Регионы Украины, которые находятся на границах с государствами ЕС, постоянно сталкиваются с проблемой неурегулированности украинским законодательством реальных процессов, которые происходят в сфере множественного гражданства. На протяжении последних лет значительное распространение получила практика приобретения жителями пограничных областей Украины паспортов Венгрии, Румынии и Польши, которая неоднократно приводит к напряжению отношений между соседними государствами. Обсуждению этих проблем был посвящен «круглый стол» на тему «Двойное (множественное) гражданство: реальное состояние, вызовы, реакция государства и общества», который провели Национальный институт стратегических исследований совместно с Ужгородским национальным университетом и Закарпатской ОГА.
«Целью нашего «круглого стола» является анализ разносторонних аспектов двойного гражданства, их рисков и вызовов в свете реализации Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС, объективных расхождений и особенностей в моделях суверенного развития стран-членов ЕС и постреволюционной Украины, российско-украинского военно-политического конфликта вокруг аннексированного Крыма и временно оккупированных районов Востока Украины. Свежие оценки и рекомендации научно экспертной сообщества, рассмотрение реального состояния этого процесса в регионах могут немало прибавить к содержательности и эффективности новых актов законодательной и нормативной регуляции этой проблемы», — отметила во вступительном слове советник при дирекции НИСД Светлана Митряева.
Докладчики «круглого стола» предложили для обсуждения актуальные темы относительно вопросов двойного гражданства в контексте миграционной политики и малого пограничного движения; административно-правового обеспечения права на гражданство и консульско-правовой аспект множественного гражданства, его влияние на безопасность государства и другие. Выступающие отмечали, что мир двигается к либерализации политики в сфере множественного гражданства. Пересмотр отношения к этому вопросу происходит и в Украине. Реализация соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС опирается на разветвленную матрицу практических реформ и согласований в разных сферах в контексте евро интеграционных процессов. Поэтому гармонизация Украиной и государствами ЕС вопросов относительно двойного гражданства видится неминуемой и актуальной.
Заместитель председателя Закарпатского облсовета Иосиф Борто выделил две важные составляющие темы: безопасность государства и интересы граждан. По его мнению, в Украине целесообразно позволить двойное гражданство, поскольку миллионы работников выезжают на заработки в страны ЕС и получают там гражданство. В то же время, военно-политический конфликт на Востоке страны, тамошняя ситуация, которая способствовала оккупации украинских территорий, требует очень взвешенного подхода к решению вопроса двойного гражданства.
Главный консультант отдела социальной стратегии НИСД Елена Малиновская, рассказывая о мировом опыте двойного гражданства привела пример США, где двойное гражданство официально не разрешено, но и не запрещено. Германия с 2007 года позволяет гражданам ЕС, а также Швейцарии, получить немецкое гражданство и в то же время сохранить предыдущее. В этих странах проживают немало политических беженцев, которые не могут отказаться от своего гражданства по объективным причинам, — они не могут вернуться в страну, которую покинули.
Проректор УжНУ Мирослава Лендел назвала опыт Украины в вопросе двойного гражданства — уникальным. «Европейская конвенция о гражданстве — чрезвычайно либеральная. Она предоставляет право каждому государству определять собственную политику относительно множественного гражданства. В то же время она рекомендует странам обмениваться информацией о гражданах, которые имеют двойное гражданство. Мы должны понимать, что большое количество украинцев владеет паспортами других стран. И нужно различать: владение гражданством страны, которая является относительно Украины агрессором; другая часть граждан — владельцы гражданства стран, которые не являются агрессорами; третья категория — владение гражданством Европейских стран . В самом конце заседания состоялось обсуждение докладов во время которых прозвучало немало подходящих предложений, которые найдут отображение в итоговых аналитических документах.