13 августа Центр Разумкова и Центр «Социс» обнародовали результаты исследования «Социально-политическая ситуация в Украине — июль 2020».
Среди других вопросов был и такой: «Из каких источников вы чаще всего получаете новую информацию, новости о последних событиях в жизни мира, Украины и своего региона?».
Ответы респондентов если и удивили, то только чуть-чуть. Оказалось, что каналом №1 для получения сведений об окружающем мире остается телевидение. В качестве источника новостей центральные телеканалы обычно выбирают более 2/3 украинцев (почти 66%). Далее идут информационные онлайн-ресурсы, которые просматривают в поисках «чего-то новенького» более половины наших сограждан (около 53%). Чуть меньшее количество жителей Украины (45%) узнает о событиях в стране и мире из социальных сетей.
Четверку лидеров замыкает такой канал коммуникаций, который можно, в принципе, считать «аналоговым» или «невиртуальным» «соцсетью» — речь идет о получении информации от друзей, коллег, знакомых, соседей... Таким образом узнают новости более трети украинцев — более 36 %.
Все другие источники информации значительно отстают от наиболее популярных поставщиков новостей.
Исследование «Социально-политическая ситуация в Украине» проводилось Центром «Социс» и Центром Разумкова 21-28 июля 2020 г. методом стандартизированного интервью «face-to-face» по месту жительства респондентов. Результаты представляют взрослое население Украины в целом без учета неподконтрольных территорий АР Крым, части Донецкой и Луганской областей. Всего было опрошено 4 тыс. респондентов в возрасте старше 18 лет.
Итак, традиционный «голубой экран» пока остается первым поставщиком информации в семьи украинцев. Но телевидение — это понятие довольно обобщенное и абстрактное. Какие каналы смотрят украинцы, или, еще лучше, какие именно передачи просматривают, чтобы узнать новости?
Вот как выглядит список самых популярных информационных телевизионных передач по итогам июля:
• «Сегодня»; «Сегодня. Итоги с Олегом Панютой» — канал «Украина»,
• ТСН; ТСН — 1 + 1,
• «Факты»; «Факты недели»; «Чрезвычайные новости» — ICTV
• «Подробности» — Интер.
(Сведения из рейтинга «ТОП-программ за июль 2020 г. (возраст 4+, вся Украина) Индустриального Телевизионного Комитета).
Общее понятие «новостные сайты в сети Интернет», конечно, тоже было бы интересно «разбить» на отдельные ресурсы. Но с этим сложнее, чем в случае с телевидением.
Дело в том, что в одном известном рейтинге на первых позициях размещаются ресурсы, которые неоднократно были замечены в распространении фейков и вообще в нарушении журналистских стандартов. Понятно, как можно «накрутить» себе популярность в сети, если «не заморачиваться» вопросами этики. Впрочем, с учетом данных рейтингов и всех «но», среди популярных общенациональных онлайн-изданий можно отметить УНИАН, ГЛАВКОМ, ГОРДОН, Цензор.НЕТ, УНН GAZETA.UA... Этот список является субъективным и неполным, но все же дает приблизительное представление о том, какие информационные интернет-ресурсы просматривает в поисках новостей значительное количество украинцев.
С новыми медиа — социальными сетями несколько сложнее. Есть данные о том, какие соцсети предпочитают жители Украины. По данным соцопроса Центра Разумкова и Центра «Социс», чаще всего украинцы используют «Фейсбук» (почти 60%). На втором месте по популярности — YouTube (40%). Но что или кого именно читают или смотрят пользователи из Украины, когда хотят узнать новости — не известно. Да, мы знаем о популярности YouTube— «блогера Шария» — но все же очень трудно назвать его продукт источником информации.
Интересно, что мессенджер Telegram социологами также отнесен к социальным сетям. В Украине им пользуется почти 18% граждан. Учитывая популярность этого канала при получении информации о текущих событиях в соседней Беларуси, будем считать Telegram источником новостей и для какой-то части украинцев.
А вот мировой лидер коротких сообщений — в том числе и информационных — Twitter, у нас пока не очень популярен — им пользуется не более 4% украицев.
Завершить обзор источников новостей стоит упоминанием еще одного относительно популярного канала, который можно назвать «сарафанным радио» или «ОБС» («одна бабка сказала»). Неизвестно почему наши сограждане считают услышанные от друзей, коллег, знакомых и соседей истории новостями. Но можно сделать однозначный вывод — этим источником информации пользуются, потому что доверяют этим близким людям. Потому что не соврут, потому что знают лучше, потому что умный же человек...
Здесь рейтинг источников составить невозможно в принципе — у каждого человека он будет свой. Человек, кум, сват, брат, жена, отец, одноклассник, сосед по даче, коллега по работе...
А теперь внимание, вопрос: как люди проверяют факты, изложенные этими источниками информации? Может, ответ «никак»? Ведь этому «человеку точно можно верить»?..
В общем, изучение вопроса «откуда украинцы узнают новости» осветило все наши ключевые проблемы в информационной сфере. Это и отсутствие качественных медиа среди лидеров общественного мнения, это и привычка украинцев верить слухам, а не «официозу», это и засилье олигархических медиа, это и наступление российских медийно-пропагандистских проектов...
Теоретически все эти проблемы имеют свое решение, и они должны быть решены — потому что это информационная безопасность государства, которая является составляющей национальной безопасности. Но на практике украинцы все чаще узнают о мире и стране из сюжетов в стиле инфотейнмента, рассказов блоггеров, анонимных Telegram-каналов или слухов. Есть и исключения — но тенденция выглядит именно так. И никакие программы свободных медиа или поддержки независимой журналистики пока не могут остановить наше сползание то ли в мир средневековых традиций передачи сведений об окружающем мире, то ли в мир тотальной постправды.