ЛЮДИ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ И ПРОФЕССИЙ ГОРЯТ ОБЩИМ ДЕЛОМ
Насте Тяпковий двадцать три. В этом году она окончила магистратуру юридического факультета. В свои студенческие годы активно присоединяется к различным волонтерских инициатив. Так, девушка волонтерила в детских лагерях и школах-интернатах для детей с инвалидностью. Два года назад Настя присоединилась к сообществу «Молодежь за Мир» в Киеве. Эта организация занимается бездомными, одинокими пожилыми людьми и цыганами, имеет представительства в нескольких городах Украины. Волонтер вспоминает, что увидела рекламу в Фейсбуке и очень обрадовалась. Давно искала волонтерскую организацию, где может помочь не только деньгами или профессиональными способностями. Выбрала работу именно с бездомными, потому что поняла, что о них меньше всего беспокоятся. Говорит, что такой подход, как «сами стали бездомными — сами пусть и решают свои проблемы», не работает, потому что жизнь этих людей никак не меняется от такой философии. «Как можно чувствовать себя полностью счастливым, если у тебя есть люди, исключенные из общества, без будущего? Они часть того социума, которым является и ты сам», — говорит волонтер.
Настя заполнила анкету и со временем пришла на свою первую раздачу бутербродов бездомным. Вспоминает, что не испытывала смущения, потому что все относились к ней очень дружно. Волонтеры провели экскурсию по офису сообщества, рассказали о совместных путешествия: в Аушвиц, разных сборах, которые ежегодно проводили в разных странах. «Тогда я поняла, что попала даже в лучшее место, чем ожидала: люди разных возрастов, профессий и жизненных интересов горели общим делом и просто любили проводить время вместе, общаться, путешествовать», — рассказывает девушка. Сейчас Настя Тяпкова не просто волонтер, но и координатор двух проектов: раздачи пищи для бедных и посещение пожилых людей в доме престарелых.
ОБЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЗАБОР И ВИДЕОСВЯЗЬ
Карантин изменил работу организации «Молодежь за Мир». Когда Настя поняла, что пандемия будет продолжаться долго, понятия не имела, как продолжать общение со стариками. Коллеги «Молодежь за Мир» из Италии рассказывали, что с началом пандемии у них наибольшая смертность была именно среди пожилых людей, у некоторых было стереотипное мнение, мол, пожилых людей не так жалко. Настя считает такой подход неправильным. Она, как и другие волонтеры организации, продолжила помогать старикам. В дома престарелых перестали пускать посторонних, а у многих дедушек и бабушек не было телефонов. Однако волонтеры очень быстро сконтактировали с директором дома престарелых. Так договорились, что будут общаться со стариками через забор, по возможности созваниваться, передавать еду и медикаменты. Кроме этого организовали акцию, во время которой любой мог написать письмо для жителей дома. Позже купили планшеты и теперь общаются с дедушками и бабушками онлайн.
Настю удивляет, какими щедрыми могут быть люди, которые так мало имеют. Рассказывает о дедушке по имени Людвиг из дома престарелых: «Когда приходишь к нему в гости, то первый вопрос: «Что будешь есть?». А дальше, не дожидаясь ответа, он выкладывает на стол все, что имеет, и впопыхах наливает тебе чай или кофе. Мне еще ни разу не удалось уйти голодным из его комнаты». Даже во время карантина, когда пожилых людей не выпускали за территорию пансионата, дедушка каждый раз при встрече что-то передавал Насте: баночку варенья или меда, а однажды принес две литровые банки кофе.
БОЛЕЕ 1000 ПОРЦИЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ
Формат раздачи пищи бездомным тоже пришлось изменить, как только начался карантин. Сначала Настю пугала мысль, что из-за закрытия общественного транспорта волонтеры не смогут готовить пищу в офисе и раздавать ее в разных точках в Киеве. Говорит, большинство организаций, которые кормили бездомных до пандемии, закрыли свои раздачи. Однако волонтеры решили готовить дома самостоятельно и просили неравнодушных делать то же самое. Чтобы добраться до точки раздачи, вместе собирали деньги на такси или искали людей с собственными автомобилем. Сейчас, когда карантин ослабили, волонтеры вернулись к предыдущему графику раздач пищи: готовят в маленьких группах в двух офисах в Киеве и раздают пищу четыре раза в неделю на Дарнице, Подоле, вокзале и Майдане Независимости. Все продукты покупают в основном за свой счет. При этом волонтеры соблюдают требования карантина: во время раздач используют масками, перчатками, антисептиками, а также раздают эти средства гигиены бедным. Настя говорит, что точек раздач во время карантина стало больше: присрединились многие неравнодушные, во время карантина раздавали более 1000 порций еды в течение недели.
Волонтер вспоминает, как во время одной из раздач к ним подошел мужчина и попросил бутерброд, а потом расплакался. Оказалось, что до карантина он имел свой магазин детской одежды и часто помогал малообеспеченным семьям. Теперь ему было стыдно самому попросить о помощи, потому что из-за карантина потерял работу. «Я тогда подумала, что уязвимость считается каким-то пороком, что надо быть «самодостаточным», ни от кого не зависеть, а под силой часто понимается только физическая сила, власть и социальный статус, который ты, имеешь, но никто не застрахован от того, чтобы с ним не произойдет подобная ситуация», — рассказывает Настя. Еще одна карантинная история, которая поразила девушку — история бездомного Валеры. Парню 22 года. Он жил в недостроенном помещении в киевском парке. Ранее жил с братом в Житомирской области. Там не мог найти работу, поэтому работал в Киеве на стройках. Во время карантина остался без работы. «Он передавал через нас другим бездомным еду, которые не могли прийти на раздачу. Мы же помогли ему добраться домой в Житомирскую область, оплатили Bla-Bla Car. Дома ему удалось найти работу грузчиком. Мы до сих пор поддерживаем связь», — рассказывает Настя.
Какими будут следующие раздачи пищи и в целом работа сообщества, зависит от условий карантина. Настя говорит, если снова закроют общественный транспорт, волонтеры будут искать альтернативу для развозки еды: либо сбрасываться на такси или искать кого-то со своими автомобилями. Что касается домов престарелых, то туда до сих пор не впускают посторонних. Однако волонтеры передают продукты и лекарства для стариков, общаются с ними и через забор, и по телефону.