В программе будут звучать произведения известных мировых и европейских композиторов IX-XXI веков, в частности, и украинские песни. Основной меседж проекта — красота и разнообразие музыкальных традиций разных европейских стран и продвижение украинской культуры в контексте европейских культур. В период, когда шла интенсивная подготовка к упомянутым концертам, певица все же изымала крупинки времени на общение в онлайн-режиме.
Инна Савченко является лауреатом престижных международных конкурсов и фестивалей, доцент Reiman Akademie, одна из лидеров украинского культурного сообщества Австрии. Настоящий талант имеет магнетизм, уникальный голосом и интересной личностью. Моя собеседница, вокалистка высокого класса, обладательница тембрально богатого, глубокого в низких тонах, но и легкого в колоратуре лирического mezzo-soprano, что позволяет иметь разнообразный репертуар — от барокковой музыки до оперных партий и современных композиций — Инна Савченко. Получению профессионального образования, артистическому становлению она обязана украинскому мелосу и школе классического Belcanto Италии, в настоящее время же живет и работает в Австрии. В силу разных обстоятельств ее мало знают в Украине, с которой артистка семейно и духовно тесно связана.
Пани Савченко из тех творчески требовательных и работящих натур, которые даже слово «выходные» берут в кавычки: подготовка музыкальных программ и партий, студийные записи, преподавание в Академии и уже второй год деятельность во главе Общества украинской культуры в Австрии имени Л. Украинки — это ее первый круг творческой орбиты.
ЛИЦОМ К ЛИЦУ
— Пани Инна, как происходило ваше становление как певицы? Кто сыграл решающую роль?
— Всем, что я достигла, обязанная, в первую очередь, моим родителям — инженерам по профессии, которые любили искусство и направляли меня на этот путь. Позже очень большую роль сыграла и поддержка мужа, художника-монументалиста, Дениса Савченко. Без семейной поддержки, надежной семейной уютной гавани бурный океан музыкального мира для многих артистов — огромное испытание. Конечно, очень большую роль сыграл и целеустремленный, «железный» характер. Профессия музыканта, а тем более певца обязывает к постоянному развитию вокальных технических возможностей, неутомимого и придирчивого поиска в стилистике и интерпретации, в конечном итоге эта профессия требует основательных знаний языков и культур.
С благодарностью вспоминаю также моего первого педагога по вокалу — художественного руководителя и хормейстера детского хора Гостелерадио компании Украины Татьяну Николаевну Копылову. Уже взрослой случайно слушала несколько сольных записей в моем исполнении, конечно с улыбкой.
...Чернобыльская катастрофа круто изменила мою биографию. Родители пытались как можно дальше вывезти меня из Киева. Помню некоторое время мы жили на Кавказе в высотной гостинице, и удивительный пейзаж, который открывался из окна, и определенная изолированность так подействовали на меня, что я увлеклась рисованием. В тот период моей жизни музыка и пение не могли пробиться через случайности и постоянные переезды.
— Насколько знаю, вы получили также высшее художественное образование.
— Вернувшись в Украину я поступила во Львовскую национальную академию искусств, впоследствии перевелась в Киев на монументальное отделение живописи Национальной академии искусств и архитектуры в мастерскую выдающегося художника, профессора Николая Стороженко. К счастью смогла возобновить занятие вокалом с доцентом Национальной музыкальной академии имени П. Чайковского Геннадием Кабка.
— Среди наставников такие титулованные звезды оперной сцены, как Мирелла Френи, Рената Скотто, Лучиано Д`Интино, Ренато Брузон. Вы прекрасно овладели мастерством итальянского бельканто, секретами исполнения разностилевой музыки.
— Мое образование продолжалось в Италии, сначала в Генуе в Консерватории «Niccolo Paganini» (2001-2006 гг.) в классе профессора Кармен Вилальта, кстати, именно она вдохновила меня на исполнение испанской камерной музыки. Впоследствии прошла курс учебы в «Centro Universaledel BelCanto» с Мирелла Френи. И уже по окончании консерватории продолжила пост-Мастер курс в Национальной Академии Санта Чечилия (г. Рим), класс профессора Рената Скотто (2007-2008 гг.). В действительности я в своей биографии не имею возможности отметить всех выдающихся звезд итальянской оперной и камерной музыки, у которых я или училась, или имела честь непосредственно сотрудничать на сцене, соответственно, перенимать их опыт, так сказать, вживую. Но искренне благодарна судьбе за каждую встречу, ведь для каждого музыканта период формирования является самым важным.
— В нынешних условиях (из-за пандемии коронавируса) фактически парализована концертная деятельность, наблюдается увеличение части виртуального присутствия артиста в медиапространстве. Как удается держать форму?
— Развитие творчества теперь будет обретать все больших оборотов именно в формате интернета. Артисты ищут новые пути, новые формы развития.
— К сожалению, на Родине вас как оперную певицу мало знают.
— Я росла как вокалист и предпринимала первые шаги карьеры в Италии, а затем в других странах Европы. Так сложилось в моей жизни. Хотя, бесспорно, чрезвычайно люблю и ценю мою родину, где я родилась, где сделала и первые шаги на пути к моей цели. Делаю все, что могу, чтобы Украину знали как страну с богатой музыкальной культурой и древними традициями.
— Этим, очевидно, объясняется и ваша общественная активность?
— Именно так. Наше Общество украинской культуры в Австрии (ТУКА) еще очень молодая организация, нам лишь второй год, и все мы работаем на общественных началах в свободное от работы время. Имели честь и радость подготовить несколько мероприятий в сотрудничестве с Посольством Украины в Австрии. Планируем в конце февраля 2021 года красиво отметить 150-летие со дня рождения Леси Украинки. Уже зарезервировали Праздничный Зал Новой городской Ратуши в Линце (Neues Rathaus Festsaal). Ожидаем выступления с докладом авторитетного слависта пана Михаила Мозера, профессора Венского университета, а также Католического и Свободного университетов, соответственно, в Будапеште и Мюнхене. (При случае отметим, что пан Мозер является почетным доктором Национального университета имени Т.Г. Шевченко в Киеве и НТШ во Львове, лауреатом Золотой медали Владимира Вернадского — В.К.). Надеюсь, что он синхронизирует свой график и найдет время для нашей импрезы.
«КАК ПРЫЖОК НАД БЕЗДНОЙ»
— Известно, что в 2019-ом вы приняли участие в премьерной постановке оперы всемирно известного венгерского композитора Петера Этвеша «AngelsinAmerica».
— Да, по контракту с Новой венской оперой (NEUE OPER WIEN) в течение сезона 2019 года состоялись премьеры новой оперы в Вене и Будапеште. Это современная опера — о людях и для людей, чтобы понять и осознать себя глубже. Интернациональный состав певцов из многих стран Европы, Австралии и США, Мексики и Японии требовал тщательной работы над партиями. Это произведение чрезвычайно насыщено эмоционально и преисполнено контрастов, с разнообразными спецэффектами, акробатическими трюками. Музыкально и с точки зрения режиссуры — на одном дыхании. Для меня лично: четыре роли, две из них мужские — как прыжок над бездной.
— Среди любимых ваших высказываний фраза немецкого философа и музыканта Альберта Швейцера о взаимосвязи счастья и успеха. Вы счастливы?
— Да. Я имею прекрасную семью, которая меня поддерживает и помогает. И я имею возможность заниматься своим любимым делом. А в целом относительно счастья, думаю это тот момент, когда человек проживает, чувствует радость, любовь... Лучше всего -вместе с другими людьми, или и в одиночестве, но тогда это счастливое воспоминание, или счастливая мечта.