Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Возрождение своей церкви

Хронология событий тридцатилетней давности, которые предшествовали утверждению Православной церкви Украины
24 июня, 2020 - 11:38
НА ВСЕУКРАИНСКОМ ПРАВОСЛАВНОМ СОБОРЕ 1990 ГОДА БЫЛО ПРОВОЗГЛАШЕНО О СОЗДАНИИ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА И ЗАВЕРШЕНО ВОЗРОЖДЕНИЕ УКРАИНСКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ПАТРИАРХОМ ИЗБРАЛИ МСТИСЛАВА (СКРЫПНИКА)

Три десятилетия назад произошло знаменательное для нашей церкви событие — создание Украинской автокефальной православной церкви. Это произошло на Всеукраинском Православном Соборе 5—6 июня 1990 года. Путь к нему был не прост, приходилось преодолевать сопротивление бюрократической машины и искать единомышленников. События тех времен несколько перекликаются с современностью. «День» напоминает историю появления истинно украинской церкви.


Преосвященный Владимир, епископ Фастовский, викарий Киевской епархии ПЦУ

Чтобы ни говорили всякого рода «аналитики», что, мол, церковь — это автономная вещь, которая не имеет никакого отношения к государству — неправда. Имеет. И довольно весомое. Особенно это ощутимо в периоды становления (восстановления) государственности, когда ВЕРА становится фактором связующим. Или — наоборот, яркий пример — российская церковь в Украине. Но здесь речь не об этом.

В июньскую пору мы вспоминаем исторические события за год до провозглашения украинской независимости — это окончательное оформление Украинской автокефальной православной церкви, что произошло на Всеукраинском Православном Соборе 5—6 июня 1990 года.

Празднование тысячелетия крещения Украины способствовало активизации национально-религиозного движения. Это совпало с разрушением советско-российской империи. В конце 1980-х в Киеве создается «Украинский культурологический клуб», просветительский клуб «Наследие». В эти клубы вошли известные правозащитники, религиозные деятели, студенты. Именно в их среде и зародилась идея возрождения Украинской автокефальной православной церкви в Украине (УАПЦ), которую продвигали общественные активисты Леся Лохвицкая, Анатолий Битченко, Тарас Антонюк и Николай Будник.

Тема возрождения УАПЦ прозвучала во время учредительной конференции Общества украинского языка имени Тараса Шевченко, которая прошла в Киеве 11—12 февраля 1989 года. В выступлении настоятеля Свято-Успенского православного храма г. Елгава (Латвия) священника Богдана Михайлечко было сказано, что УАПЦ была расстреляна сталинско-московским режимом, этой Церкви не дали выжить даже в подполье, а лучшие представители православных украинцев закончили жизнь мученической смертью. Именно на той конференции впервые на большой массы прозвучал призыв — встать в защиту запрещенной УАПЦ и ходатайствовать перед правительством УССР о реабилитации замученного духовенства. В результативной части конференции записано: создать инициативный комитет по возрождению УАПЦ. Он был создан 15 февраля 1989 г.

 Возглавил комитет священник Богдан Михайлечко. К концу апреля 1989 года в комитет вошли Евген Сверстюк, Ольга Гейко (Матусевич), Татьяна Битчеко, Сергей Набока, Александр Ткачук. Инициативный комитет направил обращение в Президиум Верховного Совета СССР и УССР, к международной общественности с требованием легализации и регистрации УАПЦ. В обращении члены комитета просили Вселенского Патриарха Димитрия I УАПЦ в диаспоре и все Автокефальные Церкви мира поддержать законное право православных украинцев иметь свою церковь. В июне 1989 года киевская община УАПЦ подала прошение в Подольскоий райисполком г. Киева о регистрации общины и передаче храма Николая Набережного, но тогда от властей поступил категорический отказ.

ДВИЖЕНИЕ ЗА АВТОКЕФАЛИЮ НАБРАЛО СИЛУ

Инициативный комитет развернул широкую работу среди населения за возрождение УАПЦ. Был обнародован «призыв к православным украинцам», в котором, в частности, указывалось: «Церковь наша, пролежав в « духовной могиле» более 250 лет, казалось, никогда не воскреснет... Церковь возродилась из пепла небытия. Жива наша Церковь!... которая до сих пор действует в эмиграции».

В Киеве начинается издательство газеты «Наша віра Православ’я». Первый номер вышел в сентябре 1989 года. В редакционную коллегию вошли Александр Ткачук, Михаил Орфенюк и Николай Будник. С октября 1989 редакцию газеты возглавил Евген Сверстюк. Газета внесла значительный вклад в возрождение УАПЦ в Украине. С ее страниц звучали призывы к епископату Украинской экзархата Российской православной церкви — перестать быть послушным орудием в руках великодержавных российских шовинистов.

