С известным ученым и врачом-педиатром, опытным организатором медицинских усовершенствований в этих областях, академиком АМН Украины Юрием АНТИПКИНЫМ мы пообщались о достижениях и перспективах важнейшего государственного учреждения «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии имени академика А.Н. Лукьяновой НАМН Украины», руководителем которой он является.
«АКАДЕМИК Е. ЛУКЬЯНОВА СОЗДАЛИ МОЩНУЮ ШКОЛУ НАУЧНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ»
— Уважаемый Юрий Геннадиевич, о чем свидетельствует в историческом контексте неповторимый путь возглавляемого вами легендарного заведения?
— Можно в этом смысле сказать — кто есть кто, и хотя бы в этом смысле такое обращение звучит как призыв нескольких эпох. Дело в том, что ИПАГ, а так обычно сокращенно именуют институт, вступил в десятое десятилетие своего существования. Ведь он под первичным названием «Охматдет» был основан в 1929 году. И уже тогда, на рубеже двадцатых-тридцатых годов, разработка стратегии и тактики сохранения здоровья матери и ребенка была выдвинута на первый план организации института, аналогов которого еще не было.
Если же вспомнить в персоналиях ряд выдающихся ученых и врачей на этом длительном пути, после первого директора «Охматдета» Б. Бендерской, следует выделить вклад в порученное дело со стороны его дальнейших руководителей, в частности Г. Писемского, А. Хохол, А. Папа, Ф. Туровой, М. Буровой, П. Буйко.
Впрочем, высокой оценки заслуживает личность академика НАН и АМН Украины А. Лукьяновой. Елена Михайловна возглавляла ИПАГ более 25 лет, под ее руководством институт в 1993 г. вошел в состав АМН Украины. Она была фактически Берегиней заботы о социальном и медицинском благополучии материнства и детства. Именно Почетный гражданин Киева академик А. Лукьянова создала мощную школу научных личностей в отраслях социальной и клинической педиатрии, перинатологии, неонатологии, медицины плода. В преодолении последствий катастрофы на ЧАЭС относительно неделимой биологической системы «беременная женщина — плацента — плод — ребенок» Елена Михайловна предусмотрительно ввела действенные методы профилактики и медико-социальной реабилитации экологически зависимых возрастных групп в этих слоях населения, начиная с первого рассвета малыша.
В общем, в ее поисках и взглядах органично соединялись все современные магистрали института, которому впоследствии будет заслуженно присвоено имя академика А.Н. Лукьяновой.
— Вы явяетесь непосредственным продолжателем глубинного курса института, получив и необходимый научный универсализм на этом посту. Какие обстоятельства способствовали этой ответственной роли?
— В 1975 году я как воспитанник педиатрического факультета Киевского медицинского института имени А.А. Богомольца перед получением диплома врача сдал итоговые экзамены. Государственную комиссию на этой сессии возглавляла именно А. Лукьянова, тогда еще профессор. Очевидно, мои исчерпывающие ответы по различным дисциплинам и прежде всего по педиатрии привлекли ее внимание. Следовательно, она обратилась к руководству КМИ, чтобы меня как врача направлили в ИПАГ.
Поэтому я оказался здесь в должности врача-ординатора в области клинической пульмонологии. По программе, предложенной Еленой Михайловной, сосредоточился на формировании противодействия неспецифическим бронхолегочным заболеваниям. Постепенно удалось разработать и усовершенствовать некоторые методы дифференциальной диагностики и лечения рецидивирующего или хронического эндобронхита, включая бронхиальную астму.
В 1990 году защитил докторскую диссертацию по этому направлению. Мои стремления и научный рост способствовали предложению со стороны А.Н. Лукьяновой о назначении меня заместителем директора ИПАГ по научной работе.
— Вам пришлось присоединиться и к аспектам радиационной медицины в стратегии института ...
— Были изучены патогенетические механизмы воздействия малых доз ионизирующего излучения на течение беременности и развитие плода и ребенка аж до генетических факторов, и предложены меры по минимизации таких воздействий. Вот, в общих чертах, некоторые вехи моего прогресса в этих стенах. В 2005 г. Елена Михайловна по согласованию с президиумом АМН Украины рекомендовал меня на должность директора ИПАГ. Замечу, что она, находясь в абсолютном интеллектуальном апогее, сознательно пошла на такое решение, чтобы придать свободное дыхание молодой генерации в институте. В 2007 г. я был избран академиком АМН Украины по специальности «педиатрия». Добавлю, что вслед за А. Лукьяновой я был избран президентом Ассоциации педиатров Украины.
