Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Обескровливание духа-3

Как Россия присваивала культурное наследие Украины:по истории ограбления и вывоз. Под сапогом Москвы в условиях советского тоталитаризма
3 июля, 2020 - 11:24
ДЕЙСТВИЯ ПО ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БЫЛИ НЕ ТОЛЬКО ЦИНИЧНЫМ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕМ ИХ ИСТОРИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ, НО И СОПРОВОЖДАЛИСЬ НАРУШЕНИЕМ ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НОРМ ДАЖЕ ТОГДАШНЕГО СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ И СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ. ЭТО БЫЛО НАСТОЯЩЕЕ НАСИЛЬСТВЕННОЕ ОГРАБЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЛИКВИЙ УКРАИНЫ

ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ: ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ И ЦЕРКОВНЫЕ РЕЛИКВИИ

Украинская революция 1917-1921 гг. потерпела драматичное поражение. Украина снова вошла в период отсутствия собственной государственности, что сказалось на судьбе ее национальных культурных ценностях. Особенно роковые последствия для них имело утверждение на значительной части ее территории авторитарно-деспотического режима российских большевиков во главе с В. И. Лениным. Формальное провозглашение в 1922 г. СССР как якобы равноправного союза советских республик стало ширмой для осуществления курса российских большевиков на восстановление жестко централизованного унитарного государства на просторах бывшей Российской империи. Это не изменило взаимоотношений центра и периферии, которые по своей сути сохранили прежний имперский характер. Более того, в условиях кровавых большевистских репрессий, жесткого администрирования и приоритета догматических интересов большевистской партии с ее тоталитарной идеологией над законностью и моралью, пренебрежением любыми правами эти взаимоотношения приобрели характер полного диктата.

Судьба культурных ценностей Украины в этот период не может рассматриваться в отрыве от политических реалий, которые имели место в Украине и решающим образом повлияли на нанесение новых невосполнимых потерь национальному культурному наследию.

В проведении российскими большевиками принудительной русификации и денационализации Украины украинское культурное наследие рассматривалось как носитель устоев, враждебных идеологии и мировоззрению большевизма. Памятники истории и культуры объявлялись «старым хламом». Особенно непримиримым было отношение к жемчужинам украинского барокко, считавшимся носителями «откровенно враждебных форм и композиций в феодальном, поповско-помещичьем духе украинского дворянства». В этот период было положено начало массовому разрушению украинских церквей советской властью. Поэтому в период становления советского тоталитаризма в 20-х — 30-х гг. ХХ в. процесс массового уничтожения культурных ценностей и вывоза исторических и культурных ценностей из Украины не только не прекратился, но и приобрел еще более трагические черты.

Это происходило различными путями, в разных формах и под разными предлогами. Однако в целом инструменты и методы извлечения и вывоза в Россию украинских культурных ценностей оставались неизменными и повторялись на регулярной основе в разных исторических ситуациях, имели системный характер. Так же неизменной оставалась их сущность — национальное культурное достояние украинского народа изымалось и вывозилось с территории Украины, служило или источником финансового и материально-технического обеспечения существования советского режима с центром в Москве, или использовались для пополнения фондов ведущих российских музеев, архивов и библиотек наиболее ценными и уникальными предметами старины и искусства, документами и изданиями.

Потерпев полное банкротства в своей экономической политике и оказавшись перед фактом жестокого хозяйственного и финансового кризиса, московские большевики начали лихорадочно искать новые средства получения денег на поддержку своей власти. Первой жертвой нового внутриполитического эксперимента стали культурные ценности, находившиеся в частной собственности. Еще в июле в 1920 года российское правительство приняло решение изъять у населения драгоценные металлы, деньги и другие ценности, а в сентябре того же года был подписан декрет о конфискации и реквизиции имущества частных лиц на территориях, захваченных советскими войсками. 26 декабря 1920 г. Наркомат внешней торговли получил поручение «организовать сбор антикварных вещей ... и установить премию за самую быструю и выгодную продажу их за рубеж». Изъятие ценностей производилось под угрозой расстрела.

