СМИ, особенно ангажированные на определенных политических силах и отдельных лицах, много пишут об изменениях в руководящих структурах НБУ, подавая это как плохие новости. Но не анализируется, какое наследство получил новый Председатель НБУ. Сам он, по своей скромности, об этом мало говорит.
Как Председатель Совета НБУ я всегда стремился указывать как положительные результаты работы Правления, так и недостатки. Анализ недостатков больше раздражал оппонентов, за что меня и других, кто их проявлял, называли агентами олигархов или теми, кто ведет «по пути Венесуэлы».
Что в конце концов мы получили? И за что, рано или поздно, придется нести ответственность.
АНАЛИЗ
Переход к жестким условиям инфляционного таргетирования (с конца 2017 г.) был осуществлен в тот период, когда уровень сбережений населения находился на критически низких 3—4% располагаемого дохода. Такое наблюдалось лишь в середине 90-х годов.
Низкий уровень сбережений был вызван существенным падением уровня доходов населения. Об этом свидетельствует тот факт, что 85—90% доходов в 1993—2000 гг. И 2015—2020 гг. Направлялись на потребление, а в структуре потребительских расходов населения более 50% занимают продукты питания и напитки.
Поэтому ужесточение монетарной политики было контрпродуктивным, поскольку «избыточного» потребительского спроса в стране в 2016-2020 гг. не существовало. В таких условиях сокращается не «лишний» спрос, а тот необходимый спрос, который нужен для поддержания простого воспроизводства валового внутреннего продукта. Как известно, реальный ВВП в течение 2016—2019 гг. так и не восстановился до уровня 2013 года.
В результате искусственного монетарного торможения экономической активности, которое поддерживалось рекомендациями международных финансовых организаций, благосостояние населения критически ухудшилось. В 2019 году не только выросла доля дохода, направленного населением на потребление (до 89%), но и впервые за всю историю независимой Украины зафиксирован отрицательный прирост сбережений населения (-1,4%) и сокращение объема чистых финансовых активов, которыми владеют домашние хозяйства (на 95 млрд. грн.). То есть в 2019 г. даже с учетом полученных трансфертов из-за границы население для удовлетворения потребностей в потреблении (и других расходах) впервые за всю историю вынуждено было сокращать собственные накопленные сбережения.
В 2020 г. процесс «проедания» накопленных сбережений, мультиплицированный коронакризисом, существенно усилился: норма сбережений уже составляет минус 6% располагаемого дохода, а финансовые активы населения только за 1 квартал 2020 сократились на 50 млрд грн.
Отрицательная норма сбережений населения (начиная с I квартала 2019) окончательно подорвала процесс экономического воспроизводства в стране. В нынешних условиях, ухудшенных кризисом коронавируса, восстановление, поддержание и развитие внутреннего спроса видится невозможным без привлечения существенных стимулирующих мер фискальной и монетарной политики.
Также стоит отметить тот факт, что прежнее Правление НБУ ошибочно связывало высокий уровень кредитования в 2008-2013 гг. (60-80% ВВП) исключительно с коррупционными факторами и злоупотреблениями. На самом деле высокий уровень кредитования экономики в указанных годах обеспечивался тем, что, начиная еще с 2002 г., доходы населения позволяли направлять 8—15% валовых доходов на прирост финансовых активов (норма сбережений достигла даже 19% в 2010г.). Однако, начиная с 2014 г., норма сбережений населения упала до 5% и с тех пор только ухудшалась.
ПРОГНОЗ
Сегодня, прогноз правительства на 2021-2023 гг. в целом является более оптимистичным по сравнению с прогнозами МВФ и Национального банка, и, вероятно, направлен на создание достаточной экономической базы для расчета бюджета на 2021 г.
Во-первых, рост реального ВВП в 2021 году на 4.6% (4,3% и 4,7% в 2022—2023 гг.) выглядит более оптимистичным, несмотря на то, что внутренний спрос (доля конечных потребительских расходов домохозяйств в ВВП в 2019 г. составила 74%) вероятно будет оставаться подавленным. Аргументом в пользу предположения о сдержанности внутреннего спроса в последующие годы является отрицательная норма сбережений населения (-1.4% в 2019 году. и -6.0% в 1 квартале 2020 года), которая при росте доходов населения в 2021-2023 гг. Будет «стремиться» к восстановлению «естественного» уровня (около 12%).
