Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украденное будущее

В столице открылась фотовыставка о работе и восстановлении школ на Востоке Украины
15 сентября, 2020 - 19:45

«Когда мама заплетала мою сестру, осколки стекла из окна упали на них. Снаряд упал недалеко от нашего двора. Мы часто прятались в подвалах, но мы не чувствовали себя в безопасности там, потому что было темно. Единственным безопасным местом была школа, там было бомбоубежище... Мы бы хотели ходить в школу, которая была бы безопасной и защищенной, например, которая была на небесах и которую защищали единороги» — это рассказ двух десятилетних сестер, живущих недалеко от линии разграничения. Девочкам, наверное, повезло, потому что во многих школах нет даже бомбоубежищ.

С начала войны на востоке Украины более 750 школ были повреждены или разрушены, десятки детей и учителей пострадали от обстрелов, зафиксировано 37 случаев использования школ в военных целях. Трудно даже представить, какие усилия нужно прилагать 670 тысячам детей, проживающих в районах, расположенных близ линии разграничения и рядом с ней, чтобы получить образование.

Приведенная история и ряд других получили возможность быть услышанными благодаря фотовыставке «Школы как территории мира детям», открытой организацией Save the Children в сотрудничестве с Уполномоченным Президента Украины по правам ребенка, Генеральным директоратом Европейской Комиссии по вопросам гражданской защиты и гуманитарной помощи (ECHO) и Министерством иностранных дел Норвегии. На выставке наряду с работами известного фотографа Саши Маслова разместились также истории детей, родителей и учителей, которые стали героями его фотографий.

МАРИНА. УЧИТЕЛЬНИЦА. 42 ГОДА

«ПОРАЗИЛИ РАЗБИТЫЕ ОКНА, БОМБОУБЕЖИЩЕ, ГДЕ ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ ДЕТИ И УЧИТЕЛЯ»

Нынешний учебный год особенный не только из-за карантинных ограничений, но и тем, что в первый класс пойдут дети, которые не видели мирной жизни. И в дополнение к украденному счастливому детству, своему прошлому, под угрозой оказалось и их будущее, что отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Норвегии в Украине Эрик Сведал: «Если у детей не будет доступа к качественному обучению, они будут не только лишены этого права на образование, их будущее украдено. И это потом повлияет на всех нас, ведь когда дети вырастут без надлежащего образования, они не смогут сыграть надлежащую роль в обществе, чтобы построить тот мир, который хорошо работает, в котором царит демократия и инклюзия».

Это только усиливает важность улучшения условий для получения образования, которые сейчас, мягко говоря, неудовлетворительные. В частности, впечатлениями от поездки на восток поделился Самьюэль-Мари Фанон, Глава миссии ECHO: «За эти пять лет, нахожусь в Украине, я очень много ездил на территории, где продолжается конфликт. Я смог побывать и на подконтрольной, и на неподконтрольной Украины территории. Во время тех поездках (иногда с организацией Save the Children, иногда — с ЮНИСЕФ, Международным Комитетом Красного Креста) я побывал во многих школах. И меня поразили эти разбитые окна, здания, поврежденные снарядами, бомбоубежища, где должны сидеть дети и учителя».

ВЕРА И ИРА, 10 ЛЕТ

Фотограф Саша Маслов, который не смог находиться на выставке персонально, прислал свой отзыв: «Во время поездки из Киева в Северодонецк и глядя в окно, понимаешь, что развитие и прогресс, который заметен вдоль широких проспектов крупных городов и междугородных трасс, почти исчезают, чем ближе подпираешься к линии разграничения, которая висит рядом с жизнью людей, оказавшихся в заложниках войны, темным облаком, которое в любой момент может ударить грозой. Люди и их жизнь — самое ценное, что может быть в иерархии любого социума, в маленьких городках и селах выглядят забытыми и государством, и соотечественниками, и порой собой. Это не распространяется на героев, которых мы встретили во время проекта Save the Children. Они, наоборот, давали надежду на лучшее».

«НА УРОКАХ МЫ ОТВЛЕКАЛИСЬ ОТ ТЕМЫ, ПОТОМУ ЧТО ДЕТИ ХОТЕЛИ ВЫГОВОРИТЬСЯ»

Вот, например, история 14-летнего Льва: «У нас дома тряслись окна, мы просто садились подальше от них на пол и ждали, когда это все закончится. Так примерно четыре дня, пока мой отец не вырыл нам землянку. В ней мы находились примерно три дня под все эти шумы пролетающих самолетов, выстрелов, проезжающих танков и БТР, мы просто ждали, когда это закончится. И примерно на утро четвертого дня мы поняли, что это никогда не закончится. Все эти события породили во мне довольно много негатива, всяких разных переживаний, мыслей, от которых я нашел отдушину в ремонте велосипеда, рисовании и спорте».

Не менее впечатляет и история учительницы, фото которой тоже можно увидеть на выставке: «Нам, учителям, нужно было брать себя в руки, не показывать своего страха перед детьми. На уроках мы очень часто отвлекались от темы, потому что дети хотели выговориться и рассказать о своих переживаниях. Как и многие женщины, я думала о том, что надо чем-то заняться, чтобы не жить все время в страхе. Попытались спеть некоторые песни, и получалось неплохо. Репетиции проходили в холодном помещении, мы изготавливали собственноручно концертные костюмы, вышивка тоже стала утешением. Я решила приобщить детей, потому что это отвлечет их от грустных мыслей. Сработало. Кто-то поет, кто-то танцует, делает декорации и костюмы. Наши концерты в соседних селах наполняли эмоциями не только нас, но и возвращали интерес к жизни у людей, для кого мы выступали, и которые часто теряли его».

