Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От святого до кабачка

В Украине стартовал онлайн-фестиваль «Неделя швейцарского кино»
24 июня, 2020 - 10:53
ГЛАВНАЯ ТЕМА ФЕСТИВАЛЯ — ГЕНДЕРНАЯ (КАДР ИЗ ФИЛЬМА «УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОЛКЕНБРУХА В ОБЪЯТИЯ ШИКСЫ»)

Событие, организованное Посольством Швейцарии совместно с компанией Arthouse Traffic, в 2020-м впервые пройдет онлайн и в четвертый раз представит самые актуальные художественные фильмы Швейцарии последних лет. Все фильмы фестиваля демонстрируются на языке оригинала с украинскими субтитрами — увидеть их можно бесплатно в любое удобное время до 28 июня включительно на сайте swissfilm.org.ua.

В этом году фестиваль сосредотачивается на гендерном равенстве — одной из глобальных целей устойчивого развития ООН. В его программу вошли 4 картины, снятые режиссерами-женщинами, которые представляют разнообразие женских взглядов.

В рамках фестиваля 22 июня в 20.00 состоялась онлайн-дискуссия на тему «Female gaze: гендерное равенство в современном кино». Ее участники и участницы обсудили гендерное равенство в киноиндустриях Украины и Швейцарии — одинаковы ли условия для создания фильмов для женщин и мужчин, нуждается ли индустрия во введении квот и высоко ли находится «стеклянный потолок» для профессионалок, которые делают карьеру в кино? Гендерная репрезентация — тема, которая остро дискутируется в мировой индустрии уже давно, а с начала движения #MeToo стала более актуальной. К обсуждению присоединились продюсер и директор Одесского международного кинофестиваля Юлия СИНЬКЕВИЧ, режиссер ленты «Божественный порядок» Петра Бьондина ФОЛЬПЕ, продюсер фильмов «Атлантида», «Домой», «Дикое поле» Владимир ЯЦЕНКО, Посол Швейцарии в Украине Клод ВИЛЬД. Модерировала дискуссию кинокритик, куратор кинофестиваля «Киевская неделя критики» Дария БАДЬЙОР.

Главный хит «Недели швейцарского кино» — драма совместного производства Швейцарии и Италии «Счастливый Лазарь» итальянского режиссера Аличе РОРВАХЕР, отмечена премией за лучший сценарий Каннского кинофестиваля. Фильм рассказывает о дружбе простодушного деревенского дурачка Лазаря и избалованного аристократа Танкреди. Рорвахер (29 декабря 1982, Фьезоле, Тоскана) окончила филологический факультет Туринского университета. Выступала сценаристом, ассистенткой режиссера и оператором в нескольких документальных лентах. В 2011 г. сняла по собственному сценарию свой первый полнометражный игровой фильм «Небесное тело», показанный в Каннах и награжденный «Серебряной лентой» за режиссерский дебют. В 2014-м ее «Чудеса» удостоены Гран-при Канн.

Главный герой «Счастливого Лазаря» — Ладзаро (Адриано Тардиоло, с огромными глазами и ребяческим лицом, словно сошел с ренессансной иконы), молодой селянин исключительной доброты. Он живет в Инвиолати (переводится, кстати, как «несвободное»), изолированной от мира деревне, где царит маркиза Альфонсина Де Луна, «королева сигарет». Много лет назад она устроила фиктивное банкротство, а потом закрепостила селян, и они работают на нее бесплатно — собирают табак на плантации. Но и батраки злоупотребляют отзывчивостью Ладзаро. Когда алчную маркизу разоблачают и селяне переселяются в город, Ладзаро находит их через много лет, сам ничуть не изменившись после пережитой гибели, а затем воскресения.

