Федорук из Киева посвятил ей целый раздел книги, назвав его «Непрестанное виденье художественной дали». И это при том, что Ирма Осадца не склонна удивлять количеством произведений, поскольку ее усилия направлены в глубинные субстанции жизни и творчества
Ирма Осадца родилась в 1949 году в Эрлангене (Германия), где ее родители находились в украинских лагерях для перемещенных лиц. В 1963 году семья переехала в США. Диплом бакалавра получила в 1972 году в Институте искусств г. Кливленд (штат Огайо, США), а дальше два года училась в школе искусств при Йельском университете (штат Коннектикут, США), где получила диплом магистра
В профессиональном становлении украинки важную роль сыграли ведущие профессора, в первую очередь Джулиан Станчак (Julian Stanczak), а также Лестер Джонсон (Lester Johnson) и Аль Хельд (Al Held). Первый из них на то время тяготел к оп-арту, работая с формами геометрической абстракции и конструируя оригинальные цвето-ритмичные структуры. Лестер Джонсон был известным представителем американского фигуративного экспрессионизма, а Аль Хельд, абстрактный экспрессионист, прославился своеобразной «мифологизацией пространства» путем реинтерпретации кубизма
Ранние произведения Ирмы Осадцы, частично, были авторскими реминисценциями этих инвариантов американского абстрактного искусства. Уже первые показы ее произведений на коллективных выставках (с 1970 года) имели позитивные рецензии, а также отмечены специальными академическими наградами. В 1971 году состоялась ее первая индивидуальная выставка (город Лейквуд, штат Огайо), а после, из года в год, проходили ее новые выставки в других городах США. Персоналия в Украинском институте модерного искусства в Чикаго (сентябрь-октябрь 1975 года) стала этапной в процессе закрепления не только авторской методологии, но и удельных мировоззренческих принципов. Идея этой выставки под титулом The Bongas заключалась в попытке перевести субъектированные наблюдения за жизнью соседской семьи в структуру живописных элементов, которыми моделировалось абстрактное пространство. Молодая художница попробовала передать суггестии впечатлений от привычного домашнего быта, ритмичный способ которого формирует «антропологию мелочей», что через интуицию автора возвышаются к определенным поэтическим смыслам. Композиционно-пластичные решения этого цикла рисунков, акварелей и масляных картин реализовались путем импровизации, под натиском внутренних реакций на скрытые процессы повседневности. В них автор избежала автоматизма или вариативности одной пластичной темы — каждое произведение имело свою локальную формально-образную программу. По мнению Марии Охримович, «наглядно очерченные формы, которые она [И. Осадца] черпает из многих аспектов жизни, поддерживают ее воображение и в то же время функционируют как транспортные средства для ее захватывающих визуальных идей, которые отображают дух современности».
ИРМА ОСАДЦА. «МИФ СОТВОРЕНИЕ 3». 2014 Г.
Дальнейший путь Ирмы Осадцы определился по линии всесторонних культурно-антропологических исследований. Познание культурных традиций стал для нее и способом проникновения в метафизические пласты собственного сознания. Именно на таком уровне формировались новые авторские концепты, к которым подстраивался соответствующий пластичный язык. Художница активно работала в разных техниках масляной живописи, экспериментировала с оригинальными техниками рисунка, из которых избрала как наиболее соответствующую комбинацию кредок (conte crayon) и пастели
С годами поисков собственной темы, которая бы подтверждала взаимодействие экзистенции и философичных проникновений художницы в плотные пласты культурного опыта прошлого, определилась «центральная магистраль» ее последующего творчества. Внимание Ирмы Осадцы локализовалось вокруг универсальных знаковых систем, через которые человеческие сообщества обозначали понимание глобальных моделей мироздания. Уже в 1980-х годах абстрактный «космизм пространства» в ее композициях обретает символические образные наполнения. Тогда появляются первые графические листы из цикла «Талисман» с новой семантической основой. В дальнейшем этот тематический ряд получает очередные структурные модификации, обогащаясь знаковыми обозначениями универсализма видимой и скрытой плоскостей жизни
Цикл «Талисман» собрал воедино разные стадии осмысления автором вопросов культурогенеза, в исторической динамике которого выстраивались разные локальные и этнические традиции человечества. При этом Ирма Осадца проявила творческую волю в приобретении научных знаний об истоках знаковой коммуникации, отдавая первенство духовой и метафизической составляющим. В 2000-2010-х годах ее рисунки обогащаются астральными и зооморфными мотивами, которые подаются во взаимодействии с сакральной сферой. В такой методологии Мирослава Мудрак увидела желание автора «вызвать органические животворные силы символов», приравнивая эти произведения к «графической мантре». И в самом деле, структурированность символьных элементов в композициях двух последних десятилетий хорошо осмысленной и одухотворенной, среди прочего, художественными артефактами Трипольской культуры, а также украинского народного искусства (в частности писанкарства). Интересно, что мать художницы, Атанасия Клим-Осадца, была известной в украинской диаспоре США писанкаркой, которая исследовала «язык оберега», и была куратором музейной выставки «Писанка и ее символы» (1980).
Смысловое поле «Талисмана» приобрело дальнейшее развитие в других произведениях Ирмы Осадцы последних двух десятилетий. Особенной пластично-образной целостности в трактовке магической природы знаков-универсалов художница достигла в циклах «Дерево Жизни», «Миф Сотворения», «Завещание», «Пульсар», акриловом полотне «Трирог». С каждой новой композицией автор проходит очередной «виток спирали» в познаниях невидимого, что является сущностью жизни в ее имманентном измерении
Немногословная, но глубокая в суждениях о жизни и искусстве, утонченная в каждой детали коммуникации с приятелями (в частности, в среде Украинского союза изобразительных художников Канады, в котором она является секретарем Управы), Ирма Осадца продолжает вершить свой художественный Миф о вечных ценностях, закрепленных украинством в лабиринтах культурной памяти.