«ПЕРЕЖИВАЮТ, ПРОСНЕМСЯ ЛИ ЗАВТРА...»

Впрочем, то, что дети, их родители, учителя смогли найти способ, как поддерживать себя и родных в сложных ситуациях, вовсе не означает, что им не нужна помощь. Об этом заявил и генеральный директор Национального музея Тараса Шевченко Дмитрий Стус: «Наш музей с 2015 года тесно сотрудничает с библиотекой в городе Дружковка, там мы сделали хаб, поэтому знаем о детской боли, трагедии непосредственно с глаз тех детей, с которыми общались. Что-то удалось сделать, что-то нет, но культурное пространство все-таки создано и оно приносят детям, «опаленные войной», хоть немножко радости. Но люди от этого устают. Пять лет войны будто приучили относиться к детским страданиям как к чему-то привычному и банальному. Поэтому я благодарю организаторов за то, что вы напоминаете, что этого не должно быть».

Это подтверждают и слова девочки Дарьи: «Я хочу, чтобы вы понимали, что мы такие же дети, как и все, просто сложились такие обстоятельства, что там, где мы сейчас живем, накопилось много факторов, которые влияют на нашу жизнь очень негативно. Уже в таком возрасте мы переживаем сложный жизненный путь. Многие дети волнуются, как поступить в вуз, что делать в свободное время. Мы тоже об этом переживаем, но кроме этого, мы переживаем, проснемся ли мы завтра. Если проснемся, то мы проснемся на территории Украины? Или получим новый статус — и будем на оккупированной территории. Мы хотим, чтобы взрослые понимали, что априори не должно быть так, чтобы ребенок боялся, когда закрывают громко дверь, и у него начинается истерика. Когда ребенок просыпается в панике, потому что он думает, что на улице стреляют, выбегает, а ее родители успокаивают — это на улице был просто дождь с громом. Каждый день мы переживаем за безопасность всех. Мы приходим домой и не можем рассказать, что мы чувствуем, потому что понимаем, что у нас есть родители, которые и так переживают за нас, и так мы только ухудшим ситуацию в семье, поэтому все это накапливается».

На выставке не в одной истории можно услышать, что последствия пережитого никуда не исчезают. Так, найденные детьми и взрослыми способы психологического спасения позволяют отвлечься, успокоиться хоть на время, но они не заживляют раны. Вся боль накапливается.

Как рассказала Юлия, мама двух близнецов: «Силы у меня брались благодаря тому, что у меня очень много знакомых, которые помогают справляться со стрессом. Это, пожалуй, самое главное в условиях конфликта — быть спокойным, уравновешенным. Если этого не будет, то, конечно, будет очень много болезней. Это то, что происходит с нашими детьми, они уже очень болеют, у них сложные диагнозы».

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЯТА, ИМПЛЕМЕНТАЦИЮ — ОЖИДАЕМ

«Мы очень хорошо знаем о влиянии конфликта на Востоке Украины. Без помощи психологические эффекты и тот стресс, в котором находятся дети, может длиться очень долго, даже после того, как конфликт закончится. Дети должны быть в безопасности в школе, и если мы не сможем их защитить — это будет тяжелая трагедия. В прошлом году, когда мы запускали нашу кампанию «Защити детей от войны», мы хотели защитить детей, живущих в ситуации конфликта, а потому ключевой нашей целью в украинском контексте было подписание и имплементация «Декларации о безопасности школ», — рассказывает Дариуш Зитек, директор представительства Save the Children в Украине.

Декларация, за которую так долго проводила адвокационную кампанию Save the Children вместе с партнерами, таки была подписана в ноябре прошлого года. Она предусматривает ряд конкретных обязательств по защите учебных заведений во время вооруженного конфликта. Это документирование жертв и ущерба в результате нападений на школьников, работников образования и образовательные объекты, оказание помощи пострадавшим, поддержка разработки гуманитарных программ, способствующих продолжению образования во время военных действий. Декларация содержит также несколько указаний по защите школ и университетов для использования в военных целях во время вооруженных конфликтов. В них указаны практические рекомендации, а в комментариях — приведены примеры, каким образом другие страны реализуют положения документа.

Уже прошел год с момента подписания «Декларации о безопасности школ», но до сих пор не решен вопрос ее осуществлении. Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Николай КУЛЕБА заверил, что вопросы защиты образования занимают важное место в деятельности Президента Украины. Поэтому надеемся, имплементация упомянутого документа состоится. Не только взрослые, но и особенно дети Донбасса ее очень ждут. Как поделилась Дарья: «Год назад мы тоже приезжали в Киев и собирались по поводу подписанию Украиной «Декларации о безопасности школ». Очень хочется, чтобы обработка этих документов сдвинулось с мертвой точки и чтобы что-то делалось. Потому что когда ты живешь на той территории, то не видишь результатов».

Как отмечает Дариуш Зитек: «Дети, которые родились, когда начался конфликт на востоке Украины, сейчас первоклассники. Будем надеяться, что для этих школьников, так же как и для их старших сверстников, возможность пойти в школу больше не будет вопросом жизни и смерти».

Мария ЧАДЮК, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