«СОВРЕМЕННОЕ ЗЕРКАЛО ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И НЕДУГОВ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СТРАНЕ»
— Спасибо за освещение и этих жизненных изменений. Но вы не коснулись уникального эпидемиологического исследования показателей здоровья в локальном сообществе матерей и их детей в течение длительного периода. Опыт приобрел глобальное европейское значение. О чем говорится в рамках этой инициативы?
— Действительно, за последнее десятилетие в институте впервые в Украине и континентальном пространстве по единым протоколам для стран Европы были выполнены транснациональные мониторинговые исследования в факторах и эффектах социальной эпидемиологии относительно скринингового видения состояния и течения динамики здоровья в определенном круге беременных женщин и рожденных ими детей с рождения и до 18-летнего возраста.
Так что объективно зафиксированы плюсы и минусы в зависимости от индивидуальных условий и факторов жизни каждой личности. По результатам этого беспрецедентного исследования международные эксперты (г. Брно, Чехия) констатировали, что украинская часть этих уникальных наблюдений самая лучшая. Я бы расценил эти обобщенные индексы как современное зеркало показателей здоровья и недугов молодого поколения в стране в начале XXI века...
— Это крайне интересная перспективная разработка. Многопрофильный институт способен на основные инновационные, обновляющие свершения на государственном и международном уровне. Как внедряются такие необходимые наработки?
— В области педиатрии институтом впервые в Украине внедрена и адаптирована стратегию ВОЗ / ЮНИСЕФ. В практике этой профессии применены нормативные индикаторы оценки функционально-резервных возможностей сердечно-сосудистого потенциала у детей школьного возраста, а также новые возрастные нормативы показателей функции внешнего дыхания, причем с учетом антропометрических сведений.
— Но сама жизнь заставляет прокладывать и совершенно новые горизонты в клинической педиатрии. Речь идет об уникальном Центре детской гепатологии. О чем свидетельствует этот опыт?
— Этот единственный в стране Центр действует уже более пяти лет, с 2015-го. Речь идет о детях с последствиями вирусных гепатитов, аутоиммунными повреждениями функции печени, унаследованными или приобретенными гепатонарушениямы. Это совершенно новые шаги, потому что таких пациентов достаточно много и они нуждаются в современных методах помощи медикаментозного и реабилитационного направления. В этих внедрениях существенно помогают и концепции детской диетологии и гастроэнтерологии, основанные в свое время А.Н. Лукьяновой. В Центре детской гепатологии за это время находились на действующем стационарном лечении 2,5 тысячи детей, а 5000 маленьких пациентов были проконсультированы. В разработке индивидуализированной схемы лечения принимают также участие нутрициолог и клинический фармаколог. Проведены пять научных конференций по новой специальности.
К сожалению, возникают случаи печеночной декомпенсации с развитием цирротических изменений. В подобных ситуациях мы с недавнего времени сотрудничаем с Институтом хирургии и трансплантологии имени А. Шалимова. Выполнено 12 трансплантаций печени нашим родственным пациентам, вопреки вчерашнему фотуму спасены детские жизни и судьбы.
«АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ СИМПТОМАМИ СТРАДАЮТ ПРИМЕРНО 15 ПРОЦЕНТОВ ДЕТЕЙ»
— Юрий Геннадьевич, такой опыт действительно стоит общественного одобрения, потому что в детском возрасте эффективно лечить печеночные проблемы в специализированном центре начали впервые. Собственно, эти милосердные шаги оценит и будущее. Но пионерские по новациям исследования по детской пульмонологии и аллергологии также позволили внедрить в клиническую практику новые критерии оценки степени активности воспаления дыхательных путей у детей. Поэтому создан Международный аллергологический центр соответствующей диагностики у детей и завтрашних матерей в месяце беременности. В этой области также крайне уместны подробности. И, если хотите, механика лечения.
