Нынешняя война в Нагорном Карабахе, вспыхнувшая утром 27 сентября, для большинства государств мира стала неприятной неожиданностью. Но и Армения, и Азербайджан оказались к ней готовы. Что характерно, о предстоящем возобновлении боевых действий наверняка была осведомлена Турция. Без ее гарантий Азербайджан вряд ли бы решился предпринять широкомасштабное наступление в Карабахе. Скорее всего, Баку получил от Анкары обещание вмешаться в случае, если на стороне Армении выступят российские войска. Разумеется, такой сценарий выглядит крайне маловероятным. Можно предположить, что Турция, так или иначе, предупредила о своей позиции Россию. Также знали о предстоящем азербайджанском наступлении США. Американские посольства в Баку и Ереване еще 25 сентября предупредили американских граждан в Азербайджане и Армении ни в коем случае не приближаться к зоне конфликта и по возможности оставаться в столицах двух государств. И Турция, и Азербайджан, что немаловажно, признали Александра Лукашенко президентом Белоруссии после недавних явно нечестных выборов. Правда, Армения также оказалась среди 15 стран, признавших Лукашенко победителем.
В этой ситуации Кремль предпочел бы выступить в роли посредника для урегулирования очередного кризиса, а не становиться безоговорочно на сторону Армении, тем более, что Владимир Путин терпеть не может армянского лидера Никола Пашиняна, пришедшего к власти посредством революции, наподобие той, что сейчас происходит в Белоруссии. Возможно, для президента России идеальным исходом нынешнего витка карабахского противостояния стало бы частичное поражение Армении — такое, чтобы Нагорный Карабах в целом остался бы под ее контролем, но часть населенных пунктов была бы потеряна армянскими войсками. Поражение Армении при этом должно быть достаточно серьезным, чтобы вынудить Пашиняна уйти в отставку, но не столь катастрофическим, чтобы привести Армению к полной утрате Нагорного Карабаха и капитуляции. Однако столь точно рассчитать все в ходе реальных боев не представляется возможным, и частное поражение может в любой момент перерасти в общий разгром. Пока же в разговоре с позвонившим ему Пашиняном российский президент выразил «серьёзную озабоченность» из-за возобновления «широкомасштабных боестолкновений» и говорил, что «важно предпринять все необходимые усилия для того, чтобы не допустить дальнейшей эскалации противостояния, а главное — нужно прекратить военные действия». Но вопрос в том, сколь активно Россия будет добиваться прекращения огня.
Азербайджан рискнул начать крупномасштабное наступление по всей линии карабахского фронта, принимая во внимание сложившуюся в данный момент международную обстановку. А она определяется двумя важнейшими факторами: послевыборным кризисом в Белоруссии и отравлением Алексея Навального. Откровенные фальсификации на президентских выборах и массовые белорусские протесты сделали Лукашенко нелигитимным президентом в глазах Евросоюза и Запада в целом. В этих условиях работа Минской группы по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта оказалась полностью парализована. Ее участники теперь не могут даже встретиться в охваченном волнениями Минске. А отравление Навального, явно произведенное по приказу российских властей, весьма основательно рассорило Путина с западными лидерами и сделало его «персоной нон грата». Данное обстоятельство исключает быстрые совместное выступление России, ЕС и США в пользу немедленного прекращения огня в Карабахе.
Таким образом, в Баку, судя по всему, рассчитывают осуществить операцию с целью занять часть или, если повезет, всю территорию Нагорного Карабаха и прилегающих к нему азербайджанских территорий, оккупированных армянскими войсками. Недаром Ильхам Алиев заявил о своем намерении покончить с проблемой Карабаха. По тому, как действуют сейчас азербайджанские войска, складывается впечатление, что цели у них весьма решительные. Судя по всему, главные удары наносятся на флангах карабахского фронта с целью отрезать Нагорный Карабах от территории Армении, а затем уничтожить лишенную снабжения армию Нагорно-Карабахской Республики. И кое-каких успехов азербайджанцы достигли уже в первый день наступления.
Наиболее серьезным из них стал захват вершины Муров горного хребта Муровдаг азербайджанскими войсками в Геранбойском направлении фронта. Отсюда они контролируют огнем и визуальным наблюдением автомобильную дорогу военного значения Варденис-Агдере, соединяющая оккупированные территории Азербайджана и Нагорный Карабах с Арменией. Возможности Еревана снабжать Нагорный Карабах в Кельбаджарском и Агдеринском направлениях оказались очень ограничены. Азербайджанская сторона утверждает, что армянский гарнизон в городе Агдере (Мардакерт) окружен, и предлагает ему сдаться.
Армянская сторона это отрицает. Серьезность ситуации доказывается тем, что Армения и Нагорный Карабах уже вынуждены были объявить всеобщую мобилизацию, тогда как Азербайджан пока что от нее воздерживается (позже стало известно, что президент Азербайджана Ильхам Алиев таки объявил о мобилизации, но частичной). На другом фланге азербайджанские войска отбили несколько сел на Физулинско-Джабраильском направлении и явно приближаются к дороге, ведущей из Нагорного Карабаха в Иран. Если и эта дорога окажется перерезанной, для снабжения Нагорного Карабаха из Армении останется только дорога через Лачинский коридор, самая длинная и проходящая по гористой местности. Если армянским войскам не удастся контратаками вернуть потерянные позиции в ближайшие часы и дни, то территория Нагорного Карабаха останется под серьезной угрозой.
И для Азербайджана, и для Армении особенно важным является то, сколько дней продлится нынешний конфликт. На практике это зависит от того, как быстро внешние силы в лице России, США и стран Евросоюза смогут принудить стороны к прекращению огня. Баку имеет существенное превосходство над Ереваном в авиации, ударных беспилотниках и танках, но для полной оккупации Нагорного Карабаха, по самым оптимистичным оценкам, азербайджанским силам потребуется не менее двух недель. А столь долгого срока для ведения боевых действий у них наверняка не будет. Пока что Ильхам Алиев и Никол Пашинян укрепили свое внутреннее положение и ослабили давление со стороны оппозиции, введя военное положение. Однако в случае поражения давление оппозиции на власть в обоих государствах может резко усилиться. Для Азербайджана поражением будет тот сценарий, при котором вооруженные силы Армении и Нагорного Карабаха с помощью контратак восстановят свое положение, и азербайджанское наступление провалится. Для Армении поражением можно будет считать ситуацию, когда азербайджанские войска смогут захватить и удержать важные стратегические позиции в Карабахе.