Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Адмирал Колчак: украинский сюжет

17 февраля, 2012 - 13:46

«Прошу принять мою благодарность за высказанное мне приветствие и от души желаю молодому обществу послужить делу организации и объединению Украины ради общей пользы нашей Родины» — так в начале апреля 1917 года обращался командующий Черноморским флотом адмирал Александр Колчак к только что созданной Черноморской украинской общине Севастополя и ее совету.

Не факт, что адмирал в то время делал далеко идущие политические расчеты. Скорее всего, он, как и несколько позже главнокомандующий русской армией Лавр Корнилов, увидел: украинизированные военные части значительно дисциплинированее, чем другие. А комплектация личного состава Черноморского флота традиционно осуществлялась в первую очередь за счет выходцев из украинских губерний. Поэтому, вероятнее всего, кадровый офицер исходил, прежде всего, из интересов сохранения боеспособности флота. В таком деле Александр Колчак не боялся идти навстречу пожеланиям украинских политических сил и даже частично опираться на них. А его жена София Колчак, как сообщала газета «Новый совет», в начале мая 1917 года записалась в Черноморскую украинскую общину.

Сам же командующий флотом принял участие в праздновании севастопольскими украинцами Троицы. Тогда Украинская Центральная Рада решила по случаю этого религиозного праздника провести своего рода украинский день. Поэтому 27 мая 1917 года будущий Верховный правитель России явился на двадцатитысячный митинг под лозунгами «Хай живе вільна Україна», «Наше військо — наша сила», «Хто матір забуває — того Бог карає», «Борітеся — поборете», принял участие в панихиде по Тарасу Шевченко и выступил с речью. Как рассказывали свидетели, адмирал также упомянул о борьбе казаков за лучшую долю страны и заявил, что «очень рад за праздник — праздник воскресения и возрождения Украины»; он уверен, что «крепкий дух настоящей украинской демократии — это скала, о которую разобьются наши враги», и видит «зарю новой жизни свободного народа украинского». Колчак приветствовал украинскую общину и пожелал «большого расцвета бессмертной Украине».

Известно, что в июне 1917 года в ответ на постановление Севастопольского совета разоружить офицеров Александр Колчак демонстративно бросил свою Георгиевскую саблю в море и сдал дела командующего флотом. Большинством в таких советах на то время располагали русские эсеры. Но между матросами Черноморского флота начала формироваться также организация украинских эсеров. Ее отношения с русскими визави, как констатировала в начале сентября того же года газета «Боротьба», были «очень напряженными». Большинство Черноморской украинской общины — матросы, именно среди них сильнее всего чувствовалось влияние украинских эсеров. Поэтому появление в конце мая адмирала под сине-желтыми флагами и его пламенное проукраинское выступление выглядело как своего рода политическое маневрирование.

Вспоминаю о приведенных фактах вот почему. В канун Нового года по одному из телеканалов в который раз показали русский сериал «Адмирал». (Конечно, о некоторой, так сказать, украинизации Колчака в Севастополе там речь не шла. — Ред.). Прежде мне посчастливилось посетить Севастополь, где во время беседы на Графской пристани внимание привлек красноречивый факт: несмотря на то что на государственном учете в городе состоят 2063 мемориала, среди них нет ни одного, связанного с плеядой имен лидеров белого движения (об украинском молчу) и событий, с ним связанных. Разве что памятная доска такого содержания: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 года». И знак жертвам так называемой варфоломеевской ночи в Севастополе — разным офицерам и гражданским лицам на заре становления советской власти в феврале 1918 года. Оба, кстати, не находятся на государственном учете.

Что же касается телефильма, то в свое время его появление послужило своеобразным элементом обсуждения необходимости увековечить память Александра Колчака в Севастополе. В 2008 году пресс-служба горгосадминистрации сообщила, что «один из состоятельных людей города решил стать меценатом и подчеркнуть значение города в годы Первой мировой войны как военно-морской базы. Он готов профинансировать работу и установку памятника адмиралу Колчаку. Теперь выбирается город для мемориала, создаются эскизы памятника». Реакция части жителей города была негативной. Адмирала обвинили в измене, небрежном командовании, дезертирстве, лжи, массовых расстрелах в Сибири... Вот один из шутливых комментариев в Интернете: «Поставить Колчака рядом с Сагайдачным, пусть любуются морем». А может быть, и в самом деле в памяти о них есть что-то общее? В конце концов, вспоминал же адмирал о казаках на митинге в Севастополе...

Александр Колчак с июня 1916-го по июнь 1917 года возглавлял Черноморский флот, до 1919 года в Севастополе жила жена адмирала, а в Каменце-Подольском — его сын Ростислав. Следовательно, Колчак и его семья непосредственно связаны с Украиной. Из всех лидеров белого движения адмирал, по-видимому, наиболее взвешенно относился к украинским патриотическим стремлениям, оставаясь в то же время сторонником «великой неделимой России». А еще стоит вспомнить о его вкладе в географическую науку как полярного исследователя и, если идет речь о распространенных в массовом сознании оценочных суждениях, избавиться от некоторых комплексов прошлого. О другом — пусть спорят историки.

Владимир БОЙКО, Чернигов — Севастополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