— Аллергическими симптомами, начиная с хронических ринитов, страдают примерно 15 процентов детей. И новейший Центр также действует с 2015 года... Но если серьезно, речь идет о сложных задачах. Прийти к выводам — какой, скажем, антибиотик способен вызвать аллергический шок, — с первого взгляда или даже анамнеза невозможно. Вот почему диагностика конкретного аллергического проявления у больного ребенка, да еще и с тяжелым состоянием, осуществляется непосредственно в реанимационном отделении, где есть отдельная палата для таких пациентов. Такой новый подход существенно уменьшает клинические риски по предотвращению аллергозов. Конечно, речь идет о профилактике и безошибочной аллергодиагностике и у беременных женщин.
В ИНСТИТУТЕ ДЕЙСТВУЮТ 32 НАУЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЯ
— Целесообразно,очевидно, остановиться дальше именно на женщине, на здоровье лучшей половины человечества в действиях института, исходя из его комплексного названия.
— Благодарен за это хороший вопрос. Ведь в институте действуют 32 научных отделения, входящих в детский корпус (на 200 коек), и мощные акушерско-гинекологические отделения (на 300 коек). Функционируют детская консультационная поликлиника, женская и генетическая консультации с кабинетами пренатальной УЗИ-диагностики, планирования семьи и тому подобное. Решаются аспекты хирургических вмешательств в отношении новорожденных с определенными врожденными пороками в первые часы и минуты жизни, а также симультанных оперативных вмешательств у женщин с соединенной гинекологической и экстрагенитальной патологией. Должен подчеркнуть, что ряд новейших технологий до сих пор воспринимается, так сказать, на уровне научной фантастики, но это — реальность.
Вот поле забот этого комплекса. Молекулярно-генетические исследования, проведенные в институте вместе с учреждениями НАН Украины, позволили изучить и выяснить причины генетических аспектов патогенеза невынашивания беременности и механизмы ранних репродуктивных потерь, чтобы предотвратить их. Изучена взаимосвязь дисгормональных заболеваний молочной железы с развитием бесплодия у таких женщин. Разработаны эффективные профилактические меры диагностики и лечения подобных состояний. Впервые оценены результаты микрохирургического и эндоскопического лечения объединенных форм бесплодия у женщин. Скажем, в практику оперативной гинекологии внедрена эмболизация маточных артерий в лечении пациенток с доброкачественными опухолями этого органа. Или возьмем мультидисциплинарное взаимодействие институтов имени Амосова и А. Лукьяновой в предоставлении акушерской, но одновременно и кардиохирургической помощи беременным с пороками сердца, когда помогает борьба за две жизни.
— Среди клинических отделений в отдельном детском корпусе, который построен упорными усилиями А.Н. Лукьяновой, десятый этаж отдан неврологической клинике для детей, страдающих такими синдромами. Опять же имеем уникальное направление. Свое место здесь занимают орфанные, то есть редкие заболевания. Так что войдем и в такие палаты и вспомогательные подразделения.
— Действительно, речь идет о редких генетически обусловленных заболевания у детей с признаками аутизма. Разработаны алгоритмы диагностики и способы реабилитационного лечения когнитивной и эпилептоформной дезинтеграции в отношении этого неблагоприятного спектра у детей раннего возраста.
— Институт был инициатором таких общегосударственных гуманитарных программ, как «Дети Украины», «Дети Чернобыля», «Репродуктивное здоровье нации» и другие. Но бесспорным вызовом является реализация государственной профилактической программы «Здоровье детей — старт на всю жизнь!» Это же, наверное, не утопический, а насущный социальный вызов?
— Все вопросы, которые мы, кажется, осветили, относятся и к этой программе, которая просто не может оставаться абстрактной с позиций демографии. Если откровенно, работать довольно сложно, потому что каждый рабочий день с множеством проблем, согласитесь, как будто маленькая жизнь. Но у нас, без преувеличения и дифирамбов, мощный и способный коллектив 52 доктора наук, 31 профессор, 3 члена-корреспондента и академик НАМН Украины, а всего 276 ученых и 162 практических врача высокой квалификации. И подытоживая энергетику замыслов и свершений в течение почти двух третей своей жизни, я бы даже позволил себе сказать: «Моя работа была небесполезной».