Для сравнения — консенсус-прогноз Министерства экономики (апрель 2020) предусматривает более медленное восстановление роста в 2021 году — на 2.4% и более низкую инфляцию — 5.9%.
Рост ВВП, согласно прогнозу правительства, на 4% + в 2021—2023 гг. выше, чем показатель потенциального роста ВВП, который рассчитывается Национальным банком (4%).
Рост ВВП, который превышает 4%, ведет к увеличению выплат по ВВП, согласно условиям реструктуризации внешнего долга 2015 года.
Во-вторых, поддержку роста реального ВВП может предоставить увеличение внутреннего спроса вследствие роста социальных стандартов: запланирован рост минимальной заработной платы до 6000 грн с 1 января 2021 г. и до 6500 тысяч грн с 1 июля 2021 г. В 2022 году МЗП возрастет до 6 700 грн, в 2023 — до 7176 грн.
Согласно госбюджета на 2020 год, минимальная заработная плата с начала 2020 года составляет 4723 грн в месячном размере. Министерством финансов объявлены планы о ее повышении до 5000 грн к концу 2020 года.
В то же время применение фискальных стимулов для ускорения роста ВВП потребует обеспечения достаточности финансовых ресурсов для их финансирования.
После предыдущих кризисов возобновления роста реального ВВП было более быстрым в 2010—2011 гг. — после падения в 2009 году на 15.1% составило соответственно 4,1% и 5,4%; возобновление роста ВВП было более медленным в 2016—2017 гг. — на 2,4 и 2,5% соответственно (после падения в 2014—2015 гг. на 15,8%). Учитывая кризис в мировой экономике, выход Украины из кризиса является более вероятным по сценарию 2016—2017 гг. (L-образный). О соответствующих ожиданиях свидетельствует консенсус-прогноз Минэкономики.
В-третьих, рост номинального ВВП на 13.1% в 2021 году (с 3 985,5 грн в 2020 г. до 4 505,9. грн в 2021 г.) в условиях роста реального ВВП на 4,6% будет определять дефлятор ВВП на уровне 8.1%. Это близко к среднему значению между ростом потребительских и промышленных цен — соответственно 7,3% и 8,7% соответственно.
В 2022 и 2023 годах рост номинального ВВП, по прогнозу правительства, составит соответственно 12.9% и 11,8%. При этом дефлятор ВВП составит соответственно 8.2% и 6.8%, что превысит прогнозируемый рост как потребительских, так и промышленных цен, может иметь место в случае более быстрого роста цен в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг.
В-четвертых, прогнозируемый Правительством рост индекса мировых цен в 2021 году (7.3% на конец года, 8.1% в среднем за год) превышает ожидания других институтов (5,9% консенсус-прогноз Минэкономики и по прогнозу МВФ; 5,5% по прогнозу НБУ), а его возвращение к целевому коридору 5 +/- 1% ожидается только в 2023 году.
В-пятых, ускорение роста экспорта с 2.9% в 2021 году до 6.4% в 2022-ом и 8.2% в 2023 году, вероятно, опирается на предположение о восстановлении внешнего спроса. Вместе с тем прогноз МВФ (WEO, июнь 2020) по росту цен на энергетические товары в 2021 году сравнительно более сдержанный (0,8% после 0,2% в 2020 году).
В-шестых, равномерный рост импорта в 2021—2023 гг. Более ускоренными темпами, чем экспорт (на 10.6% в 2021, 10,0% в 2022 и 11,1% в 2023) может не соответствовать ожиданиям по девальвации курса гривны (в 2021 году — 29,1 грн/$ в среднем за год и 28,8 грн/$ на конец года). Вероятно, рост импорта может быть более быстрым в 2021 году (учитывая низкую базу сравнения 2020 года), однако может замедлиться в 2022—2023 гг. Положительные предположения об увеличении импорта могут быть использованы при планировании бюджетных поступлений от таможни.