Это — одно из немногих чудес в этой истории, которые, впрочем, мало имеют общего с христианской мифологией — при том, что последняя в фильме присутствует: регулярно кто-то упоминает о католических мучениках. Вот бедолаг выгоняют из собора, куда они пришли послушать орган — Ладзаро забирает музыку с собой, она замолкает в церкви, но звучит в вечернем городском небе. А самое важное чудо все же в том, что Ладзаро действительно никого не эксплуатирует, что он действительно добрый, что он действительно честный до какой-то хрустальной наивности. Из-за этого грязь и тревоги мира не липнут к нему. Счастлив ли он? Кажется, человеческие категории счастья и горя на него не распространяются — но он точно делает счастливыми тех, кто рядом с ним.

Аличе Рорвахер поздно уже называть главной надеждой итальянского кино — она его самый громкий голос. Она с неореалистической точностью показывает социальные реалии, исключительно обладает визуальной материей фильма, безупречно строит сюжет, который, что важно, отводит от слишком предсказуемой оппозиции злых богачей против безупречных бедных.

А в «Счастливом Лазаре», кроме всего прочего, ей удалось то, что в кино случается нечасто: рассказать историю святого, оставаясь за пределами любой религии.

Хулиганская комедия «Стрикер» — о смельчаках, которые выбегают обнаженными во время массовых мероприятий, например, на футбольных матчах. Главный герой фильма, учитель физкультуры, планирует избавиться от финансовых проблем, занявшись тренировкой стрикеров. На фестивале комедий в Лос-Анджелесе лента получила премию за лучший иноязычный фильм и режиссуру.

Также в программе зрителей ожидает феминистская драма «Божественный порядок» режиссера Петры ФОЛЬПЕ. До 1971 года Швейцария оставалась последней западной страной, где женщины не имели права голоса — фильм расскажет о борьбе простых женщин против дискриминации. «Божественный порядок» получил четыре премии фестиваля в Трайбеке и три национальных премии Swiss Film Prize.

Полнометражная анимация «Жизнь кабачка» (Швейцария, Франция) режиссера Клода БАРРАСА — история мальчика сироты Икара, который попадает в приют, где каждый ребенок рассказывает ему свою непростую историю. В новом доме он получает смешное прозвище, находит товарищей и узнает, что такое крепкая дружба, забота и настоящая любовь. В 2017-м лента была номинирована на «Оскар» как лучший анимационный фильм и получила премию «Сезар» как лучший анимационный фильм.

Швейцарско-немецкая драма «Невинный» Симона ЖАКМЕ была впервые показана в рамках конкурсной программы международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, где претендовала на Гран-при и была отмечена премией Swiss Film Prize за лучшую женскую роль. В центре сюжета — женщина, одинаково преданная семье, ревностным христианам-традиционалистам и своей исследовательской работе.

Главная героиня мелодрамы «Мечта Катрины» режиссеров Дарио и Мирко БИШОФБЕРГЕРОВ хочет иметь детей, но ее муж погибает в автокатастрофе, и благодаря пересадке головы он возвращается другим человеком. На международном кинофестивале в Дублине лента отмечена за лучшую операторскую работу.

Драма «За ветром» со звездой французского кино Мелани ТЬЕРРИ в главной роли отмечена премией Variety Piazza Grande Award международного кинофестиваля в Локарно. Сюжет фильма режиссера Беттины ОБЕРЛИ построен вокруг молодой пары, которая убегает от суеты города в отдаленный альпийский уголок.

«Удивительное путешествие Волкенбруха в объятия шикси» исследует жизнь и отношения общины ортодоксальных евреев. В 2019-м фильм был национальным кандидатом от Швейцарии на соискание «Оскара» за лучший международный фильм.

Итало-швейцарская мелодрама «7 дней» Роландо КОЛЛА посвящена паре, которая знакомится во время подготовки свадьбы друзей. Съемки ленты прошли на Сицилии, где происходят основные события.

Мелодрама «Вокруг Луизы» режиссера Ольги БАИЛЛИФ совместного производства Швейцарии и Бельгии расскажет о певице, которая переосмысливает свою жизнь после встречи с отцом, с которым она не виделась много лет.

Все фильмы демонстрируются бесплатно на языке оригинала с украинскими субтитрами.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