19 августа 1989 на призыв инициативного комитета по возрождению УАПЦ откликнулся приход Святых апостолов Петра и Павла во Львове. Протоиерей Владимир Ярема, священники и все верующие храма торжественно объявили о выходе из состава РПЦ. 8 сентября 1989 местоблюститель Киевского митрополичьего престола Блаженнейший митрополит Мстислав, Первоиерарх УАПЦ направил обращение к верующим УАПЦ на родине и во всем мире разбросанных. В нем он доказывал законность и каноничность своего местоблюстительства на Киевском митрополичьем престоле и призвал к работе по возрождению УАПЦ. В обращении указывалось о назначении протоиерея Богдана Михайлечко своим «отпоручником и духовным администратором», а его заместителем всечесного протоиерея Владимира Ярему.

2 октября 1989 состоялся Львовский епархиальный собор УАПЦ, который обратился к епископу Иоанну Боднарчуку с просьбой возглавить УАПЦ. А уже 9 декабря этого же года представители общин УАПЦ принимают решение о создании Всеукраинского православного братства Святого апостола Андрея Первозванного. Братство сыграло большую роль в возрождении УАПЦ и провело огромную работу по созыву Всеукраинского Православного Собора.

К концу 1989 году общины УАПЦ были организованы почти во всех областных центрах Украины. На Страстной неделе в 1990 г. началось богослужение в храме Святого Архистратига Михаила в Киеве (Музей Архитектуры и быта с. Пирогово). Движение за автокефалию набирало силу.

РЕШАЮЩИЙ ИЮНЬСКИЙ СОБОР

Перед Украинской автокефальной православной церковью встал вопрос восстановления канонической иерархии УАПЦ. Епископ Иоанн обращался к Патриарху Грузинской Православной Церкви, заштатному епископу Ионафану (Елецких), епископу Молдавскому и Кишиневскому Владимиру и другим иерархам РПЦ, но страх перед сильными мира сего взял верх и владыке отказали в рукоположении нового епископа. По православным канонам для хиротонии епископа необходимо не менее чем два епископа. 31 марта 1990 в храме святых бессребреников Космы и Дамиана, что в селе Михайловичи Дрогобычского р-на, Львовской обл. состоялась хиротония в епископа Тернопольского и Бучачского священника Иоанна Боднарчука, в постриге Василия. Хиротонию совершили епископ Луцкий и Волынский Варлаам, РПЦ (по словам митрополита Иоанна), епископ Яснополянский Викентий (Чекалин), РЗПЦ.

7 апреля 1990 г. в Благовещенском храме с. Подгайчики Коломыйского р-на Ивано-Франковской обл. Собором епископов Иоанна, Викентия и Василия был рукоположен в сан епископа Ивано-Франковского и Коломыйского священник Стефан Абрамчук, в монашестве Андрей. Впоследствии были рукоположены епископы Даниил (Ковальчук), епископ Черновицкий и Хотинский и всея Буковины, Владимир (Романюк), епископ Ужгородский и Хустский, Николай (Грох), епископ Ривненский и Острожский, Роман (Балащук), епископ Черниговский и Сумской.

Окончательное организационное оформление УАПЦ произошло на Всеукраинском Православном Соборе 5—6 июня 1990 года в. Киеве. Открылся Собор Божественной Литургией, которая отправлялась в Свято-Софийском соборе, благодаря стараниям народного депутата Олеся Шевченко. На Собор съехалось 703 депутата со всей Украины, из них 7 епископов, духовенство и миряне. Среди гостей народные депутаты Украины О. Шевченко, И. Драч, И. Заец, Головатый и другие, иностранные гости, представители средств массовой информации Украины и из-за рубежа. Собор заслушал доклад архиепископа Иоанна Боднарчука, в которой было дано каноническое обоснование установления украинского (Киевского) Патриархата. Идею создания Киевского Патриархата выразил священник Василий Романюк (Святейший Патриарх Киевский и всея Украины-Руси Владимир) еще в 1972 году во время своего предварительного заключения в письме священнику Мирону Сас-Журакивскому. С докладами выступили епископ Владимир (Романюк), Евген Сверстюк, Сергей Головатый, Иван Драч и другие.

ЗНАКОВЫЕ ОБРАЩЕНИЯ СОБОРА К УКРАИНСКОМУ НАРОДУ

Митрополит Мстислав на Собор не прибыл, поскольку Министерство иностранных дел СССР не разрешило ему въезд в СССР как особо опасной личности — «клерикалу-петлюровцу». Собор принял «Устав об управлении УАПЦ»; был возведен в сан митрополита архиепископ Иоанн (Боднарчук) с титулом Блаженнейший митрополит Львовский и Галицкий. Важным было то, что на Соборе был провозглашен Украинский (Киевский) Патриархат и избран Предстоятелем УАПЦ Блаженнейший митрополит Мстислава (Скрыпник) с титулом Святейший Патриарх Киевский и всея Украины. На время отсутствия Патриарха Собор уполномочил митрополита Иоанна управлять Киевской Патриархией и предоставил ему полномочия наместника Киевского Патриаршего Престола. Постановлением Собора была создана Львовско-Галицкая митрополия и Тернопольская и Ивано-Франковская архиепископии.

