Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Большая вода» на карантине

Как работает речная логистика?
16 апреля, 2020 - 19:31
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Мировой финансовый кризис, ускоренный пандемией коронавируса, однозначно окажет влияние на экономику Украины. В том числе — и на экспорт. Однако украинское зерно и другие хлебные грузы все равно будут востребованы на традиционных для нас рынках.  Несмотря на все сложности, связанные с карантином, логистика продолжает работать. В частности, динамику показывает логистика речная, где за последние годы транспортировка зерновых грузов стабильно росла.

В 2019 году, по данным Украинской речной информационной службы, грузоперевозки по Днепру увеличились на 19,1% к 2018-му и достигли почти 11,8 млн. тонн. Наибольший рост показали зерновые грузы  — если в 2018 году по Днепру перевезли 3,1 млн тонн, то в 2019-м — уже 4,8 млн тонн. В этом году ожидается увеличение, что объем перевозок зерновых по Днепру также увеличится.

Один из основных факторов, которые способствуют этому — это увеличение каботажного флота частными компаниями и создание дополнительных перевалочных мощностей на Днепре, а также — Южном Буге.

Так, наиболее крупный «речной» игрок, агрохолдинг «Нибулон», в 2019 году перевез по Днепру и  Бугско-Днепровско-лиманским каналом около 3 млн тонн. А еще более 800             тыс. тонн — по Южному Бугу. Судоходная компания перевезла 3,8  млн. тонн, чтона 35% выше, чем годом ранее. «Нибулон» продолжает строить речной флот на собственном судостроительном заводе в Николаеве. Сейчас в разной степени готовности два буксира и три баржи для навалочных грузов (песок, удобрения и т.д).

В прошлом году «Нибулон» построил в Запорожской области новый речной терминал, который может единовременно хранить 76 тыс. тонн. И мощности увеличиваются. В январе 2020 года «Нибулон» ввел в эксплуатацию дополнительные емкости по хранению сельхозкультур на филиале «Вознесенский» в Николаевской области, увеличив их на 21,9 тыс. тонн — до 97,9 тыс. тонн. Планируется в этом году увеличить мощности  Голопристанского филиала в Херсонской области, что позволит хранить более 97 тыс. тонн зерна. А летом будет достроен новый терминал в Днепропетровской области — «Зеленодольский» в с. Марьянское сможет хранить более 75          тыс. тонн зерновых. Общая мощность комплекса по отгрузке — 300                тыс. тонн в год.

Активно строят флот и развивают мощности и другие компании. Группа компаний «АгроВиста» смогла существенно увеличить отгрузку на воду на своем речном терминале в Светловодске. В прошлом году это было 245 тыс. тонн зерновых и масличных, в то время, как в 2018 году      — около 93,2 тыс. тонн. Это стало возможно благодаря тому, что «АгроВиста» обзавелась собственными буксирами и четырьмя несамоходными баржи общей вместимостью 7800, которые могут ежегодно перевозить около 150 тыс. тонн зерна. За прошлый год речной флот компании перевез 115 тыс. тонн грузов. А в этом году флот должна пополнить новая баржа грузоподъемностью 6000 тонн, которую стоит в Измаиле «Дунайсудосервис». Баржа проекта D-600 относится к типу «река-море» и предназначена для перевозки зерновых грузов. Таких больших барж в Украине еще не строили.

Продолжает строить флот компания «Грейн-Трансшипмент». На «Дунайсудосервисе» строится серия из восьми барж грузоподъемностью по 2300 тонн. В первом полугодии на воду спустят баржи — «Грейн-5» и «Грейн-6».  Тем временем компания успешно доставляет на рейд зерно двумя построенными баржами из этой серии, а также эксплуатирует другие суда. «Грейн-Трансшипмент»  также завершил глубокую модернизацию буксира «Зевс». В 2019 году «Грейн-Трансшипмент», как сообщили в компании, перевез 358,6         тонн (в 2018 году — более 250          тыс. тонн). «Грейн-Трансшипмент» в прошлом году закончил модернизацию склада на терминале «Жемчужина Днепра», единоразовые мощности достигли 5000 тонн. За 2019-й он перевалил 123 тыс. тонн, что в два раза выше, чем годом ранее, в планах на этот год — увеличить мощности перевалки до 4000 тонн в сутки.

Компания «Аскет-Шиппинг» пополнила флот двумя баржами грузоподъемностью 4000 тонн. Помимо этого, она оперирует двумя самоходными судами и для перегрузки зерна с барж на суда типа Panamax привлекает чужой флот. «Аскет-Шиппинг» перегружает зерно на терминалах — в Запорожье и Днепре. В общей сложности, «Аскет-Шиппинг» на своих «речных» мощностях перегрузил 145,4 тыс.  тонн зерновых, рапса и соевого шрота, что в 4,6 раз больше, чем за 2018 год.  Терминал в Запорожье компания начала эксплуатировать в сентябре 2018-го, в мае 2019-го «Аскет Шиппинг» сообщил о возможности накапливать зерновые грузы в крытом складе емкостью единовременного хранения две тысячи тонн и установке второй судопогрузочной машины. Если к концу 2018-го компания успела перегрузить на суда около 26 тыс. тонн, то уже за весь 2019-й — 94,4 тыс. тонн. Терминал в Днепре запустили в прошлом году и перегрузили 48,4 тыс. тонн зерновых, шрота. В этом году ожидается открытие склада. В планах компании — открытие еще одного речного терминала.

Сейчас другие игроки присматривают в ближнем зарубежье б/у флот для работы на внутренних водных путях. Строительство новых судов для них пока остается слишком дорогим, так что такие компании предпочитают покупать буксиры и баржи в Европе и модернизировать их уже на украинских мощностях. Впрочем, до недавнего времени новые буксиры и баржи для речных перевозок строил только «Нибулон». И то, что сегодня новые баржи строят другие игроки — знак позитивный. Это не только расширение возможностей для грузоотправителей, но и заработок для украинских металлургов и т.д.

Что касается перевалочных мощностей, то они также будут постепенно увеличиваться. Помимо зерновых «банок» «Нибулона», которые он продолжит строить на Днепре в рамках своей стратегии, это будут также крытые склады для зерновых грузов, которые будут строить другие игроки. Уже сейчас заметен тренд: зерно отправляют даже с тех точек, которые ранее считались невыгодными для отгрузки на рейд в силу своей отдаленности и необходимости оплачивать прохождение большего количества шлюзов. Пока это так называемый «прямой вариант» — когда зерно свозится для погрузки мобильной техникой прямо к барже-составу или судну без перевалки на склад. Но как знать — если будет принят закон про внутренние водные пути, в котором шлюзование оплачиваться уже не будет, возможно строительство складских комплексов и на таких точках.

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