Такая практика была применена и на территории Украины. При этом введение политики ограбления владельцев антиквариата и художественных коллекций маскировалось под видом заботы о судьбе культурных ценностей и их сохранности. Декретом Совета Народных Комиссаров УССР от 11 марта 1921 «О покупке для государственных музеев у частных лиц музейных ценностей», «все значительные собрания памятников искусства и старины, а также различные вещи, имеющие ценность», объявлялись «всенародным» имуществом. Государство приобретало права их принудительного выкупа, а в случае отказа владельца — «право секвестрированные вещь» для музеев. Истинная цель этой акции стала понятной уже скоро — когда 29 сентября того же года Украинский Экономический Совет обязал все хозяйственные организации передавать уполномоченным Государственной импортно-экспортной торговой конторы «чрезмерные» запасы музейных ценностей. Специальной Особой комиссии из представителей Наркомата государственного контроля, Наркомата финансов и Наркомата образования предоставлялось «право продажи из госмузеев и других хранилищ вещей, не имеющих музейного значения».

Последствия практической реализации этих решений поражают своими масштабами. Только в Киеве было «поставлено на учет и изъято» 150 частных собраний — более 200 000 предметов старины и искусства на сумму около одного миллиарда рублей в ценах 1915 года(приблизительная стоимость всего золотого запаса царской России). Изъятые ценности переправлялись в созданное в 1920 г. «Государственное хранилище ценностей РСФСР» (так называемый «Госхран») и уже оттуда — за рубеж.

В конце 1921 г. внимание большевистской власти привлекли ценности, которые веками были сосредоточены в церквях, костелах, синагогах и других местах служб религиозных культов. 23 февраля 1922 г. РСФСР принимает декрет «Об изъятии церковных ценностей в фонд помощи голодающим», согласно которому предусматривалось изъятие всех предметов из золота, серебра и драгоценных камней у церковных общин и их направление в фонд Наркомфина РСФСР для борьбы с голодом. 19 марта 1922 г. Ленин направил письмо к членам Политбюро ЦК РКП (б), в котором говорилось: «Нам, как бы то ни было, необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей». В его рекомендациях подчеркивалось, что это «изъятие ценностей, особенно самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в кратчайшие сроки. Чем больше представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». По мнению Ленина, лучшим поводом для такой акции была именно борьба с голодом.

В начале марта 1922 Всеукраинский центральный исполнительный комитет принял аналогичное постановление «О передаче церковного имущества в фонд голодающим», а ЦК КП (б) У направил на места циркулярное письмо, в котором требовал применять решительные меры для изъятия церковного имущества. Везде создавались специальные комиссии. Началась массированная атака на ризницы храмов, уже в апреле 1922 охватившая всю Украину.

По некоторым данным, кампания по изъятию церковных ценностей по состоянию на сентябрь 1922 в итоге сконцентрировала в руках большевистского режима в Москве около 34 пудов золота, около 24 000 пудов серебра, 14 770 бриллиантов и алмазов, более 1,5 пудов жемчуга и больше 2 пудов различных драгоценных камней. Имеющиеся сведения, в частности, об изъятых изделий из серебра в более точном измерении подают цифру в 23 997 пудов. Другие расчеты указывают на изъятие 442 кг золота, 336227 кг серебра, 1345 кг разных драгоценных металлов, 33456 бриллиантов общим весом 1313 каратов, 4414 граммов жемчуга, 72383 других драгоценных камней общим весом 28140 гр и др.