Собор торжественно заявил о уневажнении «самоликвидации» УАПЦ на Соборе УАПЦ 1930 года. От Собора было направлено обращение к Правительству УССР о возвращении храмов и имущества УАПЦ и постановление об открытии духовных учебных заведений. При Патриархии были созданы отделы: зарубежный, издательский, хозяйственный, миссионерский, пенсионного обеспечения.

 Исторически знаковым было, принятое Собором, обращение к украинскому народу, а также направлены телеграммы Вселенскому Патриарху Димитрию I предстоятелей Поместных автокефальных церквей, в которых сообщалось о провозглашении Украинского (Киевского) Патриархата и о выборах на Киевский Патриарший Престол Святейшего Патриарха Мстислава. Телеграммы также были направлены на Поместный Собор РПЦ в г. Загорск (Россия), Президенту СССР М. Горбачеву, Председателю Президиума Верховного Совета УССР В. Ивашко.

 Провозглашением Патриархата и выборами на Патриарший Престол Святейшего Патриарха Мстислава Собор свершил извечную мечту православного украинского народа о своей Автокефальной Православной Церкови и своем Патриархе. Работа и мечты великих деятелей украинского народа были воплощены в жизнь Церкви.

Прошли годы, и Синод Вселенского Патриархата во главе со Святейшим Патриархом Варфоломеем принял Украинскую Церковь как равную среди равных, без всяких унизительных досвящений и переосвящений. 5—6 января 2019 года в кафедральном соборе Вселенской Патриархии (Константинополе) состоялось вручение Томоса об автокефалии Православной Церкви Украины блаженнейшему Епифанию митрополиту Киевскому и всея Украины.

Но борьба за свою церковь и свою веру продолжается. Противодействия Российской политизированной церкви создают новые и новые вызовы. Но мы верим, что украинцы наконец вернули себе каноническую православную церковь окончательно и навсегда!

 КОММЕНТАРИИ УЧАСТНИКОВ ВСЕУКРАИНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА 1990 ГОДА:

«НА ДЕЛЕГАТОВ СОБОРА КГБ ОКАЗЫВАЛ ДАВЛЕНИЕ»

Митрополит Галицкий Андрей (Абрамчук):

«... На влиятельных делегатов Всеукраинского Православного Собора, который проходил 5—6 июня 1990 года в. Киеве, КГБ оказывало давление, добиваясь избрания Предстоятелем УАПЦ митрополита Иоанна (Боднарчука). Но Собор решил по-другому: Патриархом Киевским и всея Украины был избран Блаженнейший митрополит Мстислав.

...Тогда недоброжелатели были поражены и удивлены неслыханной популярностью владыки Мстислава, который более четырех десятилетий не мог ступить на землю Украины, но которого знала, уважала и любила каждая украинская православная душа... Мстислав — племянник Главного атамана войск УНР, главы Директории УНР Симона Петлюры. Полвека он боролся за Украинскую Автокефальную Православную Церковь за пределами Украины. Но во время проведения Собора в июне 1990 года митрополит Мстислав не получил разрешения на въезд в Украину».

«УКРАИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ АТТЕСТОВАЛА СЕБЯ КАК ПАТРИАРХАТ»

Митрополит Черновицкий и Буковинский Даниил (Ковальчук):

«Собор 1948 г., который проходил под протекторатом Сталина, хотел отнять у Константинополя первенство среди православных. Царских епископов, верных Православию, которые не последовали за Сергием (Страгородским) сослали на Соловки. Российская Церковь зашаталась перед фактом потери апостольского переемства.

События июня 1990 года в Украине — Собор духовенства и мирян, на котором УАПЦ была провозглашена Патриархатом, митрополит Мстислав (Скрипник) избран Патриархом Киевским и всея Украины, ознаменовали то, что Украинская Церковь аттестовала себя как Патриархат и как независимую Церковь. Народ наконец начал слышать о СВОЕМ Патриархате, СВОЕМ епископате...»

«УКРАИНСКУЮ ЦЕРКОВЬ признали как равную среди равных»

Игумен Нестор (Богдан Васильевич Михайлечко), Канада:

«О необходимости возрождения Украинской автокефальной православной церкви я говорил уже более тридцати лет назад в своем выступлении на Учредительном съезде Общества украинского языка им. Т. Шевченко 12 февраля 1989 г. Следует помнить, что результатом работы Комитета по возрождению УАПЦ и постановлений Всеукраинского Православного Собора, который состоялся 5—6 июня 1990 года в. Киеве, стало признание Вселенским Патриархом Православной церкви Украины как равной среди равных».

Преосвященний Володимир, єпископ Фастівський, вікарій Київської єпархії ПЦУ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