Уже в ближайшее время Верховая Рада Украины ,eltn рассматривать законопроект «О внутреннем водном транспорте». Уже во втором чтении — первое он прошел в апреле. И между тем голосованием и голосованием во втором чтении должна была состояться существенная доработка — немало игроков рынка высказали критические замечания, которые депутаты транспортного комитета обещали учесть. И что-то пошло не так: когда рассмотрение законопроекта №1182-1-д во втором чтении появилось в расписании заседаний Верховной Рады Украины на 4 сентября, бизнес стал бить тревогу — ключевые участники обсуждения, входящие в соответствующую рабочую группу, не видели окончательной версии законопроекта ко второму чтению.
Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА) официально заявила: до голосования так и не было встречи с представителями бизнеса для обсуждения законопроекта, которое обещал парламентский комитет по вопросам транспорта. Хотя, мол, на том, что законопроект должен быть согласован со всеми сторонами, акцентировал внимание и Президент Украины Владимир Зеленский. Который еще и призвал привлечь к обсуждению представителей администраций Одесской, Херсонской и Николаевской областей, а также вице-премьер-министра — министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Олега Уруского.
«Ни встречи на базе профильного комитета ВРУ, ни встречи с участием вице-премьер-министра по промышленности для обсуждения текста законопроекта, который выносится на второе чтение, не были проведены. Открытость в этом вопросе проявляет только Министерство инфраструктуры Украины, что приветствуется Ассоциацией, однако, к сожалению, в данном случае этого недостаточно, учитывая, что законопроект находится в профильном комитете ВР», — заявили в Ассоциации.
В конце концов, рассмотрение законопроекта таки перенесли. И 2 сентября состоялась обещанная встреча с представителями бизнеса, который работает на внутренних водных путях. С бизнесом (представителями «Нибулона», «Укрречфлот», «Феррэкспо», «Бунге Украина», COFCO Agri Ukraine, RISOIL, AGRECA, «Гермес Трейдинг», «Ника-Тера» Американской торговой палаты, Европейской Бизнес Ассоциации) общались представители Министерства инфраструктуры, заместитель руководителя офиса Президента Украины Юлия Ковалив, глава офиса национального инвестиционного совета Ольга Магалецкая.
Впрочем, исходя из личного общения с некоторыми из участников этой встречи, довольным из нее не вышли: замечания остались те же, которые делались и раньше, и не понятно, учтут ли их и как. «С этой недели только должны продолжать доработку согласно поправкам депутатов», — сообщила представительница ЕБА Ольга Копика.
«Законопроект надо принимать только с правками. Мы за то, чтобы не допускать флот под иностранным флагом к каботажным перевозкам под иностранным флагом, и это ключевое. Но есть еще ряд замечаний. Это и возможность снять акциз с топлива для речного флота, чтобы выровнять экономически условия для честных и нечестных игроков, которые заправляются в море вне таможенной территории. Это и орган управления, и источники финансирования речной инфраструктуры... Дополнительно вопросов много», — говорит совладелец компании «Гермес-Трейдинг» (холдинг «АгроВиста») Юрий Скичко.
Во время дискуссии обсуждались: модель управления инфраструктурой внутреннего водного транспорта; финансирования предприятия, ответственного за содержание инфраструктуры внутренних водных путей; рентная плата за специальное водопользование, за разведение ферм мостов, шлюзования; вопрос снятия или компенсации акциза на топливо для речного транспорта; возможность реализации грунта по результатам дноуглубительных работ; открытие рынка перевозок по внутренним водным путям для судов под иностранным флагом; внедрение новых реестров (судовые журналы, послужные книги членов палубной команды судов внутреннего плавания, реестр объектов инфраструктуры).
Бизнес говорит: нужно четко предусмотреть процент поступлений от акцизного налога с горючего, который будет отсчитываться на развитие внутренних водных путей, четко определить период, с которого начнет функционировать соответствующий специальный фонд, иначе текущая редакция позволяет продолжать финансирование ВВШ за счет портовых сборов без временных ограничений.
В то же время ЕБА говорит, что недоработанными остались пункты о создании Государственного фонда ВВШ в составе специального фонда Госбюджета, из которого должно финансироваться содержание речной инфраструктуры. Ведь источники его формирования определены лишь в пояснительной записке к законопроекту. Причем финансирование ВВШ за счет портовых сборов называют как дополнительным источником, они вообще идут в противоречие с «установленным подходом по финансированию ВВШ как самостоятельной подотрасли со своими расходами, доходами, планами развития». Главное же — идет в разрез с Законом Украины «О морских портах Украины», который говорит, что портовые сборы являются целевыми и используются для развития морских портов. Собственно, и та практика, которая есть сейчас, противоречит этому закону — сборы в большей степени идут в общий государственный бюджет «на проедание», хотя средства с каждого захода судна в морской порт должны направляться соответственно: одни должны идти на содержание и ремонт причалов, другие — на содержание маяков и тому подобное.
Ряд положений законопроекта о ВВТ может привести к зарегулированию ведения бизнеса. Так, создание Реестра объектов инфраструктуры ВВТ станет скрытым разрешительным инструментом с правом запрещать деятельность речным терминалам. Вводится необходимость согласования еще с одним центральным органом исполнительной власти всех проектов строительства на ВВШ, отвода земель и водного пространства (градостроительное и земельное законодательство и так предусматривает порядок строительства и отвода земель, в том числе для объектов транспорта и инфраструктуры).
«На рынке нет единой консолидированной позиции. Одни говорят: «Да, нужна реализация, и мы это поддержим». Фактически мы коммуницируем одинаковыми тезисами абсолютно правильные здоровые вещи. А кто-то из представителей бизнеса видит по-другому, поэтому нет консенсуса. В таких случаях государство должно принимать решения и нести ответственность за то, что понесет за собой это решение...» — прокомментировал в одном из интервью ситуацию с законопроектом министр инфраструктуры Владислав Крыклий.
Впрочем, если говорить об отсутствии «единой консолидированной позиции», то речь идет о том, разрешать ли, как это предусматривает законопроект, свободную работу иностранного флота в каботаже (сейчас судно под иностранным флагом может только забрать груз или доставить его к речному порту, но только если пунктом отправления или пунктом доставки будет иностранный порт, а не речные и морские порты Украины). Здесь действительно спорят те грузоотправители, у которых есть собственный флот и те, которые хотят больше конкуренции при фрахтовании чужого флота. В основном — это зернотрейдеры. В остальном таких жестких противоречий нет, особенно, когда бизнес видит потенциальные ловушки в виде чиновников, принимающих решения в ручном режиме.
В любом случае на рынке ждут окончательного текста законопроекта. И хотят, чтобы его обязательно показали перед следующим рассмотрением — чтобы не было так, что замечания, которые юристы, эксперты компаний делали и присылали в транспортный комитет, так и остались исключительно в виде разговоров на недавней встрече.