Общие данные о масштабах изъятия церковных ценностей на территории Украины также различаются. В частности, приводятся официальное сообщение о вывозе из Украины по состоянию на 16 мая 1922 трех пудов 3 фунта и 75 золотников золота, 3105 пудов 22 фунта и 54 золотника серебра, других драгоценных металлов — 15 фунтов и 40 золотников, 852 шт. бриллиантов, 117 шт. жемчуга и один шнурок жемчуга весом 19 фунтов 55 золотников и 108 карат, 2725 других драгоценных камней весом 1 фунт 34 золотника 100 карат, 125 рублей золотом и 8615 рублей серебром, а также 24 митры, усыпанные драгоценными камнями и 26 других драгоценных вещей. По другим сведениям, только за июнь 1922 г. из церквей Украины было изъято 2850 пудов 30 фунтов серебра, 3 пуда и 2 фунта золота, 1397 каратов и 13 золотников драгоценных камней. Еще более значительную цифру приводят исследователи со ссылкой на заметки Д. Щербакивского, который указывал на количество просмотренного им и рядом украинских специалистов по состоянию на август-сентябрь 1922 г. в Госхране РСФСР вывезенного из Украины церковного имущества — 3780 пудов в целом. И это речь идет только о тех вещах, которые удалось посмотреть и которые по состоянию на то время еще имелись в московском Госхране.

В Подольской губернии в течение 1922 г. в 1048 церквях, 81 костеле, 188 синагогах и 22 монастырях забрали тысячи изделий из серебра общим весом белья 130 пудов (более 2 тонн). Среди других вещей в отчете местной комиссии о своей добыче фигурировал золотой крест, украшенный 20-ю рубинами. В Одесской губернии изъяли 200 пудов серебра и 4 фунта золота. На Екатеринославщине — около 300 пудов серебра и 10 фунтов золота. На Черниговщине было собрано 170 пудов серебра и 8 фунтов золота. За этими цифрами кроются десятки тысяч предметов старины и искусства, которые были изъяты и вывезены из Украины. Среди многочисленных памятников, изъятых из Новгород-Сиверского Спасо-Преображенского монастыря XIII в., был серебряный ковчег, который по легенде попал к нему из Константинополя и считался одной из главных реликвий храма. Из церковных ризниц Черниговских храмов, большинство из которых была построена в XI— XIII в., забрали ряд уникальных изделий из серебра периода Киевской Руси, старинные Евангелия в драгоценных оправах. О цинизме, с которым происходило неслыханное ограбление, свидетельствует случай, имевший место в селе Великие Сорочинцы на Полтавщине. Здесь в поисках ценностей разрушили семейный склеп Апостолов в церкви Святого Спаса, осквернив прах гетмана Украины Данила Апостола, его жены и потомков. При этом находки комиссии составили лишь четыре кольца (один с монограммой гетмана) и крестик с его шеи. Характерным явлением было уничтожение бесценных художественно-исторических произведений перед отправкой в ??Москву и превращение их в металлолом. С икон сдирали оправы, а доски с росписями сжигали.

8 апреля 1922 специальная комиссия во главе с заместителем наркома внутренних дел УССР М. Серафимовым произвела изъятие церковных ценностей из Киево-Печерской лавры. Эта акция была осуществлена ??ночью — с половины второго ночи до девяти утра. Вся территория Лавры была окружена военными с расставленными по периметру пулеметами. Кроме собственно имущества лавры комиссия осмотрела и Музей культов и быта, который находился на территории Киево-Печерской лавры, и отобрала для изъятия предметы большой исторической ценности — дары гетманов Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы, российских императоров и императриц Анны Иоанновны, Екатерины II, Павла I, Александра I, фельдмаршала П. Румянцева-Задунайского. 11 апреля 1922 территория Лавры была окружена отрядами НКВД и эти памятники реквизировали. Среди вещей, вывезенных комиссией, была уникальная перламутровая митра общим весом около 9 фунтов, украшенная бриллиантами, изумрудами, сапфирами и рубинами, алмазно-перламутровая подвеска для золотой лампады, украшенная 224-мя бриллиантами. Также среди вывезенного упоминаются крест — подарок Б. Хмельницкого и подножка к нему — дар Мазепы, щедро украшенные панагии — взносы Петра I (с его посвящением), Екатерины I (с посвящением ей), Румянцева-Задунайского и графини Леоновой (стоила 10 тыс. рублей в номинале 1913 г.), чаша от императрицы Анны Иоанновны, Евангелие с золотым окладом, украшенным более 200 бриллиантами и другими драгоценными камнями, две митры из тонкого кованого золота, украшенные бриллиантами, оклад с иконы Св. Владимира, кованый золотом и украшенный бриллиантами и другие реликвии лавры.

27 апреля 1922 г. комиссия наведалась в Киево-Печерскую лавру снова и произвела дополнительное изъятие ценностей. В сложенном акте фигурируют «золотая, усыпанная 200 бриллиантами и другими драгоценными камнями» риза с иконы Успения Божией Матери, старинное Евангелие в окладе из золота, украшенном большим количеством бриллиантов и другими драгоценными камнями, а также серебряное паникадило «с большой лаврской церкви», серебряная напрестольный доска, рама и оправа от раки Св. Ульяны Ольшанской с Трапезной церкви общим весом 13 пудов.

Из ризницы Братского Богоявленского монастыря на Подоле было конфисковано 4 Евангелия XVII века в серебряных оправах, два серебряных напрестольных креста — дары митрополита Петра Могилы и гетмана Петра Сагайдачного (1622), серебряную чашу с шестью гравированными изображениями — дар игуменьи Магдалины, матери гетмана Ивана Мазепы, серебряную дарохранительницу 1707 г. весом 18 пудов (303 кг ).

14 апреля 1922 г. комиссия по изъятию церковных ценностей начала опись имущества Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. После того комиссия приходила в монастырь еще дважды. Из него забрали 55,5 пудов предметов из серебра. В том числе, согласно сообщению корреспондента газеты «Правда», в результате «подробного обыска» был выявлен серебряный балдахин весом в 16 пудов (262 кг), До 15 серебряных и позолоченных лампад, золотую лампаду с бриллиантовыми и жемчужный подвесками, оклад с бриллиантовым венцом с иконы Архистратига Михаила, нарисованной на плите из чистого золота, изготовленные из драгоценных металлов и украшенные драгоценными камнями чаши, панагии и нагрудные кресты. После повторного визита в монастырь 19 апреля дополнительно нашли еще икону в золотом, украшенном бриллиантами окладе, золотую лампаду весом в семь фунтов с бриллиантовыми подвесками, 12 серебряных лампад и другие изделия из серебра общим весом около 15 пудов (240 кг).

9 апреля 1922 из Софийского собора взято 2 креста, панагию с бриллиантами и другими камнями, серебряные вещи и жемчуга, а также золотую чашу — подарок князя Г. Потемкина, драгоценное собрание реликвий, (некоторые из них датировались древнеруським временем, XV в.) — ценные облачения, паникадила, оковка с престолов и тому подобное. Комиссия по изъятию ценностей не обошла и музея при Софийском соборе, основанный Киевским губернским комитетом охраны памятников искусства и старины. Из него забрали золотую чашу XVIII в. с финифтью — подарок Екатерины II и вынули бриллианты из креста XVIII в.

Все изъятые в Украине ценности попадали в Государственное хранилище ценностей Советской России. Но далеко не все из того, что оказалось там в результате кампании по ограблению церковных реликвий, было продано советской властью за рубеж. Специальная Комиссия Наркомпроса РСФСР более девяти месяцев осматривала собранные сокровища, и, наконец, отобрала в Оружейную палату Московского Кремля около 10000 предметов общим весом в 400 пудов.

Следует обратить внимание, что действия по изъятию церковных ценностей были не только циничным пренебрежением к их историческому и художественному значению, но и сопровождались нарушением и всех уже существующих норм даже тогдашнего советского законодательства в сфере охраны и сохранения памятников культуры. Это было настоящее насильственное ограбление национальных реликвий Украины. Сегодня значительная часть из них является украшением российских музеев. Но их посетителям не рассказывают правду, каким образом и какой ценой эти культурные ценности попали к ним.

Начало. Продолжение читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Сергей КОТ, кандидат исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