Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Первая гибридная война?

7 апреля 2010 года: революция в Киргизии
6 апреля, 2020 - 20:03
ФОТО REUTERS

События, происшедшие в Киргизии 10 лет назад, в апреле 2010 года, в зависимости от политических симпатий или антипатий, называют то революцией, то государственным переворотом. Что же тогда произошло? Беспорядки, стихийные или, наоборот, хорошо подготовленные и проплаченные, начались 6 апреля в Таласе, в северо-западной части Киргизии, когда оппозиция после митинга, направленного против президента Курманбека Бакиева, захватила здание областной администрации. В ответ на робкие попытки безоружных правоохранителей разогнать митинг и освободить здание обладминистрации, митингующие применили подручные средства в виде длинных деревянных палок и камней. Возглавляло оппозицию только что созданное Объединенное народное движение. Власти объявили оппозицию вне закона, равно как и назначенный на 7 апреля в столице страны Бишкеке курултай (народный сход).

Один из лидеров оппозиции, бывший премьер-министр Алмазбек Атамбаев, возглавлявший Социал-демократическую партию, был арестован, однако это не предотвратило неблагоприятное для властей развитие событий. В ходе столкновения полиции с протестующими появились раненые, главным образом, среди безоружных полицейских. 4 сотрудников правоохранительных органов попали в реанимацию. Протестующие разоружили прибывший в Талас полицейский спецназ, который совсем не горел желанием их разгонять. Число протестующих сначала было не так уж велико, от 500 до 1000 человек, но полиция не имела четких инструкций, что она должна предпринимать, и, будучи безоружной, не горела желанием идти в драку против камней и палок. К концу дня на митинг собралось до 4000 человек. Оппозиция объявила об избрании «альтернативного губернатора» и его заместителя из своих рядов.

В принципе один к одному повторялся сценарий  «революции тюльпанов» в марте 2005 года, в результате которой пришел к власти Курманбек Бакиев, и создавалось впечатление, что кто-то диктует руководителям оппозиции это повторение. Начав в середине марта с экономических требований, отмены недавно повышенных тарифов на тепло и свет, оппозиционеры очень быстро перешли к политическим требованиям,  главным из которых была отставка действующего президента, главные обвинения против которого, как и против его предшественника Аскара Акаева, свергнутого «революцией тюльпанов», состояли в авторитаризме и коррупции. Разумеется, все это было и при Курманбеке Бакиеве, равно как никуда не делась и крайняя бедность основной массы населения, особенно после поднятия тарифов на коммунальные услуги.

Недовольство росло, его надо было только использовать. В ночь на 7 апреля посланный в Талас министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев был захвачен оппозиционерами и избит. Распространились слухи о том, что он умер от полученных ран. Чтобы опровергнуть эти слухи, оппозиционеры предъявили Конгантиева телекамерам. Министр оказался жив, но изрядно избит палками, так что лицо у него стало радикально пунцовым. Через несколько дней бедняга был выкуплен женой за 40 000 долларов и тайно переправлен в соседний Казахстан.

Главные события развернулись 7 апреля. Утром в Бишкеке многотысячная толпа сторонников оппозиции, несмотря на объявленное президентом чрезвычайное положение, штурмом взяла здание парламента и попыталась захватить Дом Правительства, однако натолкнулась на сопротивление полиции и отрядов Национальной гвардии, которые, правда, лишь не пускали толпу в здание, но не пытались ее разогнать. Тогда в толпе вокруг Дома Правительства появились вооруженные люди. Глава Службы государственной охраны Киргизии, брат президента страны Жаныбек Бакиев приказал снайперам Службы государственной охраны, которые находились на крышах административных зданий, в том числе и на крыше Белого дома (Дома Правительства), открыть огонь по вооруженным мятежникам. Курманбек Бакиев позднее утверждал, что оппозиционеры первыми открыли огонь по окнам президентского кабинета, и только после этого снайперы госохраны открыли ответный огонь.

Но силы были неравны. Число вооруженных оппозиционеров значительно превосходило число  готовых сражаться за клан Бакиевых с оружием в руках сотрудников госохраны. Разъяренная толпа взяла Белый дом штурмом. Было разгромлено здание парламента и подожжено здание Генеральной прокуратуры. Всего погибло 84 человека, а ранения разной степени тяжести получили более 1500 человек. Протестующие заняли телецентр и бывший председатель парламента Омурбек Текебаев заявил в эфире, что «власть полностью перешла в руки народа». Правительство ушло в отставку, а президент бежал из Бишкека в родной Ош. Оппозиция сформировала временное «правительство народного доверия» для организации новых выборов. Его возглавила Роза Отунбаева, бывшая министром иностранных дел при Акаеве, но потом перешедшая в оппозицию к нему. Она и стала следующим президентом Киргизии. Армия сохраняла нейтралитет, а потом перешла на сторону временного правительства. В ночь на 8-е апреля в столице прошла волна грабежей, по некоторым данным, грабили представители мафиозных группировок, составившие костяк вооруженных оппозиционеров.

Днем 8 апреля 2010 года президент Бакиев дал интервью в прямом эфире российской радиостанции «Эхо Москвы», в котором подтвердил свои полномочия как президента, не признал свое поражение и заявил, что собирается взять ситуацию под контроль. В своем обращении Бакиев заявил о заинтересованности внешних сил в дестабилизации обстановки в Киргизии. Он не указал конкретно какую страну имел в виду, хотя наблюдатели не сомневались, что речь шла о России. Однако, не получив поддержки на юге страны, Курманбек Бакиев 15 апреля покинул Киргизию на самолете ВВС Казахстана и направился в Астану, откуда через несколько дней перебрался в Белорусь. 16 апреля он подписал заявление об отставке, но уже 21 апреля в Минске отозвал его и объявил новую власть преступной. 8 апреля по приказу президента России Дмитрия Медведева в Киргизию были направлены две роты российских десантников для защиты авиабазы Кант и семей российских военнослужащих. Владимир Путин, тогда занимавший пост премьер-министра, в разговоре с Розой Отунбаевой объявил, что Россия готова оказать материальную помощь Киргизии ввиду «особого характера отношений» между двумя странами.

Это ясно показало, кто именно стоял за свержением Курманбека Бакиева. Он вызвал недовольство Кремля тем, что сохранил американскую базу в аэропорту Манас для снабжения сил коалиции в Афганистане, тогда как новое правительство полностью от нее избавилось. Кроме того, Курманбеку Бакиеву не могли простить в Кремле того, что он пришел к власти в результате несанкционированной в Москве «революции тюльпанов». Фактически только спецслужбы России смогли объединить разношерстную оппозицию и предоставить вооружение тем группировкам, которые 7 апреля смогли, выступая на стороне оппозиции, захватить основные объекты в Бишкеке. Сама оппозиция не имела ни какого-либо единого популярного лидера, ни общей программы, и без российского участия вряд ли смогла бы объединиться, да еще так быстро. Первый курултай (съезд) объединенной оппозиции прошел в Бишкеке только 17 марта, всего за 20 дней до начала протестов в Таласе. Спешное объединение оппозиции было произведено после того, как Бакиев, получив первый транш в 450 млн. долларов из российского кредита в 1,7 млрд. долларов, предоставленного под обещание убрать американскую базу из Манаса, эту базу все-таки оставил. 22 июня 2009 Киргизия и США подписали соглашения, согласно которым авиабаза «Манас» будет перепрофилирована в Центр транзитных перевозок в международном аэропорту «Манас». После этого Россия приостановила перевод новых траншей кредита, и судьба Бакиева была решена.

Фактически революция (или государственный переворот) 7 апреля 2010 года в Киргизии стал первой удавшейся гибридной войной России на постсоветском пространстве. Иногда таковой считают войну против Грузии в августе 2008 года. Но там, во-первых, была неприкрытая агрессия с использованием российских регулярных войск. А, во-вторых, ее нельзя назвать вполне успешной, так как отстранить Михаила Саакашвили от власти в 2008 году все-таки не удалось. В Киргизии же все прошло по кремлевскому сценарию. Не исключено, что подобный сценарий может быть при необходимости повторен и в других государствах Центральной Азии, где, как показал опыт Курманбека Бакиева, ни полиция, ни армия не являются надежной опорой властей в кризисной ситуации.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