Россия ежегодно ворует из Черноморского шельфа Украины более 1,5 миллиарда кубометров газа! С помощью аннексированных морских буровых с 2014 года оккупанты добыли из украинских недр уже почти 11 миллиардов кубов. И несмотря на протесты и судебный процесс, Россия продолжает активно бурить.
Все 6 лет аннексии Крыма оккупанты нещадно эксплуатируют украденное имущество украинского Черноморнефтегаза.
Отечественная морская охрана регулярно фиксирует перемещение аннексированных установок «Петр Годованец», «Украина», «Таврида» и «Сиваш» по 4 украинским месторождениям. Последний раз сразу две буровые заметили в каких-то 120 километрах от Одессы.
И на вышках были не только газовики: объекты охраняют вооруженные до зубов российские военные.
«Нами неоднократно было зафиксировано и перемещение самоподъемных буровых установок, и наличие на них вооруженных людей, которые с приближением кораблей морской охраны Украины наводили оружие», — рассказывает пресс-секретарь Морской охраны Госпогранслужбы Украины Наталья Гуменюк.
При этом районы Одесского и Голицынского месторождений еще и прикрываются кораблями Черноморского флота РФ и Береговой охраны ФСБ.
«Там в постоянном режиме, вместе с сотрудниками фейкового Черноморнефтегаза, находятся также и военные. Это регулярные войска Российской Федерации», — отмечает генеральный директор «Черноморнефтегаза» Светлана Нежнова.
Кроме того, на морские установки оккупанты установили радиолокационное оборудование. Оно дает возможность тщательно следить за окружающими водами. Таким образом, морские буровые россияне превратили в военно-разведывательные объекты.
При этом Кремль цинично просит Запад об отмене санкций из-за пандемии коронавируса. В частности российский президент Владимир Путин во время видеосаммита Группы Двадцати наиболее развитых экономик мира предложил мораторий на экономические санкции. Мол, чтобы пораженные коронавирусом страны могли лучше бороться с пандемией.
Украинские специалисты подчеркивают: чтобы не допустить «помилование Кремля», миру стоит постоянно напоминать о преступлениях Москвы.
«Россия ведет активные военные действия не только на востоке Украины, а также агрессивно себя ведет на шельфе Черного моря, а именно в экономической зоне, которая принадлежит Украине», — напоминает Светлана Нежнова.
Параллельно Украина продолжает отстаивать свои права на украденные 6 лет назад крымские активы, включая буровые на Черноморском шельфе. «Нефтегаз» судится против России в третейском арбитражном суде Гааги. И за аннексированное имущество требует многомиллиардную компенсацию.
«Мы уже выиграли первую стадию. Была подтверждена так называемая юрисдикция, то есть, что у нас есть соответствующие права, а у РФ есть ответственность за эти активы. Сейчас речь идет о том, как определить сумму нанесенного ущерба. Мы ее определили в 8 млрд долларов», — объясняет исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко.
Слушания по этому делу продолжатся уже в мае. А решения суда ждать в течение года. Специалисты предупреждают: процесс будет нелегким. Потому что подобных случаев аннексии активов морское право еще не знало. Впрочем, шансы на победу — высокие.
«Факт остается фактом: активы украдены! Это, по сути, кража активов. В какие юридические формулировки все это будет определено судом — это другое дело», — считает президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар.
Уверенности в победе украинским специалистам придает и положительный опыт в предыдущих арбитражах — против «Газпрома». Поэтому даже если Россия не вернет украденные буровые и газ, то хотя бы получит за это справедливое наказание: оплатит огромную компенсацию.